Методическая разработка на тему: «Народная манера пения. Основные принципы»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Новоспасская детская школа искусств
Методическая разработка
на тему:
«Народная манера пения. Основные принципы»
Подготовил и провел
преподаватель МБОУ ДОД
Новоспасской ДШИ
Абанина Е.Н.
2016 год
Обучение народной манере пения - дело тонкое и сложное. Сложность его в полной простоте и естественности которое говорит о высокой культуре народного пения.
Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской этнической культуры. «Особенности этноса в большей степени проявляются в языковых компонентах языка – в речи, интонации. А речевые интонации, выраженные через попевки, звуковые образы, - и есть народная манера пения». Такое определение дает Владимир Иванович Байтуганов, преподаватель школы Русской традиционной культуры «Васюганье» Новосибирской области. Народная манера пения основана на особенностях диалекта и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен. Известна особая терминология, которой пользуются народные мастера – песенники, пытаясь объяснить новичкам, как нужно петь ту или иную песню: «Бери шибче!» - т.е. выше, о громком пении - «Петь в свой рост», о сдержанном – «Петь важненько, для себя». Частушки - кричали, а песню - играли. Своеобразным термином пользуются «бабушки», когда пытаются объяснять пение на улыбке – «Руку к уху, рот корытцем». В данной манере поют сибирские старообрядцы. Предлагаю их послушать.
Запись 1. Старообрядцы «По грехом нашим» духовный стих(слова-Словецкий монастырь, Гонение Петра 1)
Так же предлагаю сразу послушать записи традиционного пения разных областей, чтобы иметь небольшое представление как поют в народной манере в уголках России. Послушаем Северную традицию народного пения. Обратите внимание на окающий говор, смягченные согласные «ц», «ч», и если бы мы видели видео, то мы бы увидели, что на севере поют «маленьким ртом», то есть все узко, не открывая рот широко- объясняется это погодными условиями. Так как на Севере холодно, и чтоб сохранить тепло, пели именно так. Так же и движения были аккуратные, грациозные. Все девушки были как лебедушки, из- за чудесных дорогих нарядах (тяжелые холчевые сарафаны до пят, какошники, очень богатые, расшитые золотом, серебром, речным жемчугом) руки в основном находились внизу.
Запись 2. Хор «Ковролские женки»- Уж, ты прялица, кокорица моя(плясовая)
Контраст северной традиции – Юг России. Прозвучит Фольклорный ансамбль «Воля»-Как повадилась Параня (карагодная песня, с.Прудки). Корогодная- от слова хоровод. Это диалектное выражение, водили не хоровод, а корогод. Во время пения, начинали дробить, поднимая руки над головой, подзадоревая себя четким ритмом. Пели широко, открыто.
Запись 3. Фольклорный ансамбль «Воля»-Как повадилась Параня(карагодная, с.Прудки)
Запись 4. Фольклорный ансамбль с. Курковичи Стародубский р-н. Брянская область- На гряной недели русалки седели(обрядовая на русальной неделе)
Прозвучала песня Западной традиции. Здесь встречается множество секунд, форшлаги, гукания- это когда тянется унисон затем каждый голос уходит на какой либо интервал. Еще один ансамбль послушаем, для примера.
Запись 5. Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского- Стрела(обрядовая песня)
И последняя запись Донских казаков. Очень собранное, сдержанное пение. В основе которого лежит мужское пение. Женщины очень редко пели с мужчинами в казачьей традиции. Ведь казаки это не национальность, а стиль жизни. Казаки - это военные люди, которые сражались за свободу народа. И если уж очень хочется попеть женщинам, то они могли подишканить. Дишкант- это дублирующий голос на октаву вверх. Женщины подражали мужскому пению.
Запись 6. Ансамбль «Станица»-Всколыхнулся, взволновался провославный Тихий Дон(гимн Донских казаков)
Петь точно как народ – по строю и по характеру интонирования, копируя образец народного исполнения в его диалектном варианте – такую задачу ставят перед собой аутентичные фольклорные коллективы. А музыкальное мышление профессионального концертирующего музыканта, отличается от мышления бытового исполнителя, т.к. последний поет так, как пел всю жизнь, импровизирует, сказывает песню. Подтверждением этого экспедиции, где записываешь от стареньких бабушек, дедушек песни. Очень редко когда они споют при повторе песню с том же варианте. Это естественно. Ведь песня рождается на осознанные и прочувствованные слова. Следовательно, она имеет приоритет смыслового начала, а обучающийся певец не ощущает песню как свою живую речь, в его пении всегда слышно деление на такты и ноты. Сцена, с которой имеет дело народный концертирующий певец, диктует свои законы, т. к. сценическое искусство - это самостоятельное искусство и обладает своими законами сценической речи; концертирующий певец претендует на профессиональное мастерство, особую форму контакта музыканта и аудитории, что, несомненно, отличается от бытового пения.
Главным методическим принципом в обучении народному пению является естественная «разговорная» манера пения, т.е. установка «пою, как говорю» что определяет характерность народного стиля исполнения. Определение естественное исходит из того, что самой природой человеку дано открытое речевое начало и «открытый голос». Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Однако, механизм произношения слов в разговоре и в пении имеет различия. В разговорном общении люди говорят, как придется. Ясно проговариваются ударные слоги, а безударные – скороговоркой, как бы «съедаются», а мозг слушателя, улавливая интонационные посылы, домысливает и расшифровывает информацию. Певческая же речь должна укладывается в метроритм мелодии. Речевые логические ударения и метрические сильные доли не всегда совпадают. Непривычная протяженность мелодии с ее внутрислоговыми распевами заставляет, язык длительно и фиксировано распевать гласные к чему он не привык в разговорной речи. Здесь возникает непривычная для бытовой слитной скороговорки протяженность гласных (особенно неударных) и необходимость в переносе согласных. Поэтому впечатление живой разговорной речи во время пения должно создаваться путём переучивания привычной разговорной речи в певческую, так, как до выработки автоматического навыка старая привычка срабатывает быстрее, чем учащийся успеет сообразить, как надо. Выход один – формировать певческое мышление и нарабатывать новые координации, до автоматизма тренируя свой артикуляционный аппарат.
Необходимым условием выработки певческих навыков у детей являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков хорового пения. Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет собой отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приемов исполнения.
Специфика работы педагога заключается в том, что все дети независимо от уровня их индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому творчеству – искусству коллективного, вокального музицирования. Поэтому главная задача педагога состоит в том, чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению. Развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. Необходимо систематическое вокальное воспитание, в систему которого входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяжного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания, оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает, «разогревает» голосовой аппарат. Основной материал для распевания — песенный, но могут применяться и специальные упражнения.
На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу — от простого к сложному. Некоторые считают, что разучивание и исполнение песен и упражнений должны происходить «на слух», с голоса руководителя. Как это принято в народной традиции устной передачи фольклора.
При таком разучивании и исполнении внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса и звучание партии, ансамбля в целом, развивают свободу вокального интонирования. Фортепиано или баян используются минимально: для настройки, для уточнения трудного места в партитуре.
Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса особо следует рассмотреть методы и приемы использования в занятиях с детьми специальных вокально-хоровых упражнений. Певческие навыки также формируются и в процессе работы над разучиваемыми песнями. И работе над отдельными певческими навыками — дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения – необходимо пользоваться как коллективными, так и индивидуальными методами. Только овладев вокальными навыками, певец получает характерные черты звучания народного голоса — это естественный, «близкий» звук; дикцию, близкую разговорной речи; плотное грудное звучание, естественное головное резонирование, без сильного прикрытия голоса. Хороший народный голос всегда отличается ярким, звонким, светлым звучанием.