Конспект урока по русскому языку с презентацией Одушевленные и неодушевленные имена существительные ( 2 класс)


Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
Урок по русскому языку
на тему
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
2 класс
Разработала
Антропова А.А.
Учитель начальных классов
2012-2013год
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Дата проведения: 19 февраля 2013г
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Задачи:
образовательная – формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.воспитательная – связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
Слайд 1. «Урок русского языка»
I. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята. У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.
II. Актуализация знаний. Подготовительная работа.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами поможем одному сказочному герою найти мешок с подарками. Но сделать это будет не просто. По дороге мы будем выполнять различные задания. А вот и пришёл сказочный герой. А кто он, угадайте.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ... снеговик.
Слайд 2. «Снеговик »
III. Чистописание.
Для того, чтобы показать Снеговику, что мы отличные помощники мы должны с вами хорошо поработать. А это будет видно с помощью листа оценивания, где мы будем ставить оценки за каждое выполненное задание. А задания все лежат в конверте №1
Слайд 3. «Чистописание»
Итак, для начала покажем Снеговику, как красиво мы умеем писать. А помогут нам пальчики-помощники.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Запись числа, названия работы)
- Уважим Снеговика – пропишем букву, с которой начинается его имя. Что это за буква? Сс .Слайд 4-5. «Буква Сс»
Посмотрите на экран, проследите за ручкой и вспомните, как правильно пишется буква С. Пропишите до конца строки Заглавную и строчную поочерёдно.
Оцените свою работу по чистописанию
IV. Словарно – орфографическая работа.
Слайд 6. «Словарно – орфографическая работа.
Картинный диктант».
-Итак первое задание: отгадать словарные слова. Поможем Снеговику? Я читаю загадки, вы отгадываете и записываете ответ.
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Заяц).
Есть ребята у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (Коньки)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.(Собака)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя?(снегирь)
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? …(тетрадь)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..(карандаш)
Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? … (дорога)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(воробей)
(В тетрадях записаны слова: заяц, коньки, собака, снегирь, тетрадь, карандаш, дорога, воробей)Проверьте свою работу. ПРОГОВАРИВАЕМ ПО СЛОГАМ. Верно, ли вы сделали? Оцените себя.!!!!!!Что мы можем сказать об этих словах? ( в какую группу их можно всех объединить?) Это имена существительные. А что мы знаем об именах существительных?
. Проверим теоретические знания об имени существительном. Снеговик предлагает выполнить тест. Достаньте из 1 конверта жёлтый лист, который называется «ТЕСТ. Что такое имя существительное?». Подпишите его.
Слайд 7. «Работаем Самостоятельно.(Тест)»
Работа с тестом
1) Существительное- это
a) Самостоятельная часть речи
б) Служебная часть речи
2) Имена существительные обозначают
a) Признак предмета
б) Действие предмета
в) Предмет
3) Имена существительные отвечают на вопросы
a) Кто? Какой?
б) ЧТО? Что делает?
в) Кто? Что?
4) Укажите имена существительные
a) Мороз, далеко, холодильник
б) Яблоко, сапоги, глаза
в) Мама, папа, смотрит
5) Выдели строчку имен собственных
a) Антон,Кошка,Мама
б) Дедушка, Карина, Иван
в) Коля, Вероника, Алина
Ключ: 1) а, 2) в, 3) в, 4) б, 5) в.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь листами . Проверьте работу по ключу. Слайд 6. «Ключ»
- Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой?
Оцените друг друга.
(Листок оценивания!!!!)
V. Сообщение темы и цели урока.

- Вернёмся к словам.
Слайд 6. «Словарно – орфографическая работа.
Картинный диктант».(возвращаемся)
На какие две группы можно распределить слова? (одушевленные и неодушевленные). Объясните свой выбор. О чём мы сегодня будем говорить? Что мы будем сегодня изучать вместе со Снеговиком? ( в русском языке используют термин одушевленные и неодушевленные имена существительные)
VI. Группировка слов по признакам.
Слайд 9. «Таблица»
Снеговик предлагает провести исследование. Работаем парами.. Достаньте из 1 конверта белый лист. На листочках с помощью стрелок распределите слова на две группы.
Одушевлённые имена существительные заяц,
коньки,
собака,
снегирь,
тетрадь,
карандаш,
дорога,
воробей
Неодушевлённые имена существительные
Разделите слова на 2 группы.
На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему? (кто?)
На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему? (что?)
Давайте проверим. ( Нажать на этот же слайд)
Делаем вывод:
Слайд 10 «Вывод»
К каким существительным ставится вопрос кто? Что?
Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными. К
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными. Оцените себя!!!!
Слайд 11 «Физкультминутка»
Физкультминутка под музыку
VII. Работа по теме урока. Закрепление.
Слайд 12. «Один ум хорошо, а два лучше (самый внимательный)»
«Самый внимательный»
- А теперь Снеговику хотелось бы проверить, насколько вы внимательны. Под конвертом лежит лист 1 на парту.
- Работать будете в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше».
- В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов.
- Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите.
(2 работают у доски)
тимдятелтрьбгбелкаоькдотонпвстснежокбрлюлшгелесаыукбпоепокрывалотенгмзимамигв- Проверка.
Слайд 13 «Не зевай проверяй»
дятел, снежок, лес, белка, покрывало, зима
Слайд 14 «Слова»
-Полученные слова помогут нам в дальнейшей работе с текстом.
Работа с текстом.
- Достаньте из конверта лист. Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо, используя полученные слова, восстановить текст. Вместо точек поставьте подходящее по смыслу слово.
Слайд 15 «Работа с текстом»
Наступила (что?)………. Белое пушистое (что?)……….. укрыло землю.
(Что?) ……….. украсил деревья. Вот (кто?)…………. прыгает с ветки на ветку. А (кто?)……… стучит по верхушки дерева. Хорош (что?)……….. зимой.
- Прочитаем получившийся текст. - О чём говорится в тексте?
Проверьте свою работу.
Слайд 16 «Работа с текстом. Проверка»
Оцените себя!
Слайд 17«Разноуровневое задание»

VIII. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)
-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого мы, я и Снеговик, проверим насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
- У вас в конвертах осталось два листа, вам необходимо выбрать задание по силам. Красная карточка – это уровень на 5.Синяя – на 4.Если выполнено , конечно, без ошибок.
Карточка №1 (синяя)
Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.
Карточка №2 (красная)
Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик.
- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.
Вложите все листочки, на которых вы работали, снова в конверт. Проверка карточек осуществляется после урока. Положите их на край стола.
Слайд тот же
XI. Итог урока.
- Ну вот, мы и выполнили все задания Снеговика.
1) Положите перед собой листы оценивания.
-Поднимите руку, кто получил в основном все 5 и получает предварительно «5»?
- У кого больше 4 и предварительная «4»?
- Кто выполнил задание и не испытал никаких особых затруднений?
- Что именно было тяжело?
Слайд 18«Домашнее задание»
X.Домашнее задание.Д.З. в конвертах №2. Задание на дом, подобное тому, которое только что вы выполнили.
Слайд 19«Благодарность Снеговика