Выступление на МО учителей иностранного языка по теме Конструирование современного урока иностранного языка, отвечающего требованиям ФГОС
Николаевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области
Конструирование современного урока иностранного языка, отвечающего требованиям ФГОС.
Доклад на методическом объединении учителей английского языка Вейделевского района
Подготовила: Дерепаско
Елена Николаевна,
учитель английского языка
МОУ «Николаевская СОШ
Вейделевского района
Белгородской области.
2012-2013 уч.год.
Приоритеты образовательной политики, а, соответственно, цели и задачи образования, исходя из запросов общества, постоянно меняются, что отражается в образовательных стандартах. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, а личность самого ребенка и происходящие с ней изменения в процессе обучения. Следовательно, на современном этапе необходимо использовать такие формы и методы обучения, которые учитывают личностные особенности каждого школьника в отдельности.
В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения .В новом Стандарте четко обозначены требования к результатам обучения (рис. 1):
МетапредметныеЛичностные
Предметные
Основы системы научных знаний
Регулятивные:
управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Самоопределение: внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка.
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания».
Коммуникативные:
речевая деятельность, навыки сотрудничества
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
Познавательные:
работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения;
выполнение логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков.
Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения.
Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования подчеркивается, что личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение обучающегося возможностью самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение универсальными учебными действиями является основным результатом образования и дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Современный школьник сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, а достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Представляется очевидным, что универсальные учебные действия должны стать основой выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса. Овладение обучающихся универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Таким образом, сегодня необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта, где целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Очевидно, что для достижения этой цели, для формирования личности, способной конструктивно и творчески разрешать возникающие проблемы, совершенствовать свои знания в различных областях и адаптироваться к быстро меняющимся жизненным условиям, необходимо применять современные технологии обучения. Другими словами, обучение по новым образовательным стандартам невозможно без применения современных образовательных технологий, направленных на оптимизацию, актуализацию, систематизацию, гуманизацию образовательного процесса.
Одним из способов, позволяющим применять такие технологии, является структурно-композиционное моделирование учебных занятий - процесс создания специальной учебной конструкции, которая представляет собой внутреннюю организацию содержания занятия в логике взаимодействия учителя и учеников при работе над определенным учебным материалом, совокупность взаимосвязанных компонентов урока, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании. Характер этой конструкции обусловлен целью, содержанием, методами, приемами и способами деятельности обучающихся. Моделируя урок, учитель становится «режиссёром» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную учебную проблему (задачу).
Сущность структурно-композиционного моделирования заключается в использовании и комбинировании новых приемов, методов и технологий обучения, способствующих самоорганизации обучающего, конструированию его собственной деятельности для достижения им же поставленных целей обучения, формированию универсальных учебных действий.
С чего же начинать моделирование урока?
Выделяется три этапа создания урока: моделирование, проектирование и конструирование.
Первым этапом является моделирование (рис.2), так как модель урока сначала формируется в сознании преподавателя, когда разрабатывается общая идея его создания, формулируется проблема, вытекающая из конкретной темы урока, намечаются основные пути ее решения.
Тема
Цели
Содержание
Задачи
Методы
Проблема
Приемы
Формы
Этап моделирования
в первую очередь на данном этапе необходимо смоделировать проблему, отталкиваясь от темы урока. Такое построение начала структурно-композиционной модели урока требует от школьников преодоления трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблемы, поиска для ее решения, тем самым активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
Проблема служит, в свою очередь, средством для определения целей и задач, способствующих возникновению идей, с помощью которых можно осуществить замысел учебного занятия и решить проблему. Отсюда цель и вытекающие из нее задачи являются необходимым фактором для конструирования урока. Действительно, цель заставляет задуматься о том, где и в каких условиях будут реализованы воспитываемые у школьников качества. Таким образом, учитель мысленно создает свой целевой идеал, т.е. структурно-композиционную модель собственной педагогической деятельности. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс, рождает идеи о путях решения проблемы в конкретных условиях. Более того, цель играет регулятивную функцию в деятельности учителя, а личное принятие цели учениками – условие результативности обучения. Для достижения результатов важно, в первую очередь, инициировать у обучающихся собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться». Подобные вопросы можно задавать по каждой отдельной теме. В процессе урока, связывая один этап с другим, можно спросить: «Почему ты не справился с этим заданием?», «Если ты не знаешь …, какую цель ты ставишь для себя?»). Таким образом, отвечая на них, обучающиеся сами поставят для себя образовательные задачи, а после этого можно попросить их написать темы, слова на английском языке, которые, как они считают, могут понадобиться в достижении поставленной ими цели. Исходя из этого, с их помощью можно моделировать содержание образования и в процессе обучения предоставлять им свободу выбора тем, упражнений, новых слов для запоминания по изучаемой теме и даже форму оценивания. Это позволит улучшить мотивацию школьников заниматься самостоятельно и продуктивно.
Обозначив проблему учебного занятия, определив цель и задачи для ее решения, необходимо остановиться на выборе учебной информации, способствующей реализации поставленных задач, поэтому следующим элементом на этапе моделирования является отбор содержания обучения.
Как правило, основное содержание учебного материала определено программой, его изложение в кратком виде дано в учебнике или учебном пособии. Но, моделируя учебное занятие, одного учебника недостаточно, необходимо опираться на первоисточники при изучении конкретной темы и производить отбор учебного материала с учетом познавательных способностей каждого обучающегося. При этом выделять самое главное, существенное, то, что необходимо усвоить каждому ученику, предоставляя материал в доступной, понятной, но обязательно активизирующей деятельность ученика форме, учитывая опыт и уже сформированные знания обучающихся, предоставляя им самостоятельный выбор предложенных заданий. Это предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Например, работая с текстом, можно предложить обучающимся работать в микрогруппах. Группа получает задание: прочитать текст учебника и выполнить систему заданий для самостоятельной работы. И, хотя в группе работают 5- 6 человек, у каждого из них своя задача. Цель первого ученика – оформить логичный опорный сигнал по содержанию текста или статьи. Его сверстник, тем временем, составляет путеводитель по данной статье – специальную систему вопросов по основному содержанию текста. В данном случае обучающийся должен уметь различать основное и дополнительное содержание статьи. Количество вопросов может соответствовать тому, сколько логичных частей выделяет ученик.
Третий участник группы тоже разрабатывает вопросы по статье, но уже не как путеводитель, а с целью взаимопроверки. Ему необходимо разработать вопросы разного уровня сложности: и репродуктивные, и продуктивные, и творческие.
Четвертый по содержанию статьи моделирует проблемную ситуацию.
Пятый подбирает интересные факты по теме урока, используя дополнительную литературу, расширяющую представление по теме.
А шестой ученик, тем временем, готовит свой проект домашнего задания по содержанию урока.
Учитель при этом работает как консультант, распределяет задачи так, чтобы каждый из обучающихся сам выбрал себе посильное задание. Если выбор задания связан с внутренней мотивацией, у школьника появляется ответственность и формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Можно предложить обучающимся и разноуровневые задания на активизацию речемыслительной деятельности. Каждый школьник, в данном случае, сам выбирает себе задание, с которым он сможет справиться.
вторым этапом структурно-композиционного моделирования является проектирование (рис.3), когда происходит дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического воплощения. На данном этапе производится работа с мысленно созданной моделью, осуществляется ее конкретизация для определенных педагогических условий, что дает возможность ее практического применения. Здесь преподавателю необходимо выявить все обстоятельства проведения учебного занятия: оборудование рабочих мест, возможности обучающихся, мотивы их деятельности и поведения, интересы и способности, уровень обученности, характер учебного материала, то есть его особенности и практическую значимость, время для каждой структурно-композиционной единицы – элемента урока и спрогнозировать предполагаемые результаты.
Выявление базовых компонентов структурно- композиционной модели и определение времени для каждого из них
Диагностика конкретных условий
Оснащение кабинета,
наличие ТСО, оргтехники
Возможности учеников
Мотивы деятельности школьников
и их поведения
Уровень обученностиНаклонности и способности учеников
Запросы и интересы обучающихсяХарактер учебного материала: его
особенности и практическая значимость
Этап проектирования
Прогнозирование результатов
Рис 3. Структурно-композиционное моделирование урока (этап проектирования)
Последним этапом моделирования учебных занятий является конструирование (создание конструктора учебного занятия), где производится дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к использованию реальными участниками образовательного процесса в конкретных условиях. На данном этапе конкретизируются базовые компоненты учебной модели, находящие свое воплощение в различных конструктах, к которым относятся методы, приемы, технологии и средства обучения, различные дидактические материалы. Этап конструирования предполагает уточнение конкретных действий реальных участников образовательного процесса в ходе учебного занятия, следовательно, находится на уровне решения методических задач (рис. 4).
этап конструирования состоит из трех последовательных элементов:
- определение базовых компонентов модели;
- выявление участников учебного процесса и организация их взаимодействия;
- создание структурно-композиционной модели, которая включает шесть базовых компонентов, определяющих деятельность преподавателя совместно с обучающимися:
Организационный – организация обучающихся в течение всего учебного занятия: их готовность, порядок и дисциплина.
Проблемно-целевой – постановка учителем проблемы, целей и задач учения перед обучающимися, как на все учебное занятие, так и на его отдельные этапы; принятие цели обучающимися, планирование способов решения поставленной проблемы.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
Технологический – выбор технологий, форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данной группы и отвечающих познавательным мотивам, лежащим в основе самообразования школьников. Технологический компонент включает в себя следующие подкомпоненты:
мотивационный - определение значимости изучаемого материала, способов побуждения обучающихся к приобретению новых знаний, путей воздействия на ученика с целью активизации его познавательной деятельности в процессе обучения;
когнитивный – определение объема, прочности и степени овладения системой базисных знаний по предмету (основные понятия, термины и теории, факты, необходимые для доказательств собственных идей);
деятельностный - расширение опыта применения знаний, умений и навыков обучающихся при решении различных проблем;
коммуникативный – общение преподавателя с обучающимися, взаимодействие учеников друг с другом, создание благоприятных условий для их взаимоотношений.
Контрольно-оценочный компонент - использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса, оценки, подчеркивающей интеллектуальное достоинство каждого обучающегося, особую ценность его точки зрения, персональный подход к решению проблемы, уникальное видение ситуации, а также индивидуальный стиль мышления. Организация самооценки учениками собственной учебной деятельности.
Аналитический – организация рефлексии и подведение итогов учебного занятия, анализ деятельности обучающихся, результатов собственной деятельности учителя по организации урока. Поиск путей и средств устранения недостатков для совершенствования своей деятельности и учебно-воспитательного процесса в целом. Соотношение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия, проектирование дальнейших целей деятельности.
В итоге, учитывая каждый этап структурно-композиционного моделирования, мы получили базовую модель урока (рис. 5).
мотивационный
когнитивный
деятельностныйкоммуникативный
I Организационный
проблема
тема
II Проблемно-целевой
цели
задачи
III Содержательный
Содержание урока
IV Технологический
Технологии
Методы
Приемы
Формы
психологические
социальные
экономические
педагогические
эргономические
V Контрольно-оценочный
Самоконтроль обучающихся, контроль
VI Аналитический
Анализ моделируемых результатов
Структурно-композиционная модель урока
Рис. 5 Базовая структурно-композиционная модель урока
Представленная базовая структурно-композиционная модель не является жесткой или универсальной. Каждый преподаватель может создать собственную модель учебного занятия на основе творчества и вдохновения, учитывая индивидуальные потребности, возрастные особенности, интересы, склонности, личный опыт, контекст деятельности и другие аспекты личностной индивидуализации его обучающихся с применением различных методов и технологий. Ведь современные требования к ученику предполагают наличие у него не столько обширных энциклопедических знаний, сколько умения мыслить, защитить свою точку зрения, рассматривать проблему с разных позиций, слушать собеседника, находить вместе с ним компромисс. Эта модель может применяться при изучении различных школьных предметов, в том числе и английского языка. Очевидно, что осуществление вышеперечисленных требований невозможно без умения обучающегося творчески подойти к поставленной проблеме, решение которой предусмотрено при построении структурно-композиционной модели, поэтому эффект влияния структурно-композиционного моделирования, по нашему замыслу, должен проявляться в мотивации к обучению; в активизации деятельности школьников; в их обученности (усвоении базисных знаний по каждому тематическому блоку); в развитии творческого (креативного), логического и критического мышления; в личностном росте обучающегося; в умении работать в команде, анализировать, проявлять терпимость к различным точкам зрения; в способности конструктивно решать проблемы; в умении работать с информацией, другими словами – в умении учиться.
Для формирования универсальных учебных действий, в контексте обучения английскому языку, следует учитывать, что ученику необходимо для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?». Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными. Важно создавать условия с помощью различных педагогических средств, мотивируя обучающихся на учебную деятельность. Необходимо научить их слушать друг друга, развивать умение адекватно оценивать свой ответ, формировать желание узнавать новое. Применяя различные индивидуальные, групповые и разноуровневые задания, комбинируя инновационные технологии обучения, можно композиционно структурировать этапы урока, создавая собственные новые модели.
Таким образом, структурно-композиционное моделирование уроков технологизирует учебный процесс и предполагает способность учителя принять идеологию новой образовательной парадигмы и готовность включиться в процесс конструирования вариативных учебных занятий.
Литература:
Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов [Текст] / В.С.Безрукова. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - С. 107.
Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2005. – 474 с.
Неуймин, Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. [Текст] / Я.Г.Неуймин – Л.: Наука, 1984. – 189 с.
Петерсон, Л.Г. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. [Текст] / Л.Г.Петерсон. – М., 2009.
Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. [Текст] / И.П.Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст] / Н.М.Соколова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368с.
Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Педагогика: 100 экзаменационных
ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов [Текст]: изд. 4-е, испр. и доп. / Д.Л.Столяренко, С.И.Самыгин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика. [Текст] / И.В.Трайнев. - М.:ТЦ Сфера, 2004
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова [Текст] / В. В. Козлов, А. М. Кондаков. – Москва: «Просвещение», 2008. – 40 с.
«Школа 2000...». Сборники статей. Вып.3−6. − М., 2002–2006 гг.