Конспект урока по музыки в 5 классе : « Звать через прошлое к настоящему»
План – конспект урока музыки в 5 классе.
Тема: «Звать через прошлое к настоящему».
Дидактическая цель урока: Сопоставление образа Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.
Задачи урока:
Направленные на достижение личностных результатов:
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- продолжать формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в соей творческой деятельности;
- воспитание патриотизма и любви к родине;
- развитие вокально – хоровых навыков
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;
- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;
- формировать коммуникативные компетенции;
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знание жанров вокально – хоровой музыки (кантата);
- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке
Тип урока: урок открытия новых знаний
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок – исследование
Форма урока: классно-урочная
Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, элементы проектной деятельности
Планируемый результат: устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством, оценивать эмоциональный характер музыки, определять средства музыкальной выразительности.
Основные понятия: кантата, триптих
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, киноискусство, история, краеведение.
Музыкальный материал: С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» части: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте люди русские», видеофрагмент из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»
Ход урока:
I Организационный момент
Активизация внимания.
Приветствие детей. Проверка готовности обучающихся к работе.
(метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)
II Этап мотивации и актуализации знаний
У: На сотни вёрст, на сотни миль
На сотни километров лежала соль
Шумел ковыль, чернели рощи кедров.
О той земле слагался стих,
Её вспевали гусли,
Была она щедра, горда
Звалась земля та РУСЬЮ!..
Внимание на экран:
Просмотр видео - фрагмента фильма Слайд 1
III Постановка проблемы:
У: Кто догадался, о чём и о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
Кто услышал тему? Сформулируйте её!
(формируемые умения: умение понять мысль автора; регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, высказывать своё мнение).
Постановка учебной задачи урока:
У: Сегодня наш урок будет посвящён подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александру Невскому и рассмотрим образ защитника Родины, как в музыке, так и в изобразительном искусстве.
Слайд 2. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».
Я предлагаю вам стать летописцами и восстановить события давно минувших лет…
У: Что вы знаете об Александре Невском? (ответы детей)
IV «Открытие» обучающимися новых знаний
У: У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покровителей.
Что же говорят исторические данные про этого человека?
Кто этот человек? Почему его называют Невским? И почему мы, несмотря на то, что прошло много веков до сих пор помнит его?
Как говорят летописи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…»
Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.
Слайд .3 В начале урока мы видели фрагмент из фильма Эйзенштейна «Александр Невский» и все наверно обратили внимание на музыку из фильма. Мы знаем, что не один из фильмов не проходит без музыки. Вот и к этому фильму было создано выдающееся музыкальное произведение кантата «Александр Невский», автор его русский композитор 20 века Сергей Сергеевич Прокофьев.
Слайд 4 . КАНТАТА – (показать определение)
Кантата состоит из 7 частей, каждая из которых рассказывает слушателям о каком-то определенном событии.
Слайд 5
!!! Внимательно посмотрите на этот слайд, информация на нём вам сегодня очень пригодится!
Некоторые части из кантаты мы с вами слушали еще раньше, но сегодня остановимся только на двух, которые нам помогут воссоздать образ полководца.
У: В XIII веке Русь состояла из нескольких обособленных княжеств. Князья не ладили между собой, часто были столкновения между дружинами разных княжеств. Русь оказалась расколотой перед лицом страшного врага.
У: Битва над шведами на берегу Невы, состоялась 15 июля 1240 г.
Шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие.
V Первичное закрепление.У: Слушаем 2 часть кантаты «Песня об Александре Невском» Слайд 6
Благодаря музыки мы можем нарисовать портрет мужественного, храброго воина.
У: После победы над шведами в 1240 году (Невская битва) народ прозвал князя Невским. А через два года произошло знаменитое сражение, Ледовое побоище.
Слайд 7
Вопрос к детям: Назовите части кантаты, которые рассказывают об этом событии?
Слайд 8 Слушание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские!» (опрос, после выполнения 2 задания в группах)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Представьте, что каждый из вас дирижер и управляете хором и оркестром. Вокальное исполнение средней части «Вставайте, люди русские» и повторное исполнение с движениями (ритмопластика)
Музыкантами мы с вами себя почувствовали, а теперь представьте, что вы художники и вам сделали заказ на создание полотна «Вставайте, люди русские» и прежде нужно подобрать цветовую гамму вашей картины.
Определите цветовую гамму 4 части кантаты «Вставайте, люди русские».
Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский».
Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский»
Слайд 9.
У: Что необычного в этой картине? (ответы детей)
У: Из скольких частей она состоит? (3 части)
У: Давайте попробуем с вами объяснить значение термина ТРИПТИХ…
У: Что вы слышите? (цифру три)
У: Если это предмет, то он состоит из скольких частей? (из трёх)
Слайд10 . Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
!!!Мы с вами вместе нашли определение этого термина, молодцы!
У: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?
(мужественным, отважным, гордым)
Слайд 11. У: Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?
Во что одет Александр Невский?
Что у него в руках?
Где он стоит?
Куда устремлен взгляд князя? (ответы детей на вышеперечисленные вопросы)
У: (выслушав ответы детей) А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной – верная дружина, а за плечами – чёрный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлён в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.
«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе…» - так описан Александр невский в летописях…
Какую цветовую палитру использовал художник?
Слайд12 .У: Давайте проведем сравнительный анализ двух шедевров
Мы послушали, как С.С. Прокофьев показал Александра Невского. Павел Корин изобразил русского полководца как ВОИНА, ЗАСТУПНИКА, ГЛУБОКО ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК…
Какие слова Александра Невского знает каждый человек? (Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет)
У: Мне хотелось бы, чтобы вы узнали, что взял Александр Невский эти слова из библии: «ИБО все, взявшие меч, мечом погибнут»… так звучат строки в Евангелии от Матфея (Матф. 26,52)
Слайд 13
У: Такие слова могли идти только от сердца, а какой человек мог их сказать? (глубоко верующий)
У: Почему Александр Невский изображён на иконе?
(он причислен к лику Святых)
У: Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось.
VI Проверка, как усвоен новый материал.
А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока
ТЕСТ. (см. приложение)
Передайте листочки по кругу, проверьте и поставьте оценку.
У: Летопись сегодняшнего урока подходит к концу.
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет,
Родина не старится.
Не пускает старость на порог…
Слайд . У: Много героев – россиян и в наши дни, мы знаем их имена, гордимся своими соотечественниками, и тем, что мы – РОССИЯНЕ!
VII Рефлексия:
Закончите предложения:
- Я узнал…
- Новые знания мне пригодятся…
- Какие качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?
- Что ярче всего запомнилось вам из кантаты Александр Невский?
ММ 16. Д/З: Подобрать стихи и песни о героях – защитниках.
Узнайте, какая песня послужила подобным призывом в годы ВОВ, кто её сочинил, узнайте историю её создания.