Авторский идеал героини в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
Контрольная работа по русской литературе
Авторский идеал героини в романе-эпопее Л.Н. Толстого
«Война и мир»
Выполнил: слушатель ЦДПО И.А. Шипицина...Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? [3] Н.А. Заболоцкий
Читая «Войну и мир», мы чувствуем отношение автора к персонажам и происходящим событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации. В своей статье Н.Г. Чернышевский отмечал характерную черту Л.Н. Толстого - «чистоту нравственного чувства» [4]. Люди, события частной и исторической жизни оцениваются на основе нравственного критерия - критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом. Роман «Война и мир» поражает обилием персонажей, при этом все герои Толстого – живые люди. Автор изображал неповторимо - своеобразные черты каждого человека. Образы получились настолько живые, что будто слышишь их голоса, видишь их лица, проникаешь в душу, узнаешь тайные мысли. К ним не относишься равнодушно: их или любишь, или презираешь.
Одним из центральных персонажей романа «Война и мир» и, пожалуй, самый любимый у автора является Наташа Ростова. В ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными. Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но живая - такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Полуребенок - полудевушка. Это очень богатая натура: непосредственная, полная жизненных сил, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Для Толстого важна духовная связь Наташи с народной жизнью. Он не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские», которые стали возможны потому, что Наташа «умела понять все то, что было... во всяком русском человеке» [5]. Именно это народное чувство вызвало ее волнение в сцене чтения манифеста - не ложный патриотизм, а естественное, исконное чувство любви к Родине, подобно тому, которое испытывали солдаты, сражаясь на поле Бородина. Всем сердцем воспринимает она смысл и значение общенародного бедствия, не рассуждая, не произнося громких фраз. Это же заставляет ее добиться, чтобы подводы были отданы раненым, и от души радоваться тому, что раненых удастся вывезти из Москвы.
Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе [1]. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало», - говорит она [5].
Сущность натуры Наташи - любовь. Это чувство неотделимо от героини. Искреннее чувство впервые посещает ее при встрече с князем Андреем. Любовь была единственным смыслом жизни для Наташи, любое проявление интереса и внимания к ней находило в ней ответный отклик. В своей страстной жажде любви она не выдерживает разлуки с князем Андреем и неожиданно увлекается Анатолем Курагиным [2]. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви), остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Разрыв с Болконским, его ранение, а затем смерть вызывают в ней тяжелые нравственные страдания, муки раскаяния.
После душевного кризиса Наташу вновь посещает радостное и новое чувство. Оно и возвращает ее к жизни. Важную роль сыграл здесь и Пьер, «детская душа» которого была столь близка Наташе [2]. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова? Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась. Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе «вечных» вопросов. «Она не удостаивает быть умной», - скажет о ней Пьер [5]. Ее нравственная сила - в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.
Духовную эволюцию Наташи Толстой рисует по-иному, чем путь князя Андрея или Пьера. Для женщины более естественно переживать каждый свой шаг, выражать свое состояние через мысли, чувства и поступки одновременно [2]. Поэтому, наверное, суть перемен в облике Наташи не всегда очевидна. Особенно труден для понимания эпилог романа.
В растрепанной, опустившейся женщине, отказавшейся от своих «очарований», думающей только о муже и детях, трудно узнать прежнюю «волшебницу»: «...Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, - и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…» [5]. Но Толстой не осуждает свою героиню, а восхищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было самым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только потому, что это были его мысли, а он для нее - самый умный, самый честный и справедливый человек на свете [2]. Образ Наташи Ростовой - один из самых обаятельных образов в русской литературе. В нем автор показал русскую душу, чудесный женский характер, натуру, способную на любовь и самопожертвование. Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова - его любимая героиня, его идеал. В наше время встретить Наташу Ростову очень трудно, а может, даже невозможно. Сейчас становится все больше и больше женщин, которые ставят на первое место карьеру, а не семью, забывая о том, что женщина - это, прежде всего мать, жена, хранительница семейного очага.
Еще один любимый автором женский образ в романе «Война и мир» - Марья Болконская, сестра Андрея Болконского. Как пишет про Марью Николаевну Толстой: «некрасивое, слабое тело», «худое, некрасивое, болезненное лицо», «всегда грустные глаза», «испуганное выражение, которое редко покидало ее» [5]. Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся духовная жизнь Марьи, богатство ее внутреннего мира.
Женский образ в романе «Война и мир», воплощенный Марьей Николаевной, - это абсолютная добродетель. По тому, как автор пишет о ней, становится понятно, насколько он восхищается такими женщинами, существование которых иногда бывает незаметно. Сестра Андрея Болконского, также как и Наташа, любит семью, хотя ее никогда не баловали, она воспитывалась в строгости. Марья терпела скверный характер отца, уважала его. Она даже подумать не могла обсуждать решения Николая Андреевича, благоговела от всего, что он делал.
А какие теплые, трепетные отношения княжны с братом, Андреем Болконским. Когда он с беременной женой приехал в Лысые Горы, «послышался крик и звуки поцелуев». «Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку. Сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице брата». А как трогателен момент прощания брата и сестры. «Я тебя благословлю образом. Против твоей воли он спасет и помилует тебя, и обратит к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение», - сказала она дрожащим от волнения голосом, держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок спасителя с черным ликом, в серебряной ризе, на серебряной цепочке» [5]. Провожая брата на войну, княжна перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. И он понял, перекрестился и поцеловал образок, подаренный сестрой Машей (как ее называет князь Болконский). Заметно, что старший брат ей доверяет, поддерживает ее, потому что этой искренней девушке нельзя не верить. Святая вера в высшие силы справедливости вызывает уважение.
В атмосфере «правильности», «господствующего разума» и сформировался характер героини. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. Она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича Марья добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. Княжна лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю. Героиня даже смирилась с вечным контролем отца над ее перепиской с «подругой» Жюли Карагиной:
«Еще два письма пропущу, а третье прочту, - строго говорит князь, отдавая ей письмо, - боюсь, много вздору пишете» [5].
Как ясно видны в этих письмах обе девушки: искренне неискренняя Жюли, каждое слово которой как будто продиктовано Анной Павловной Шерер и проверено княгиней Друбецкой, и чистая, умная, естественная в каждой фразе княжна Марья.
«Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука!.. я не могу подавить некоторую скрытную грусть, которую испытываю в глубине сердца…» [5]. Так начинает свое письмо Жюли. Читая роман, мы видели ее, видели ее кокетство, ее улыбки, и никакой грусти в ней не было заметно. Княжна принимает каждое слово подруги всерьез, за чистую монету, но в ответе ее – при том, что он написан почти теми же словами, что письмо Жюли, - в ответе ее виден совсем другой человек. В ее письме все – правда. Некрасивая одинокая девушка заперта в деревне с глупой компаньонкой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, - но она жалеет и утешает Жюли.
Ее религия - не пустые речи Анны Павловны о Боге [2]. Бог княжны Марьи - это, прежде всего справедливость, служение своим близким, ее вера - это, прежде всего требовательность к себе самой, хотя всем другим она прощает слабости, но себе – никогда. Удивительно, что княжна умеет судить, сдерживать и ломать себя, искать именно в себе причины неудач.
Ее сердце готово ко всем чувствам, какие дано испытать человеку: одиночеству, разлуке, разочарованию, потере близкого человека - и она испытывает их. Вместе с тем всем существом своим она жаждет простого человеческого счастья. Марья Николаевна очень впечатлительна и добра. Ее огорчает дурное настроение отца, она искренне радуется приезду жениха, Анатоля Курагина, в котором она видит доброту, мужественность, великодушие [2]. «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная» [5]. Сестра Болконского не смеет ничего желать для себя, ее благородная глубокая натура не способна завидовать.
Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, но в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе»,- говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему. Создавая образ княжны Марьи, Толстой думал о матери…. Наверное, поэтому образ княжны Марьи получился таким трогательным, таким незабываемым.
Наташа Ростова, которую мы видим в начале произведения, абсолютно не похожа на Марью: она желает счастья для себя. Сестра Андрея Болконского, так же как и ее брат, на первое место ставит чувство долга, веру, религию.
Однако чем старше становится Наташа, тем больше она напоминает княжну Марью тем, что желает счастья для других. Тем не менее, они отличаются. Счастье Наташи можно назвать более приземленным, она живет повседневными хлопотами и делами. Марья больше озабочена душевным благополучием близких людей. Обе героини, несомненно, любимы автором произведения и являют собой воплощение жертвенности – главной, по мнению Толстого, женской добродетели.
Список литературы
Анненков, П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/tolstoy/annenkov_istorich.html (Дата обращения: 26.03.2016 г.);
Женский образ в романе «Война и мир» кто воплощает [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/188059/jenskiy-obraz-v-romane-voyna-i-mir-kto-voploschaet (Дата обращения: 25.03.2016 г.);
Заболоцкий, Н.А. Некрасивая девочка [Электронный ресур]. Режим доступа: http://rupoem.ru/zabolockij/sredi-drugix-igrayuschix.aspx (Дата обращения: 25.03.2016 г.);
Наследие А.В. Луначарского Чернышевский и Толстой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-1/n-cernysevskij-i-l-tolstoj (Дата обращения: 25.03.2016 г.);
Толстой, Л. Н. Война и мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/11/index.html (Дата обращения: 24.03.2016 г.).