Презентация по МХК тема: Сюрреализм (11 класс)


Сюрреализм мхк – 11 классУчитель МХКБ.Б. Романов Джорджо де Кирико Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) (1888–1978), итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888. Учился в Высшей художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Увлечение философией Ф.Ницше и аллегорической живописью А.Бёклина способствовало появлению у де Кирико интереса не к принципам академического реализма, а к толкованию загадочных символов, снов и галлюцинаций. В 1908–1911 он жил в Италии, в основном во Флоренции, с 1911 – в Париже, а с началом Первой мировой войны вернулся в Италию. Между 1908 и 1917 де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. "Песня любви" 1914, Музей соврменного искусства, Нью-Йорк "Неопределенность поэта" 1913 Частное собрание, Лондон "Ариадна" 1914Метрополитен-музей, Нью-Йорк "Археологи"1917 "Гладиаторы и лев"1927 Поль Дельво Дельво (Delvaux) Поль, (1897–1994), бельгийский художник-сюрреалист. Родился 23 сентября 1897 года в Антейте (провинция Льеж, Бельгия). Обучался в Королевской академии художеств в Брюсселе. В 1920-1924 Дельво испытал влияние  Джорджо де Кирико и де Смета - фламандского экспрессиониста  с его особой концепцией обнаженного тела и атмосферой молчания и сдержанности. Обнаженная модель стала темой par excellence творчества Дельво ("Розовые банты", Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Строго определен план изображения, где сад, северный городской пейзаж, античные руины составляют главный мотив картины. Обнаженные женщины на полотнах Дельво словно ожидают прихода мужчин, которые выведут их из летаргии. Дельво в своих  картинах всегда подчеркивал контраст одетых и обнаженных персонажей, усиливая эротическую составляющую. В религиозных композициях Дельво ("Распятие", 1951, Брюссель, Госудрственное собрание, и др.) интересна тема присутствия скелетов, заменяющих собой персонажи. Поэтичностью наполнена картина с изображением ночного, провинциального вокзала, в который не осмеливается проникнуть девочка ("Вечерние поезда", 1957, Брюссель, Королевский музей). Одним из лучших творений Дельво считают настенную живопись, исполненную в неоклассическом стиле для здания Ж.Перье в Брюсселе. "Спящая Венера"1944, Галерея Тэйт, Лондон "Деревня русалок"1942, Институт искусств, Чикаго "Распятие" 1951-1952Государств. собрание, Брюссель "Въезд в город" 1940Королевский музей, Брюссель "Зеркало"1936 "Гибель дня"1937 "Леда"1948 "Пигмалион"1939 "Пробуждение леса"1939 "Розовые банты"1937 "Купание нимф"1938 "Девушка с зеркалом"1945 "Ожидание"1939 "Прогулка"1937 Фрида Кало Кало (Kahlo) Фрида, мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма.Фрида Кало родилась в Мехико в 1907, в семье фотографа, еврея по происхождению, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года она попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".  В 22 года Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный в неподвижности, она всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера. "Автопортрет. Свободные волосы" 1947, Частное собрание "Моисей" (Ядро Создания)1945, Частное собрание "Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль" 1949 "Мое платье там или Нью-Йорк" 1933, Галерея Гувера, Фриско "Сломанная колонна"1944 "Маленькая лань"1946 "Корни"1943 "Что дала мне вода"1947 "Моя медсестра и я"1939 "Плоды Земли"1938 "Две Фриды"1939 Рене Магритт Рене Магритт (Rene Magritte), бельгийский художник-сюрреалист. Родился 21 ноября 1898. С 1916 по 1918 Магритт обучался в Королевской Академии искусств в Брюсселе (Academie Royale des Beaux-Arts). По окончании работал оформителем обоев и художником по рекламе. Ранние работы Магритта были выполнены в в стиле кубизма и футуризма под влиянием Фернана Леже. В 1922 Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет. После свадьбы она стала единственной моделью для его картин.Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией Dadaistic было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах "Aesophage" и "Marie" вместе с  Жаном Арпом, Пикабия, Тцара и другими дадаистами. В 1925-1926 Магритт написал "Оазис" и "Затерянного жокея" - свои первые сюрреалистические картины. В 1927-1930 Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром.В Париже система концептуальной живописи Магритта окончательно сформировалась и осталась почти неизменной до конца его жизни. "Черная магия" 1933-1934Королевский музей изящных искусств,Брюссель, Бельгия "Песня любви" 1940-1950Собрание мадам Магритт, Брюссель Неизвестное 1938Коллекция Клода Спаека, Париж "Фальшивое зеркало"1935 "Свершение невозможного" 1928 "Сын человеческий"1964 "Черная магия ||"1937 "Опасные связи"1939 "Влюбленные"1928 "Препятствие пустоты"1965 "Большое семейство"1963 "Портрет с трубкой"1950 "Открытие"1928 "Философия будуара"1948 "Проницательность (Автопортрет)" 1936 Майкл Паркес Майкл Паркес, Пэйркс (Michael Parkes), американский живописец, основатель течения магического реализма, мастер фантастической живописи и литографии. Родился в 1944 году, в городке Сайкстоун, штат Миссури в Америке. Изучал искусство живописи и графики в Канзасском университете. В молодые годы, он писал картины в стиле абстрактного экспрессионизма и примитивного авангардизма, довольно широко распространенном в 60-е годы прошлого века в Америке. Однако, уникальный стиль живописи Паркеса сложился в период изоляции от общества поп-культуры, в период, когда он бросил изучение и практику живописи и отправился в Индию в поисках философских истин и просветления. Это неудивительно, так как, родившись в сороковые годы, он принадлежал к поколению хиппи. Майкл Паркес"Грация" 2002 Майкл Паркес"Лебединое озеро" 1998 Майкл Паркес"Надежда" 1995 "Клеопатра"1986 "Ночной полет"1998 Ив Танги Танги (Tanguy), Ив, родился в 1900 году во Франции (Brittany). В молодости служил на торговом флоте. Был призван в армию во время первой мировой войны. После окончания войны сменил множество профессий. Танги никогда не обучался живописи. Идея стать художником овладела им после того, как в 1923 году он увидел картины Джорджо де Кирико. Его друг, поэт Jacques Pruvert, ввел его в круг сюрреалистов. Впечатления детства и юности Танги, связанные с морем, оказали определенное влияние на его творчество. Он использовал в своей живописи формы амеб, морских и земноводных животных, плавные линии и очертания дыма и облаков, пульсаций в воде и дрожащий свет. Одна из первых выдающихся работ Танги "Мама, папа ранен!"(1927, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Название этой работы очень эмоционально и мотивом ее создания, по словам историка искусства Джеймса Тралла Соби, послужила действительная история психиатрической болезни. "Непостижимый фаллический объект справа возможно представляет отца, испускающего, подобно некоторым раненым морским тварям, серое облако; мать представляется зеленой фигурой, и в центре подвижный младенец - в образе фасолевого объекта" (Саймон Вильсон, "Живопись сюрреализма", 1975). "Мама, папа ранен!"1927 "Ветер" 1928Частная коллекция "Завтра" 1938Музей искусств, Цюрих "Перевоплощение"1942 "Моя жизнь,черная и белая" 1944 Доротеа Таннинг Доротеа Таннинг (Dorothea Tanning) - одна из последних живых участников движения сюрреалистов. Таннинг родилась в городке Гейлсбург в штате Иллинойс 25 августа 1910 года в Америке. Обучалась в колледже Кнокс, затем недолго в Академии искусств в Чикаго. Переехав в Нью-Йорк в 1935 году, работала рекламным художником. После  посещения выставки "Фantastic Art, Dada, Surrealism" в 1936 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке и знакомства с кругом сюрреалистов Дороти Таннинг решает заниматься живописью профессионально. В 1939-1941 годах посещает Францию и Швецию, перед войной возвращается в штаты. Первая выставка ее картин прошла в галерее Жюльен Левай в 1944 году. Темой ее ранних полотен в основном являлись сексуальные страхи и фантазии молодых женщин. Ее сюрреалистическим работам на протяжении долгой творческой деятельности всегда были свойственны колоритность, характерный почерк и мощь. В Нью-Йорке она встретила Макса Эрнста и вступила с ним в брак в 1946 году. После свадьбы супруги переехали в Аризону, затем в середине пятидесятых во Францию. Спустя двадцать лет, после смерти Эрнста, Доротеа Таннинг возвращается в Нью-Йорк. "День рождения" 1942Музей искусств, Филадельфия "Портрет в декабре"1945, Частное собрание "Материнство"1946 "Записи для Апокалипсиса" 1978 "Зеркальные сны"1953 "Черная роза"1950 "Лунный концерт"1954  Макс Эрнст Эрнст (Ernst) Макс, немецкий живописец, график, мастер коллажа и фроттажа, один из наиболее ярких представителей сюрреализма.  Родился 2 апреля 1891, в Брюле, Германии. С 1909 он изучал философию в университете Бонна, но вскоре оставил это занятие, чтобы полностью посвятить себя искусству. Во время учебы он основательно изучал психологию и интересовался искусством психически больных. Первые работы Эрнста были показаны в 1912 в галерее Фельдмана в Кельне. На выставке Sonderbund  того же года в Кельне он познакомился с работами Поля Сезанна, Эдварда Мунка, Пабло Пикассо и Винсента ван Гога, которые оказали влияние на формирование его творческих взглядов. "Одеяние невесты" 1940Собрание П. Гуггенхайм, Венеция "Женщина, старики цветок" 1924 "Сомнительная женщина" 1923 "Кастор и Поллукс"1923 "Французский сад"1962 "Царь Эдип"1922 "Европа после Второй мировой"1941 "Двое детей и соловей" 1924 "Сюрреализм и живопись" 1942