Заседание Экспертного совета на тему : «Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов»
Доклад
Вырвы Л.В. на НПК учителей и учащихся гимназии
«Артпедагогика как инструмент повышения мотивации изучения языковых предметов»
Предметная Республиканская олимпиада – эффективный инструмент выявления, развития и поддержки детской одаренности. Каждый этап олимпиады ставит свои задачи. Анализ их выполнения обозначил проблемную зону и подтолкнул к исследованию. Поскольку гимназия реализует программу полиязычия, в фокус исследования попали 3 языковых предмета.
Количественный анализ участников школьного этапа (см. рис.1) показал, что наиболее популярен у гимназистов английский язык (49%), затем русский (37%) и значительно уступает казахский (17%). Поскольку выбор предмета на школьную олимпиаду особенно демократичен и личностно ориентирован, мы предположили, что выявленное соотношение подчеркивает мотивационную составляющую выбора. Тот факт, что мотивация определяет не только количественные, но и качественные показатели, продемонстрировали результаты городской олимпиады (см. рис. 2): при примерно равном количестве участников (20 по казахскому языку, 22 по английскому, 28 по русскому) качество значительно различается: 45% (9 призеров), 100% (22 призера) и 75% (21 призер) соответственно. Если ребенок мотивирован на изучение предмета, его знания будут глубокими, систематизированными, выходить на межпредметные связи.
Рисунок 1Рисунок 2
Для проверки гипотезы о том, как мотивация влияет на изучение предмета и косвенно на результаты обучения, мы провели анкетирование учащихся 5-9 классов. На вопрос «как вы выбираете предмет для участия в олимпиаде?» 32% указали пункт «интересно проходят уроки», 40% связывают с выбором профессии и 20% с успешной социализацией (чаще это именно неродные языки, знание которых способствует адаптации в многонациональной стране, за рубежом или же позволяет выстроить карьеру). Интерпретируя ответы на данный вопрос, можно утверждать, что каждый 2 ученик выводит на 1-2 место причину, объясняющую выбор предмета для углубленного изучения, именно интересные уроки.
Таким образом, перед нами встала задача предложить инструмент, который позволил бы учителю вызвать интерес к предмету, перейти на личностно ориентированное обучение, а через него и к повышению эффективности процесса преподавания и обучения. Из опыта работы кафедр английского и русского языков по применению интерактивных приемов обучения мы предполагаем, что артпедагогика как технология – решение, которое само просится в руки. Почему? (см. рис.3)
Рисунок 3
Сущность артпедагогики определяется как "синтез искусства и педагогики, обеспечивающих вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность" (Артпедагогика и арттерапия в спец.образовании: Учебник для студ. редн. и высш. пед. учебн. заведений) Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко,и др. М.:Издат.центр "Академия", 2001). Артпедагогика помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения. Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Искусство уникальным образом воздействует на человека, дает преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту: актуализирует средства выразительности речи и пластики, развивает творческий и эстетический потенциал, обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования.
Но не менее значимы и учебные задачи, которые решает артпедагогика:
содействие глубокому восприятию идейно-художественного содержания произведения;
пополнение словарного запаса;
обогащение речи разнообразными синтаксическими конструкциями;
совершенствование навыков выразительного чтения.
Такие же учебные задачи стоят на уроках языка и литературы. Разница между традиционной подачей материала и применением интерактивных методов и технологий, в том числе артпедагогики в том, что во втором случае повышается интерес к уроку и, следовательно, к изучаемому языку, процессу познания «чужой» культуры, которая может стать своей, что не может не сказаться на качестве обученности учащихся.
Таким образом, мы считаем целесообразным дальнейшее проведение научного эксперимента в следующем учебном году по эффективности применения технологии артпедагогики на уроках казахского, русского и английского языков и внеурочной деятельности в целях повышения мотивации и эффективности обучения.