Конспект АМО-урока Урок-путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина
Конспект АМО - урока
Урок - путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика
М.Е.Салтыкова – Щедрина
Организационная информация
Команда, разрабатывающая АМО -урок (занятие) Костенко Элина Геннадьевна
Предмет Русский язык и литература
Класс, профиль класса/группа, количество человек 10 класс
Продолжительность урока (занятия) 90 минут (2 урока по 45 минут).
Методическая информация
Тема урока /занятия
Урок - путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика
М.Е.Салтыкова – Щедрина
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.П.Журавлева.
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) Ознакомление с новым материалом.
На изучение творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина отведено 4 часа.
Данные уроки являются третьим - четвертым, это логическое продолжение и завершение предыдущих уроков: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества», «Сказки. Художественные особенности сказок».
Творчество Салтыкова – Щедрина изучается в курсе литературы среднего звена школы и представлено изучением сказок. С биографией писателя в целом обучающиеся не знакомились. Знание биографии писателя определены требованиями государственного стандарта по литературе. Поэтому урок строился таким образом, чтобы обучающиеся имели представление о биографии писателя на основе ранее полученных знаний и новых сведений в целом, активизировали свои знания по прочитанным произведениям и закрепили знания, полученные на уроке, что соответствует структуре урока «Ознакомление с новым материалом».
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). В классе обучается 20 ребят. Возраст обучающихся – пятнадцать-шестнадцать лет. Ребята знают друг друга, так как учатся вместе 5 лет. Уровень сплочённости и развития классного коллектива достаточно высокий за счёт того, что основной состав учащихся остался продолжать обучение в 10 классе. Общественное мнение, которое играет немаловажную роль в жизни коллектива, в классе сформировано. Есть определённые традиции в коллективе – это поздравление одноклассников с днём рождения, организация часов общения и т.д. Учащиеся десятого класса достаточно самостоятельны, активно работает классное самоуправление. Актив класса серьёзно относится к выполнению своих обязанностей. Взаимоотношения в коллективе класса дружеские, вновь прибывшие в 10 класс учащиеся сразу нашли общий язык со всеми остальными учениками. Этой дружбе способствуют, во-первых, давнее, на протяжении ряда лет, знакомство друг с другом, так как два села расположены рядом, что помогает строить добрососедские взаимоотношения, во-вторых, совместная коллективная деятельность – это классные часы игрового характера, субботники по благоустройству территории школы и посадке деревьев, а также спортивные и культурно – массовые мероприятия. Учащиеся класса внеурочное время стараются проводить вместе: планируют работу на следующий месяц, посещают спортивные секции, справляют свои дни рождения, решают учебные проблемы сообща
Цели урока/ занятия
Дидактическая цель: по завершению изучения темы обучающийся осознает морально-нравственные ценности, осмыслит значение семьи в жизни; научится анализировать текст, делать сравнительные характеристики, вывод, составлять генеалогическое древо.
Задачи урока/ занятия
Образовательная- способствовать формированию понятий: семья, внутрисемейные отношения, родственные узы, генеалогическое «древо»; способствовать формированию нравственных ценностей.
Развивающая - создать оптимальные условия для развития у обучающихся умений анализа текста художественного произведения, делать выводы и обобщения с целью достижения нравственной задачи урока; совершенствования навыка устного ответа, составления характеристик героев.
Воспитательная - воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества.Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Знать биографию писателя, содержание романа. Уметь ориентироваться по содержанию глав романа, анализировать текст. Составлять характеристику героев; уметь работать с различной информацией. Должны обладать навыком грамотной письменной и устной речи. Урок развивает коммуникативные качества, творчество и любознательность, межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Сказки и текст романа М.Е.Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы».
Литературный проект обучающегося.
История – загадка.
Значение фамилии «Головлевы».
Генеалогическое дерево.
Сборник работ обучающихся.
Тест.
Подробный конспект урока/занятия
Фаза урока (занятия) Этап Цели фазы и этапа Время, продолжительность
этапа Название метода Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» 1. Инициация (приветствие или знакомство)
Создать благоприятную обстанлвку2 минуты
Здороваемся глазами Авторский Цели и задачи: настрой на положительную работу.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.
Предварительная подготовка (если требуется): не требуется.
Технология проведения: Преподаватель: «Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение». Здравствуйте, ребята. Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов.
АМО «Здороваемся глазами». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика.
Вариант: обучающиеся могут поздороваться глазами друг с другом. Личностные:
осознание себя как личности в коллективе.
Социальная: адаптация в коллективе. Настраивает на сотрудничество.
Вхождение или погружение в тему (на этом этапе происходит определение целей урока )Определение целей урока. Настрой обучающихся15-20 минут Блиц-опрос Авторский Цели и задачи: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения; продолжение формирования опыта коллективной деятельности; нахождение путей улучшения взаимодействия в группе, закрепление полученных навыков.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.
Предварительная подготовка (если требуется): формирование блиц-вопросов.
Технология проведения:
Преподаватель быстро задает короткие вопросы, требующие коротких ответов. Ответы содержат подсказку на формулировку задач урока.
1). Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь»
2). АМО-блиц-опрос:
-сюжет какого произведения напомнил вам мультфильм? (сказка «Премудрый пескарь»);
-кто является автором этого произведения? (сатирик Салтыков – Щедрин);
-что такое САТИРА? (вид смеха, высмеивает человеческие пороки);
-какие человеческие пороки высмеивает автор в сказке «Премудрый пескарь»? (трусость, «жил - дрожал, умирал-дрожал»; не имел семью, детей; нет цели в жизни, незаметная жизнь);-что вы знаете о творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина? (писал сказки);
-какие еще сказки сатирика вы знаете? («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил» и др.).
3). Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока
(возможные ответ - изучение творчества сатирика, произведений и т.д.). Коммуникативные: доносить свою позицию до других.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Познавательный интерес к литературе (чтению). Учебно-познавательная: развитие логического мышления, знание текста.
Активизирует образовательный процесс. Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли.
Определение ожиданий и опасений обучающихся Выявить опасения и ожидания обучающихся5-10 Что у меня на сердце. Авторский Цели и задачи: Самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Бумага, трафарет сердца, ножницы
Предварительная подготовка: Подготовка бумажных сердечек в соответствии с количеством обучающихся в группе
Технология проведения:
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Преподаватель: «Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке».
Продолжаем знакомство с жизнью и творчеством великого сатирика. Осмысление обучающимися своей роли на уроке.
Фаза 2 «Работа над темой» 1. Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
Закрепление изученного материала. 35 (если урок-1 пара, т.е.2 урока по 45 минут) Транспорт Авторский Цель: выбрать вид транспорта и продолжить путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: По методу "Транспорт" обучающимся предлагается выбрать транспорт, с помощью которого можно добраться до конца путешествия. Этот метод эффективен тем, что здесь просматривается связь с профессией (если выберут автобус). Должны показать знание романа Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы» (по мере продвижения транспорта) .Познавательные: применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание обучающимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. Информационные: отбирать и анализировать информацию.
Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; выступать устно и письменно; решать учебные и самообразовательные проблемы.
Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением. Интересен метод самой формой для проведения этого этапа урока.
2. Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
Организовать коллективную работу обучающихся в 3 этапа (например, по анализу романа "Господа Головлевы"). Прийти к ответу на проблемный вопрос. 35 (если урок-1 пара, т.е.2 урока по 45 минут) Кластер Авторский Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Обучающийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.В ходе работы над текстом появляются несколько подобных кластеров (индивидуальная и групповая работа).
-227330118745 Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.
Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями;
владением приемами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы.
Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. Активизирует мыслительную деятельность обучающихся, учит мыслить нестандартно, четко формулировать ответы и графически излагать их на бумаге.
3. Проработка содержания темы Организовать групповую форму работы над проблемой 15-30 минут Карта группового сознания Авторский Цель: Анализ существующей проблемы, поиск решений
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Листы А4 или А3, фломастеры, скотч (магниты для крепления к доске)
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: Преподаватель разделяет обучающихся на небольшие группы по 5-6 человек. Каждая группа берет лист и фломастеры. Преподаватель формулирует проблему - каждая группа записывает её в центре листа в круге. Далее обучающиеся осуждают пути решения проблемы. Все идеи записываются вокруг круга с проблемой. Чем важнее идея, тем ближе она к центру, и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Могут быть записаны и косвенные идеи, не связанные напрямую с проблемой. Каждая группа вывешивает свою карту сознания и представляет её.
Проблемы (по группам):
«Господа Головлевы». Почему именно такая фамилия выбрана Салтыковым-Щедриным?
Какие же узы связывают эту семью?
А как складывались отношения внутри семьи между ее членами?
В чем же отличие романа С-Щедрина от других произведений русской литературы, в которых поднимается тема семьи?
И вот последние слова последнего представителя головлевского рода: «Где все?» Где?
Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.
Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями;
владением приемами учебно-познавательных действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразовательные проблемы.
Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» 1. Эмоциональная разрядка (разминки)
Привести обучающихся в бодрое настроение, снять умственное напряжение 5 минут (Желательно проводить в середине урока) Снежки Авторский Цель: Повысить уровень энергии учеников, прийти в бодрое настроение
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Листы бумаги (если в группе 25 человек, то 50 листов)
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения:
Обучающиеся делятся на 2 группы, встают в 2 шеренги - напротив друг друга на некотором расстоянии. Забрасывают друг друга снежками -из бумаги, победит та команда, которая бросит как можно больше снежков за определенную черту. Обучающиеся выполняют распоряжения преподавателя и начинают разминку. 2. Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Подвести итоги, выставит отметки 5 минут Четыре Я Цель: Создать положительную эмоциональную атмосферу; завершить урок с хорошим настроением.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения:
Обучающиеся самостоятельно заканчивают фразы (по теме урока): 1.Я узнал… 2.Я научился… 3.Я проявил себя… 4.Я смогу применить… Обучающиеся продолжают предложения (на доске или слайде):
1.Я узнал … (много интересного на уроке, о фамилии Головлевых, значении прозвища Иудушки, семейных узах и др).
2.Я научился … (строить генеалогическое древо, составлять кластер, анализировать эпизод романа и т.д.).
3.Я проявил себя … (в знании содержания романа «Господа Головлевы», я проявил себя знатоком биографии и творчества великого сатирика и др.).
4.Я смогу применить … (полученные знания на других уроках литературы, при выполнении практических заданий, при анализе текстов художественных произведений и т.д.).
-Выставление отметок.
-Домашнее задание (ответить на вопросы – карточки). Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать).Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациямиИнформационные: выступать устно и письменно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность.
Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении.
Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.
справляться с неопределенностью и сложностью. Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать.