Статья на тему ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ МОДУЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ. 
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ МОДУЛЬНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ.
Медведева Наталья Александровна, 
преподаватель дисциплин общепрофессионального 
        цикла, дисциплины ОП «Инженерная графика», 
Государственное автономное профессиональное 
образовательное учреждение «Набережночелнинский 
политехнический колледж»,
Татарстан, г. Набережные Челны.
Социальный заказ работодателей к  молодому рабочему изменился- необходимы конкурентоспособные  специалисты. А это: инициативность, самостоятельность, мобильность, коммуникабельность. Как  сформировать конкурентоспособного рабочего через свой предмет? 
Производство качественно нового продукта можно осуществлять только с использованием новейших технологических решений, основанных на совершенно иных принципах и подходах. Качество образования – это:
качество образовательного процесса,
качество условий обучения и учения, 
качество реальных результатов образования. 
Изменение технологии обучения предполагает изменение системы образования по четырем направлениям: ценность образования (результат на выходе); чему учить и обучать (содержание); в какой последовательности; каким способом учить и обучаться (технологии). Одним из таких подходов является модульное обучение. Мною разработана модульная программа по черчению «Правила чтения и способы выполнения несложных рабочих чертежей и эскизов деталей» для подготовки специалистов по профессиям: слесарь-ремонтник, контролёр станочных и ремонтных работ, слесарь по ремонту автомобилей, наладчик станков и манипуляторов с ПУ, станочник широкого профиля и соответствующая федеральному государственному  образовательному стандарту среднего профессионального образования. Модульная программа «Правила чтения и способы выполнения несложных рабочих чертежей и эскизов деталей» представляет собой теоретическое обучение и является частью дисциплины «черчение» первой ступени подготовки.  Данный модуль может применяться  как самостоятельно,  так и для переподготовки  рабочих службой занятости по данным профессиям,  в учебно-производственных комбинатах и  на курсах повышения квалификации. Программа  включает в себя словарь основных терминов,  учебный материал, задания разного уровня сложности, представленные в различных формах и материалы оценки компетентности, что позволяет обучающимся  самостоятельно изучать предмет, а также осуществлять контроль. Программа позволит обучающимся овладеть правилами чтения и способами выполнения несложных рабочих чертежей и эскизов деталей. По окончанию изучения  модульной программы обучающийся будет способен  читать и выполнять несложные рабочие чертежи, эскизы деталей, сборочные чертежи в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Определять по чертежу изображения, виды соединений деталей и способы передачи движения  в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Программа включает в себя четыре результата деятельности: Результат 1.Объяснять изображения и  размеры на чертежах  деталей в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Результат 2. Объяснять обозначение резьбы и резьбовые соединения на чертеже  в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД, определяет изображение  и обозначение резьбы и резьбовых  соединений на чертежах. Результат3. Определять  чертёжи цилиндрических зубчатых колес и цилиндрических  зубчатых передач в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. Результат 4. Объяснять проектную документацию на  сборочную единицу в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД. При изучении данного модуля применяются  различные формы работы с обучающимися: индивидуальная, работа в парах, групповая. Усвоение новой учебной информации организуется на уроках по вопросам учебного материала. В зависимости от количества учебных часов и значимости темы для профессиональной деятельности тема может рассматриваться в течение нескольких учебных занятий и наоборот. Для оценки качества и уровня усвоения учебного материала применяются задания «Проверки степени усвоения учебного материала». По результатам проверки определяется достигнутый уровень результатов обучения. Рекомендуется  в конце занятий заполнять дневник урока, как одно из форм самооценки деятельности обучаемых на учебном занятии и качества применяемых  учебно-программных средств. Для подтверждения компетентности по каждому результату проходит процесс оценки компетентности. Для оценки знаний применяются индивидуальные вопросы соответствия (тестирование), практические аудиторные работы. Использование технологии МКО предусматривает: подготовку новых средств обучения,  разработку комплектов средств обучения и их применение в процессе самообучения,  разработку методик диагностирования эффективности применяемых средств и методов обучения.  Важную роль в преобразовании учебной информации в знания, навыки и в целом в профессиональную компетентность является использование в учебном процессе  системы организации самостоятельной работы обучающихся на занятии.  При модульно-компетентностном  обучении (МКО) появляется другая организация урока, другое поведение обучающихся, при изучении нового раздела  при  МКО обучающиеся видят КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Разработаны закрепляющие задания и вопросы, это  следующие виды заданий: по образцу;  для выполнения только части задания;  по алгоритму;  со вспомогательным вопросом;  с теоретическим предписанием;  с инструкцией; с использованием классификации,  проблемно-поисковые (для самостоятельного выбора из предложенных или задания, которые учащиеся подбирают сами). Графические задания  разноуровневые  (каждый ученик должен работать в своем ключе) дифференцирую работу по разному,  одному-одно, другому- другое. Предлагать ВЫБОР, если  предлагаю выбор, ученик свои личностные качества сопоставляет, если ученик делает так - значит ему лучше. Система заданий по переводу обучающегося в творческую ситуацию (типовые, комбинированные, творческие задачи). Сегодня существует проблема, что оценивать, как оценивать, если раньше оценивали предметные знания, это уже не актуально, нужно и коммуникативные компетентности ( преподавателю нужно подобрать материалы-которые должны оценить - это со свободным ответом. Разработан Дневник заданий на все виды работ   на год. Наглядным подтверждением разработанной системы учета и контроля является "Экран тематического учета и контроля"- по каждой группе. 
Он  включает в себя список учащихся; перечень и последовательность изучения тем и разделов программы,  количество и последовательность выполнения чертежей, проверочных и контрольных работ. Использую методы  исследования обучающегося в учебно воспитательном процессе ( уровни сформированности учебно- познавательного интереса) он вырос с 32%  до 87% в конце. Я считаю, что использование модульно- компетентностного  подхода на уроках черчения будет способствовать качественной подготовке обучающихся в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального  образования третьего поколения.