Литературное путешествие по «Сказкам для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова – Щедрина


Литературное путешествие по
«Сказкам для детей изрядного возраста»
М. Е. Салтыкова – Щедрина
1. Указать толкование термина «литературная сказка»
а) сказка — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях.
б)повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом
в) совершенно самостоятельное произведение с неповторимым художественным миром, оригинальной эстетической концепцией.
2. Указать время выхода «Сказок для детей изрядного возраста»
а) 1880 – 1889 ггб) 1869 – 1886 ггв) 1870 – 1889 гг3. Указать приёмы, создающие своеобразие сказок
а) гротеск, эзопов язык, гипербола
б) анафора, метонимия, эпифора
в) литота, ассонанс, инверсия
4. Указать, сколько произведений создали цикл»Сказок для детей изрядного возраста»
а) 32
б) 30
в) 33
5. Указать основной приём, положенный в сказку «Дикий помещик»:
"Весь он, с головы до ног, оброс волосами, как древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел "
а) литота
б) олицетворение
в) метафора
6. Указать, из какой сказки эти строки:
«… многие начали даже себя чувствовать бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло»
а) «Медведь на воеводстве»
б) «Пропала совесть»
в) «Премудрый пескарь»
7.Указать, герой какой сказки просит:
«Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось, он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось, он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается»
а) Пескарь
б) Помещик
в) Совесть
8. Распределить сказки по основным темам
1. «Богатырь», «Медведь на воеводстве»
2. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«Дикий помещик»
3. «Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась - идеалист»
4. «Коняга»
5. «Путём - дорогою», «Ворон - челобитчик»
а) представление угнетённого положения простого народа
б) представление образов правдоискателей
в) обличение паразитического образа жизни господствующего класса
г) обличение самодержавной власти
д) обличение рядовых обывателей и либерально настроенных слоёв в бездеятельности
9. Распределить проблемы «Сказок…»
1. Социальные проблемы
2. общечеловеческие проблемы
а) добро и зло, правда и ложь, трусость и героизм
б) взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения
10. Указать, героем какой сказки был Урус-Кучум-Кильдибаев1. «Вяленая вобла»
2. «Дикий помещик»
3. «Орёл – меценат»
11. Указать, какая сказка напомнила современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
1. «Премудрый пескарь»
2. «Челобитная»
3. «Верный трезор»
12. Указать, какая сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. И по требованию цензуры была изъята из журнала
1. «Карась - идеалист»
2. «Сказка о ретивом начальнике»
3.  «Медведь на воеводстве»
13. Указать, кто из героев Щедрина «все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!»
1. Пескарь
2. Медведь
3. Карась
14. Указать, какая сказка начинается так
1. «Другой зверь, наверное, тронулся бы самоотверженностью зайца, не ограничился бы обещанием, а сейчас бы помиловал»
2. «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и, в качестве таковых, заносятся на скрижали Истории»
3. « Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой»
4. « В 184* году я жил в одной из северных губерний России  »
5. « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Прокурор…»
6. «В старые годы, при царе Горохе это было»
7. « Были ли когда-нибудь домашние … «вольными» – история об этом умалчивает»
8. «Равнина еще цепенеет … , но среди глубокого безмолвия ночи под снежною пеленою уже слышится говор пробуждающихся ручьев»
9. « Прекраснейшую сегодня проповедь сказал, для праздника, наш сельский батюшка»
а) «Игрушечного дела людишки»
б) «Орёл - меценат»
в) «Христова ночь»
г) «Бедный волк»
д) «Дурак»
е) «Недреманное око»
ё) «Медведь на воеводстве»
ж) «Баран - непомнящий»
з) «Рождественская сказка»
15. Указать, кто назвал Салтыкова – Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов»
1. Н. А. Некрасов
2. И. М. Сеченов
3. А. Н. Островский
16. Указать, в какой из сказок изобличается покорность и иллюзорные надежды на милосердие хищников, воспитанные в массах веками классового гнета и возведенные в степень добродетели
1. «Бедный волк»
2. «Самоотверженный заяц»
3. «Ворон - челобитчик»
17. Распределить произведения по жанрам
1. «Приключение с Крамольниковым»
2. «Праздный разговор»
3. «Христова ночь», «Гиена (Поучение)»
4. «Деревенский пожар»
а) рассказ социально – бытового характера
б) обработанные предания
в) лирический монолог, сказка – элегия
г) сатирический рассказ
Ключи
1 - в
2 - б
3 - а
4 - а
5 - в
6 - б
7 - в
8 – 1 г
2 в
3 д 4 а
5 б
9 -1 б
2 а
10 -2
11 - 1
12 - 3
13 - 1
14 – 1 г
2 ё
3 б
4 а
5 е
6 д7 ж
8 в
9 з15 – 2
16 – 2
17 – 1в
2 г
3 б