Открытый урок Расцвет цивилизаций бронзового века (Вавилонское царство


ТЕМА УРОКА. РАСЦВЕТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ БРОНЗОВОГО ВЕКА(на примере Вавилонского царства).
Цели урока:
познакомить учащихся с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи;
формировать умение извлекать историческую информацию, обобщать материал, самостоятельно составлять рассказ, делать выводы;
воспитывать интерес к истории древних цивилизаций.
Основные понятия: закон.
Форма урока: практическая работа с источником.
Тип урока: учебно-практический.
План урока.
Расцвет Вавилонского царства.
Законы царя Хаммурапи как источник сведений о вавилонском обществе.
положение воинов в государстве.
трудовое население страны.
рабство.
I. Мотивационная беседа. Постановка целей урока (7 мин.)
– Каждый из нас, учитель, учащийся, переступая порог школы, обязан выполнять правила. Какие?
– А зачем нам эти правила поведения?
Учитель обобщает ответы учащихся, уделяя внимания на то, что правила регулируют отношение учащихся и учителей в школе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила. Так появляется необходимость в создании законов.
– Кто может объяснить, что мы понимаем под понятием закон? А у нас в России, какой основной закон, как называется?
Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:
Закон – это строгое, непререкаемое предписание, обязательное к исполнению всеми гражданами государства.
II. Изучение нового материала (15 мин.)
Преподаватель: 2. Вступительное слово преподавателя.
Ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с древними цивилизациями. Переход к цивилизациям был важнейшим явлением мировой истории. Он происходил не в одно время и в разных форма.
Давайте вспомним предпосылки возникновения древних цивилизаций?
Ответы обучающихся:(благоприятные природные условия, отделение ремесла от с/х, возникновение письменности и городов, появление неравенства).Мир древних цивилизаций - мир разноликий и многообразный. Время их существования приходится с 4-3 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. н.э.
Сегодня мы с вами более подробнее остановимся на некоторых из них:
Открытие эффективной технологии бронзы и железа привело к революции в области экономики и в военном деле.
Во 2 пол. 12 в. до н.э. по каким -то причинам пришел в движение племенной мир Европы и Средиземноморья. Под ударами завоевателей гибнут Хеттское царство, древнеегипетская цивилизация, цивилизация шумеров, на развалинах которой появляется ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО.
Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию – от Персидского залива до Ассирии включительно (посмотрите на карте, она у вас на столе).
-Назовите самые крупные города Вавилонии. (Ур, Урук, Ниппур, Киш) .Все они подчинились Вавилонскому царю - Хаммурапи.
Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.
1792 по 1750г. до нашей эры – годы правления Хаммурапи.
Выгодное положение Вавилона давало вести активную торговлю, сюда шли торговые корабли, здесь пересекались торговые пути.
Вместе с учителем, учащиеся ищут на карте город Вавилон. Записывают имя и дату правителя.
Как нашли законы царя Хаммурапи.(историческая справка)
В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу- двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.
– Как вы думаете, чем уникален этот столб?
Предполагаемые ответы учащихся: – Потому что древний.– Единственный.– Может быть, текстом?– А может изображенной сценой? И др.
В процессе обсуждения  версий, учащиеся должны придти к выводу, что для исторической  науки данный столб ценен все же содержанием текста.
– Почему  текст написан на двухметровом базальтовом столбе?– Какого же содержание этого теста?
Предполагаемый ответ  учащихся: Базальт – очень прочный камень, значит будет стоять очень длительное время. Содержание текста, видимо,  касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог  прочитать любой грамотный житель Двуречья.
III. Самостоятельная работа обучающихся. (подготовка 15 мин.+30 мин ).
Учащиеся делятся на три группы и получают фрагменты свода Хаммурапи и вопросы для работы.
На основе сообщений представителей групп составить рассказ о жизни, обычаях и занятиях жителей Вавилона
Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу "Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи".
7. Если человек купит из руки сына человека полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.274. Если человек нанимает мастеров, то наемную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату столяра... плату кожевника, плату плотника... плату корзинщика... плату строителя... В день он должен давать".
Заполняют таблицу:
Отрасли хозяйства Примеры из законов Хаммурапи
Земледелие: какие культуры выращивали?  
Скотоводство: каких животных разводили?  
Ремесло: какие ремесленные профессии были известны?  
Вопросы к группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)
2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)
3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)
4.Чьи интересы защищает закон? (В первую очередь интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны? (Разорившиеся граждане, обедневшие земледельцы не смогут платить в казну налоги, это приведет к упадку страны)
Статьи законов для второй группы:
59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.261.     Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в год.
Вопросы к статьям: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?
Статьи законов для третьей группы обучающихся:
15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.
Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:Статьи законов для второй группы обучающихся:
128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: "Я изгоню моего сына", то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?
ДОПОЛНИТЕЛЬНО Статьи законов для ТРЕТЬЕЙ группы обучающихся:
1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.       6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.
Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: "око за око, зуб за зуб". Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед группой. По ходу ответов на доске оформляется запись:
Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.
Они защищали:
честный и добросовестный труд;
частную собственность;
своих подданных от обращения в рабство;
семью и права детей.
Законы сурово наказывали за преступления.
По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.
Подведем итог.
Чтобы государство было сильным, единым, а его граждане чувствовали свою защиту и безопасность, они должны следовать законам, желательно, справедливым. Хаммурапи сказал о себе: «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте или вдове, я начертал драгоценные слова на своем памятнике». Сами жители Междуречья считали, что законы царя Хаммурапи вечны.
Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.
Преступление Наказания
1. Если сын ударит своего отца… А). ..то должно выбить его глаз.
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… Б) …то должно выбить его зуб.
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… В) …то ему должно отрубить руку.
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Г) …то должен починить за собственное серебро.
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то… Д) …то должно отрезать ему ухо.
1.В 2.А 3.Б 4.Д 5.Г
Подведение итогов. Выставление оценок
Задание на дом: § 4-5 с.37-42, написать доклады о цивилизациях бронзового и железного веков.