Конспект урока музыки в 5 классе Звать через прошлое к настоящему Технологическая карта


Конспект урока музыки в 5 классе
Авторы: Сергеева Г.П, Критская Е.Д Шмагина Т.С 5 класс
1 Раздел: Музыка и изобразительное искусство
2 Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему»
3 Эпиграф «Тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается»
Тем
4 Цель: Сопоставление образа Александра Невского в музыке с его образом в изобразительном искусстве через триптих П.Корина и кантату С.Прокофьева.
5 Задачи:
Личностные:
МетапредметныеПредметные:
Формирование УУД:
-развитие интереса к классической музыке;
- установление связи между новым материалом и уже пройденным. Формирование собственного мнения. Умение анализировать и обобщать. Выдвигать версии, умение работать с текстовым документом
– повторить понятие «кантата», вспомнить значение терминов хор, оркестр, солист.
Личностные действия: эмоциональный отклик на музыкальное произведение, формирование осознанного отношения к классической музыке; воспитывать культуру слушания, исполнения; чувство сотрудничества между учителем и учеником, учеником и учеником.
Регулятивные действия: развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения; формировать тонкий музыкальный вкус учащихся; развивать навыки определения настроения музыки.
Познавательные действия:знакомство с кантатой С. С. Прокофьева «Александр Невский», картиной П. Корина «Александр Невский», понятие «кантата»; мотивировать учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному изучению классической музыки; грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь слушать музыку и исполнять.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества «учитель-ученик», «ученик-ученик», постановка вопросов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6 Тип учебного занятия Урок приобретения новых знания
7 Вид учебного занятия: Лекция, слушание музыки, пение, самостоятельная работа
8 Литература, цифровые образовательные ресурсы и оборудование: Иллюстративно- информационный материал:
1. Учебник «Музыка» 5 класс.
2. «Уроки музыки». Поурочные разработки. 5-6 классы /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. -2-е изд.-М.: Просвещение, 2014 г.
4. Репродукции картин: П.Корин Триптих «Александр Невский»
5. Портреты С.С. Прокофьева. П.Б Корина; С Эйзенштейна
Демонстрационный материал:
6. Видео фрагмент фильма «Александр Невский» С.Эйзенштейна
Фонограммы музыкальных произведений:
9. С.Прокофьев. «Песнь об Александре Невском»,
10. С.Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русский!»
11.Песня «Моя Россия»
Телевизор, компьютер, фортепиано, рабочие тетради 5 класс
Этапы учебного занятия
Название этапа Ведущая деятельность
учителя учащихся
1.Организационный этап подготовить обучающихся к работе на уроке, психологически настроить их на предстоящее занятие
Вход на урок по музыку «Песни о школе».
Стимулирует интерес учащихся к уроку
Музыкальная гимнастика
Музыкальное приветствие учителя.
Распевание.
Сегодня на уроке мне нужна ваша помощь и я предлагаю вам сегодня на уроке разделиться на 3 группы
Вам предстоит сегодня побывать в роли историков, искусствоведов изобразительного искусства и музыковедов.
Какие задачи вам придется сегодня решать?
Каждая группа будет решать свои задачи.
Чем будут занимаются историки? Будут добывать историческую информацию.
Чем будут заниматься искусствоведы изобразительного искусства? Будут добывать информацию связанную с изобразительным искусством.
Чем будут заниматься музыковеды? Анализом музыкальных произведений, обьяснением забытых вами терминов.
Вам необходимо выбрать лидера в группах.
Инструкция для руководителя группы. Дает рекомендации, нацеливает на то, чтобы каждый из обучающихся получил свое задание.
- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации
- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы
- Формулирует обобщающие вопросы
- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
- Создает условия для сотрудничества - работы в группах.
- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. Исполнение музыкальной гимнастики
Приветствие учащихся
Исполнение распевки.
Делятся на группы,
рассаживаются по группам.
Выбирают лидера и представляют.
Лидер включает всех ребят в общую работу.
- Работают с разными источниками информации (специальные рабочие папки)
2.Определение темы урока.
Целеполагание.
Тема нашего урока «Музыка и изобразительное искусство»
«Звать через прошлое к настоящему»
Посмотрите, пожалуйста, на портреты: перед вами портреты гениальных людей ХХ века. Один из них – композитор, другой – кинорежиссёр, третий – художник.
Как вы думаете, что их может объединять?
Как вы думаете какова цель нашего урока?
Отвечают на вопросы:
Определяют цель урока.
3.Этап всесторонней проверки УУД
.Я предлагаю начать урок с фрагмента художественного фильма.
Просмотр фрагмента из фильма « Александр Невский»
Как называется фильм?
Какому историческому герою принадлежат эти слова?
Звучит фраза «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто к нам с мечем придет - тот от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская земля».
Кто он такой? Какую победу он одержал? Что же такого он совершил для Руси? Чем дорога народу память об этом удивительном человеке?
После ответов детей на доске появляется портрет А.Невского художника П. Корина .
Просмотр фрагмента худ. фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»,
Историки
Ответы детей.
« Александр Невский»
Рассказ об Александре Невском.
4. Этап усвоения новых знаний. Художественный фильм поставил Сергей Эйзенштейн. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех.
Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму- кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.
Что такое кантата?
Отвечают музыковеды.
Кантата, а именно этот жанр выбрал композитор для своего произведения, состоит из семи частей.                        
 «Русь под игом монгольским»,
«Песня об Александре Невском»,
«Крестоносцы во Пскове»,
«Вставайте, люди русские»,
«Ледовое побоище»,
«Мертвое поле»,
«Въезд Александра во Псков».
( список частей кантаты появляется на доске)
Во время великой Отечественной войны часто звучал по радио хор «Вставайте, люди русские»
“Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Это не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии.
Зачем этот фильм показывали солдатам?
Слушание хора «Вставайте, люди русские»
(Отвечают на вопрос музыковеды)
Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части.
Как начинается этот фрагмент?
Какие изобразительные интонации использует композитор?
Интонации набата
С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола.  Слушая музыку, ответьте на вопрос «что такое набат?»
Повторное слушание вступления хора «Вставайте люди русские»
Что такое набат?
Полную информацию дают музыковеды.
Почему эту музыку исполняли бойцам на фронте во время Великой Отечественной войны?
А нужно ли сегодня слушать такую музыку?
Какие впечатления произвела на вас мелодия?
Какой ритм, что он показывает?
Что изображается в мелодии, каким образом?
«Благодаря каким музыкальным инструментам эта музыка звучит так призывно и торжественно?»
Отвечают музыковеды.
Успех фильма во многом зависел от музыки, сопровождающей киноленту.
1942 была написана картина Народным художником СССР Павлом Дмитриевичем Кориным. Это самое известное его произведение военных лет.
Выставляется триптих «Александр Невский»
Опишите, каким вы видите Александра Невского?
Что вы можете сказать о нем? Каким он был?
Он изображен высоким, крупным и воинственным мужчиной, гордо, но, тем не менее, задумчиво смотрящим вдаль, в затылок впопыхах и в страхе убегающего врага Его тяжелый стальной меч, спокойно и аккуратно воткнутый в землю, говорит о многом: о будущей умиротворенности, о надежде на то, что тяжелые времена подходят к концу, тучи рассеиваются, а на смену им выходит ясное солнышко и тихая мирная жизнь. А вдали виднеются купола новгородских церквей. Уже высится за его спиной победоносное знамя — полотно, провозглашающее благодарность за спасение земли. Путь, перекрыт западным врагам, спиной закрывает Александр Невский, позади него смирно стоит стройными рядами русская дружина, ожидающая приказа. Великий полководец останется в душе каждого русского, каждого любящего свою Родину.
Действительно ли он был огромного роста?
Сколько частей в этой картине?
Что объединяет эти три части?
Что такое триптих?
Что связывает Триптих Павла Корина «Александр Невский» с одноименным музыкальным произведением?
Музыковеды.
Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь».
Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.
Отвечают на вопросы.
Музыковеды:
Я, думаю, в годы Великой Отечественной войны нужны были такие примеры, чтобы поддержать боевой дух советской армии.
Музыковеды:
Интонации колокольного звона - набата.
Музыковеды:
Набат – колокольный звон. В набатный колокол звонят во время бедствий, пожаров. Его звон тревожный- это сигнал для сбора народа.
Музыковеды:
Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы.
Искусствоведы:
На картине мы видим князя Александра. Художник изобразил его в полный рост, в военных доспехах, шлеме, княжеской красной накидке, с мечом в руках. За ним, на дальнем плане картины мы видим стены и храмы Великого Новгорода, а в правом углу – стяг с ликом Спасителя, под которым наши воины шли в бой.
Дети: Сильным, серьезным, грозным, суровым, мужественным, непреклонным, героическим…
Историки:
Художники часто изображают Александра Невского могучим, огромного роста и необъятной силы человеком. Между тем сохранилась его накидка. Судя по ней, князь был невысок – меньше 1.60 см., не широк в плечах и вовсе не выглядел как Илья Муромец.
Искусствоведы:
Творческие ответы учащихся, позволяющие составить общее представление о художественном образе.
Искусствоведы:
В триптихе, как и в кантате, каждая часть рассказывает о каком-то определенном событии.
5.Этап проверки понимания обучающимися нового материала Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью.
Как вы понимаете слово - «канонизирован» ?- процесс причисления к лику святых. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.
В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя.
( изображение Александро-Невской лавры в творческих тетрадях на стр 55)
Какая идея объединяет все эти произведения?
Александр Невский  был патриот.
А как вы понимаете это слово?А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, кинорежиссера Эйзенштейна?
Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры.
А кто из вас может назвать себя патриотом?
А что является вашим оружием?
Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы – будущее России.
Чтобы закончить наш урок на возвышенной патриотической нотепредлагаю исполнить песню « Моя Россия»
Историки:.- Причислен к церкви.
Историки:
Канонизация. (от греч. kanonizo узакониваю). 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых;
Учащиеся находят изображение в творческой тетради на стр.55.
Ответы учащихся.
Ответы:
Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию. 
Наверное можно их назвать патриотами.
Дети поднимают руки.
Знания, хорошая учеба, патриотические песни
Дети исполняют песню « Моя Россия»
6.Подведение итогов урока Заканчивая урок я вновь вас хочу попросить
Посмотрите, пожалуйста, на портреты: перед вами портреты гениальных людей ХХ века. Один из них – композитор, другой – кинорежиссёр, третий – художник.
Что их объединяет?
Как вы думаете какова была цель нашего урока?
Достигли мы с вами поставленной цели?
Говоря о святом князе Александре Невском, мы с вами увидели, что его образ не забыт. Художник Павел Корин воплотил его в картине, режиссер Сергей Эйзенштейн – в художественном фильме, а композитор Сергей Прокофьев в музыкальном произведении – кантате.
Ответы учащихся.

7Рефлексия Достигли мы с вами поставленной цели?
Довольны ли вы своей работой?
Домашнее задание твор.тетр.стр.57 ответы на вопросы
Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей
За работу на уроке я ставлю всем отличные оценки
Спасибо всем за работу.
Музыкальное прощание с детьми.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось, что не получилось и почему).
 
Музыкальное прощание с учителем и гостями.