Использование в педагогической практике эффективных информационно-коммуникативных образовательных технологий, как средство достижения положительного результата в преподавании естественно-математического цикла
Использование в педагогической практике эффективных информационно-коммуникативных образовательных технологий, как средство достижения положительного результата в преподавании естественно-математического цикла Новая педагогическая идея Никонова С.А. – преподаватель математики и информатики Сегодня трудно представить работу преподавателя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник справочная литература лекцияконспект урока. Сейчас учащиеся зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную преподавателем информацию с помощью компьютерных технологий. Следовательно, нам необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. Можно выделить главные плюсы компьютеризации в образовании:Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обученияПовышаются возможности индивидуализации обучения – за счёт подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний для конкретного учащегося. Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. В последние годы изменяются методы преподавания математики, для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет преподавателю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование информационных технологий на уроках помогает сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, и эффективнее, а также привлекательнее для учащихся. Многие изучаемые математические понятия, не могут быть показаны учениками непосредственно. Поэтому использую на уроке демонстрационные средства: рисунки, анимации, видеозаписи, слайды – что способствует формированию у учащихся образных представлений. Ещё одним положительным моментом презентации является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к урокам. Как показывает практика, компьютерные технологии выгодно использовать в различных ситуациях на разных этапах урока: Изучение нового материала (презентации лекционного материала расширяют возможности учащихся осмыслить и запомнить необходимую информацию на уроке); Тетраэдр Икосаэдр Гексаэдр Додекаэдр Октаэдр Нахождение конуса в природе В природе мы часто встречаем конус. Например, в песчаной пустыне Сахаре, где сами холмы представляют собой конус. Первичное закрепление приобретенных на уроке знаний и умений (обучающие программы позволяют ребятам изучать учебный материал в удобной для них последовательности, выбирая нужный темп с остановками внимания на вопросах, вызывающих у них затруднения; Контроль и коррекция знаний Использование информационных технологий позволяет иллюстрировать важнейшие понятия курса математики на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика. Как я раннее уже сказала, применять компьютерные программы можно на любом этапе учебной деятельности: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Задача педагога – правильно организовать эту работу. Программное обеспечение и наличие качественных содержательных электронно-образовательных ресурсов с высоким коэффициентом наглядности позволяет преподавателю экономить время при подготовке учебного материала и вносит разнообразие в его подачу. Электронно-образовательные ресурсы можно скачать в Интернете, купить на CD дисках или создать самим. В Интернете много ЭОР в открытом доступе. Большое количество качественных образовательных ресурсов по всем предметам и классам размещено на сайтах http://www.fcior.edu.ru , http://school-collection.edu.ru, и на прочих образовательных порталах. Большое разнообразие ресурсов для учителей содержится на официальных сайтах издательств, например на сайте издательства БИНОМ Лаборатория знаний (http://www.metodist.lbz.ru). Они включают видеолекции авторов учебников, наборы ЭОР к ним, программное обеспечение и интерактивные тесты.Каждый преподаватель, владея определенным навыком использования технических средств и располагая собственной медиатекой электронных ресурсов по преподаваемому предмету, может создать электронно-образовательный продукт для индивидуального использования на уроке. Для этого он должен соблюдать требования, предъявляемые к ЭОР и к мультимедиасредствам.В идеале, наглядная форма подачи материала, учет мультумедийных возможностей компьютера и мультимедиасредств позволяют существенно повысить эффективность урока, сделать его интересным и повысить мотивацию учащихся, воздействовать на его эмоциональное состояние.