Правовая викторина для средних классов


Викторина «Правовой компас»
Вступительная частьВедущий :Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве. Все мы имеем права и обязанности. Права человека - являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую оболочку и делятся по категориям или отраслям, как говорят юристы.
Чтобы было понятно, что это такое, вспомним, что врачи делятся на стоматологов (лечат зубы), хирургов (осуществляют вмешательство во внутренние органы человека), офтальмолог (лечат глаза), ЛОР (лечат ухо- горло-нос) и т.д. Так и в юриспруденции, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное и др. право.
В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда - Трудовым кодексом РФ, имущественными и личными неимущественные права и обязанности - Гражданским кодексом РФ и т. д.
А какие виды права вы знаете? (Ответ школьников).
Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.
В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое. Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры. Болельщики в течение игры также получают задания.
Основная часть
«Домашнее задание»
Представление команд (название, девиз).
Конкурс «Решите задачу»
Вопрос № 1 Тематика «Семейное право»
Задача:
Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.
Права ли мама? Почему?
Вопрос № 2 Тематика «Трудовое право»
Задача:
Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.
Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?
Вопрос № 3 Тематика «Право собственности»
Верны ли следующие суждения о праве собственности?
А. Собственник отвечает за содержание принадлежащего ему имуществу, если иное не предусмотрено законом и договором.
В. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник , если иное не предусмотрено законом или договором.
1) верно А 3)верны оба суждения
2) верно Б 4) оба суждения неверны

3.Конкурс «Сказочный вопрос»
За ответ назначается от 1 -5 баллов.
Вопрос № 1 Тематика «уголовное право»
Задача:
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
Вопрос № 2 Тематика «конституционное право»
Задача:
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?
4. Конкурс капитанов «Выбери правильный ответ»
за каждый правильный ответ от 1-5 балов.
Вопрос №1
Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребёнка может применять родитель?
а) поставить в угол;
б) лишить обеда;
в) наказать ремнём;
г) запретить общаться с друзьями.
Вопрос № 2
С какого возраста наступает уголовная ответственность:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет
г) с 18 лет
Вопрос № 3
В праве ли ученик оскорблять товарищей, применять физическую силу к ним?
а) да;
б) нет, это недопустимо;
в) да, чтобы перекричать их всех;
г) в исключительных случаях.
Вопрос № 4
За что подростка могут поставить на учёт в полицию?
а) за воровство;
б) за избиение и запугивание товарищей;
в) за нецензурную брань;
г) за бродяжничество.
5.Конкурс «Определи вид преступления»
Задание озвучивается командам. На сцене разыгрываются ситуации. За каждый правильный ответ команда получает - 2 балла. Максимальное количество баллов - 12. За разыгранную ситуацию команда получает от 1-5 балов.
Задание № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.
Задание № 2
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

Задание № 3
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.
Задание № 4
У подростка в школе украли мобильный телефон.
Задание № 5
Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, стали оскорблять его нецензурной бранью. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера.
Задание № 6
Подростки сидят в подъезде дома, и громко смеются. На замечание пенсионера прекратить шум стали стучать в его дверь ногами.
Заключительная частьЖюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды.
Ведущий :Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня:
Выступление сотрудника полиции.
После выступления жюри озвучивает результаты викторины. Вручаются призы.