Статья на тему Компетентностно — ориентированные задания по биологии как средство повышения эффективности обучения
М.Т. Умаралиева
Компетентностно - ориентированные задания по биологии как средство повышения эффективности обучения
Академический лицей при Ташкентском фармацевтическом институте, г.Ташкент, Республика Узбекистан.
Главной задачей современности является подготовка компетентных людей - таких, которые были бы способны применить свои знания в изменяющихся условиях, и чья компетентность заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. Чтобы знания, приобретенные сегодня, пригодились завтра, прежде всего необходимо научить ребенка учиться, вовлекая его в различные виды деятельности, сформировать ключевые компетенции. Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют компетентностно-ориентированные задания, при выполнении которых используются исследовательский, творческий, продуктивный характер деятельности. Всем известно, если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, это приводит к ослаблению его природных творческих способностей, интереса и вкуса к процессу познания. Творческие способности учащихся можно развить, создав для этого специальные условия. Учащихся с самого начала нужно готовить к тому, чтобы они создавали, придумывали, находили оригинальные решения известным проблемам. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно - ориентированные задания. Компетентностно - ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Компетентностно - ориентированные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся. Задания ориентированы на активизацию учебной деятельности учащихся, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях. Каждое задание сопровождается текстовой информацией. При подборе текстов придерживаемся следующих требований:
1. Текст должен содержать научные проблемы, противоречия и разногласия, которые надо разрешить. Использовать тексты с описанием жизненных ситуаций.
2. Текст может состоять из фрагментов из разных источников. В каждом фрагменте должна быть часть информации, необходимая для поиска ответа на поставленные вопросы к тексту. Можно использовать тексты, которые относятся к разным жанрам: художественные, авторские, публицистические, научно–популярные, энциклопедические и другие тексты.
3. Рекомендуется использовать тексты разных типов: словесный, схема, таблица, график, диаграмма. Вопрос к тексту необходимо сформулировать так, чтобы учащийся часть ответа мог найти в материале самого текста, а часть – смоделировать самостоятельно.
Примеры заданий: 1. Тема «Железы внутренней секреции»
И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи» описал симптомы болезни. Вот эти строки «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из- под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос» Какое заболевание описал И. С. Тургенев в рассказе? Каковы причины этой болезни? Запишите решение задачи с объяснением.
2. Тема «Нервная система.» Стимул: Вы являетесь членами научной конференции по теме «Эволюция нервной системы животных». Вам предстоит выяснить как изменялось строение головного мозга и какие отделы наиболее развиты у разных групп позвоночных животных.
Задачная формулировка:
Группа 1. Используя модель головного мозга рыб и материал учебника, дайте ответ на вопрос - Какие отделы головного мозга есть у рыб?
Группа 2. Используя модель головного мозга амфибий и материал учебника, дайте ответ на вопрос - Из каких отделов состоит мозг земноводного животного? Что изменилось в процессе эволюции по сравнению с рыбами?
Группа 3. Используя модель головного мозга пресмыкающегося и материал учебника, дайте ответ на вопрос - Какое строение имеет мозг пресмыкающегося? В чем выражается усложнение его строения?
Группа 4. Используя модель головного мозга птицы и материал учебника, дайте ответ на вопрос - Какие отделы головного мозга есть у птиц? Какие из них наиболее развиты?
Группа 5. Используя модель головного мозга млекопитающего и материал учебника, дайте ответ на вопрос - Каково строение головного мозга млекопитающего. Какие отделы развиты лучше, чем у других животных?
3. Тема «Кожа»
Человеку, получившему солнечные ожоги, необходима первая медицинская помощь. Внимательно прочитай предложенные способы первой помощи при солнечном ожоге. Выбери номера правильных действий. Обоснуй свой выбор.
1.Обожжённую поверхность смазать увлажняющим кремом (кефиром, простоквашей). 2. Приложить к месту ожога холодные примочки. 3. Если есть возможность, примите холодный душ или ванну. 4. Здоровую кожу вокруг ожога обработать раствором спирта или йода. 4. Наложить на обожженную поверхность стерильную повязку. 5. Защитить кожу от воздействия источника ожога. 6. Дать потерпевшему как можно больше минеральной воды. 7. Напоить горячим чаем и уложить в постель.
Компетентностно- ориентированные задания можно использовать как один из видов контрольных материалов.
Литература: Шмыкова И. А. «Создание и использование КОЗ на уроках биологии для повышения компетентности учащихся» Кузьмина Л. Н. «Компетентностно-ориентированные задания по биологии»