Разработка урока по русскому языку в 3 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»


МБОУ «Староильмовская СОШ» Черемшанского муниципального района РТ
Открытый урок по русскому языку в 3 классе
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Подготовила и провела учитель
начальных классов Бикмурзина Е.Н.
2014-2015 уч.год.
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Цели урока: систематизировать знания детей об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД: развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД: развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, запись композиции П.И Чайковского «Времена года. Зима.», карточки с индивидуальными заданиями/.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Тренинг-настрой:
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать
- Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.
2. Актуализация знаний.
- Сейчас вы услышите музыкальную композицию известного композитора П.И Чайковского «Времена года. Зима».
-Какие картины зимней природы вы смогли «увидеть» во время слушания музыки?
- На протяжении всего урока нас будет сопровождать зимняя тематика. Но основной учебный материал будет связан с частью речи. Определите, с какой:

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(Имя существительное)
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. И повторим основные признаки одушевленных и неодушевленных имен существительных.
3. Самоопределение к деятельности.
35433002475865Предлоги
Союзы
00Предлоги
Союзы
43434001957705008001001957705002743200110426500171831011042650035433001332865Служебные
00Служебные
1181101332865Самостоятельные
00Самостоятельные
1600200471805ЧАСТИ РЕЧИ
00ЧАСТИ РЕЧИ
А. -Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал о частях речи. (составление кластера)-слайд

0-5080Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
00Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол

Б. Игра «Продолжи фразу».- слайд 2
Имя существительное обозначает …
Имена существительные отвечают на вопросы … и …
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
4. Формирование способов практических действий.
Минутка чистописания.
-Зябко зайчику зимой
По земле поземка,
Заскользил по льду косой от лисы и волка.
-Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения?
-Охарактеризуйте звук [з].
Письмо: Зз зима заяц земля
- Что объединяет эти слова?
- Выберите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.
5. Орфографическая минутка. – слайд 3
З.ма Сн.жок (работа по вариантам, 2 учащихся работают у доски)
хол.д в.тероксн.говик л.док- Какое правило нужно применить, чтобы выполнить задание?
- Определите: одушевленные или неодушевленные имена существительные?
6.Работа в группах. ТОКИН МЭТ.
Перед вами листочки. Вам нужно записать всевозможные слова и выражения, связанные со словом «СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
- Подводим итоги. Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.
7. МИКС-ПЭА-ШЭА
1.Под музыку двигаемся по классу.
2. Музыка останавливается. «Встаньте в пары»
3.Ученики встают в пары и дают «пять»
4. У каждого на листочках задания. За 30 сек.вы должны подготовить задания и поделиться с партнерами, используя «ТАЙМД ПЭА ШЭА»
Найди имена существительные. Определи одушевленные и неодушевленные.
1)Свежий пушистый снег укрыл землю.
Белка приготовила на зиму орехи.
Найди имена существительные. Определи одушевленные и неодушевленные
2)Синица, лед, снегирь, шарф, шуба.
8.Зрительный диктант. – слайд 4
Трещат морозы.
Снег укутал деревья.
Медведь спит в берлоге.
- Найдите в предложении имена существительные. Определите одушевленные и неодушевленные.
9. СИ-ФИНК-УАНДЭ
- Перед вами картина .(слайд 5)
1. Что вы видите?
2. Что вы думаете об этом?
3. О чем заставляет вас задуматься»
Ваша задача записать по 3 одушевленных и неодушевленных имени существительных.
10. Домашнее задание:
Стр 6 упр. 3-4 в рабочей тетради.
Рефлексия. - слад 5
-Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим.
-Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь.
- Я считаю, что было трудно на уроке.