Презентация по литературе на тему Аспекты христианского миросозерцания в творчестве А.С. Хомякова
Аспекты христианского миросозерцания в творчестве А.С. Хомякова Выполняла ученица 8 класса МБОУ Ц.О.№ 13 Черникова Анастасия Руководитель: Третьякова Ю.Н., учитель русского языка и литературы Прочтение русской поэзии в контексте православной культуры позволяет выявить истинный смысл и значимость её художественных достижений. Действительному пониманию поэта способствует исследование взаимодействия с культурной традицией – той почвой, которая определяет основные черты миропонимания поэта. Причастность к традиции определяется и глубинной связью с народным духом, и природой творческого процесса, возносящегося и приобщающего к духу Предания. С другой стороны, лукавый дух больного времени накладывает на творчество свои искажающие черты. Может быть, из всех поэтов наименее был подвержен А.С.Хомяков. Творческий мир поэта целен; и в его стихах воплощается христианское миропонимание – не во всеобъёмлющем масштабе, а в отдельных аспектах. В стихотворениях А.С. Хомякова нашло выражение восприятие тварного мира, природы и человека, мира высшего, любви и творчества, мистические, молитвенные и пророческие переживания, тема исторических судеб России. Каждой из этих тем поэт посвящает лишь немногие стихотворения, но в каждом из них содержится целая концепция в свёрнутом виде. Что касается мира природного, то здесь акцентируется внимание на пантеизме, но о Хомякове-поэте нет серьёзных исследований на эту тему! Ни в типе личности, ни в поэзии Хомякова нет ничего романтичного, а в восприятии природы Хомяков никогда не был пантеистом. Доказывая несостоятельность жизненной позиции Хомякова, советские исследователи указывали на противоречивость его личности, принимали за недостаток то, что является глубочайшим свойством христианского миропонимания – напряжённый антиномизм как соединение противоречий в высшее единство. В творчестве Хомякова определённую эволюцию претерпевает антиномия гордости как позиции достоинства и мужества среди людей и смирения перед Богом и Его волей. При этом в личности и взглядах поэта не было ни противоречивости, ни борьбы двух начал. Б. Глинский замечает: « Изучение творчества Хомякова приводит к массу читателей к признанию исторической значимости духовного наследия Хомякова, освещает его тем светом правды, которую вольно или невольно, но тщательно скрывали, в интересах полемической борьбы, принципиальные его противники. Уже теперь начинает понемногу рассеиваться искусственно напущенный на этого писателя дым и чад русской публицистической литературы узко-тенденциозной окраски.» А когда этот дым рассеется,то, по мнению Глинского, Хомяков предстанет «как глашатай правды жизни». Другая точка зрения представлена в стихах Кожинова, Грекова и Дунаева, в которых акцентируется внимание на христианской основе творчества Хомякова. Они считали, что Личность, Творца мира и как безличного дух, растворённого в природе. Хомяков как глубокий мыслитель не мог смешивать несоединимое. Он остро ощущал противоположность мира земного и горнего, «двойное бытие». При этом отмечается близость Хомякова к немецкой культуре, к философии Шеллинга. Е.Л. Маймин считал, что Хомяков не был шеллинганцем, но в его стихах есть заимствования « шеллинганской образности и символики». Большинство советских исследователей в качестве аргумента, подтверждающего пантеизм любомудров, выдвигают то, что они восхищаются природой и обожествляют её. В стихах А.С.Хомякова нет намёка на то, что природа тождественна Богу или Бог природе. В стихотворении « По прочтении пслама» Хомяков, как и многие русские поэты показывают взаимосвязь мира природы и мира человека. Мир природный, сотворённый Богом, прекрасный и стройный, свидетельствует о мудрости и благовести Творца. В раннем стихотворении «Степи» также выражено безусловно христианское отношение к природе: Куда не взглянешь – нет селенья,Молчат безбрежные поля,И так, как в первый день творенья,Цветёт свободная земля. Такой мотив характерен для христианского мировосприятия: мир, только что вышедший из Божьих рук, был, по слову Библии, хорош, не был повреждён злом. Для Хомякова же чувство первозданности природы особенно остро переживается и степи, в её просторах, где нет человека, искажающего мир своим вмешательством: Там нет просёк её межамиЛюдей бессмысленный закон,Людей безумными трудамиТам Божий мир не искажён. Поэт-христианин восхищается тем, что напоминает о мире, каким он был сразу же после это создания Творцом. Мир, только сотворённый Богом, изображается в стихотворении «Поэт»: Хвала Богу – это состояние природы, каждой её сущности. Мысль поэта в полном согласии с патристи ческой традицией – по воле Божьей человек тоже обретает голос для хвалы. Говоря о пантеизме Хомякова, обычно ссылаются погрузиться душой в природную жизнь интерпретируется обычно как проявления его атеизма, пантеизма, язычества. У Хомякова в юные годы желание слиться с каждым проявлением бытия созвучно с ликующей радостью молодости, с бесконечной любовью к каждой сущности мира. Хотел бы я разделиться в мире;Хотел бы с солнцем в небе течь,Звездою в сумрачном эфиреНочной светильник свой зажечь.Хотел бы зыбию стеклянной Играть в бездонной глубине. Стихотворение А.С. Хомякова «Молодость» - своего рода гимн радости двадцатитрёхлетнего поэта. В нём «избыток жизни». Эта избыточная черта, страстная жизненность – характерная черта молодости.Создавая это стихотворение, он вкладывал в него лишенный трезвости восторг перед природой, которой он от части навеян духом времени и который, впрочем, позже навсегда уйдёт из лирики поэта. В стихотворении «Заря» речь идёт не только о премудром устройстве мира, но его украшенности: день и ночь разделяются – и здесь ощутима интонация восхищения – пурпурным огнём, прекрасным небесным горением. Это дивное украшение мира есть Божий дар, которого могло и не быть, так же как, по мысли святых отцов, и самого мира. Далее выражена мысль о соотнесенности зари и человеческой души: в человеке не только две природы, божественная и падшая, не просто добро и зло, но и небеса и ад. Отличительная у Хомякова тема неба. Тишина души, устремлённой к горнему, отказ от земных мечтаний - вот что навеивает поэту красоту неба, так что умиротворённая душа становиться зеркалом вечного бытия. Отражение вечного – вот основная интенция души поэта. Ночь стала здесь временем молитвы. Сама по себе она душу человека не возвышает, наоборот, подступает к душе. Человек призван освятить этот час своими молитвенными усилиями, и тогда ночь станет тем духовно плодотворным временем, когда душа человека оказывается наедине с Богом, пред Его очами, а дух горит, подобно звёздам. Таким образом, земная жизнь изображается в традиционных христианских образах – степи, жизни, как море житейского. Прозябанию обычной жизни, противопоставленно нечто в высшей степени своеобразное, характерное именно для Хомякова. Это мир воинских подвигов, рождающих в душе высокое вдохновение..!