Урок музыки в 5 классе по теме Звать через прошлое к настоящему 
Технологическая карта урока музыки № 3:___________5 Б  класс_
Умк:   «Музыка. 1 - 4 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина
Тема урока: Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища.
Тип урока:   комбинированный.
Вид урока:  дискуссия.
Цель:   обучающая: - сопоставить образ Александра Невского в  музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева;
развивающая:  - развить  эмоциональную отзывчивость к триптиху художника П. Корина;
мотивационная: - возбудить интерес к   просмотру фильма «Александр Невский» 1941 года.
Задачи:
 - воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
 - приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно – эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
 - овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
 Результаты освоения предмета:
1. Личностные
-  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-  ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-  эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
2. Метапредметные
 - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
 - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
 - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
3.  Предметные
 - сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
 - сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня.
Характеристика деятельности учащихся: наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
 Оборудование: синтезатор, м/м установка, компьютер для прослушивания  музыки; учебник «Музыка» 5 класс, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина;  Презентация «Звать через прошлое к настоящему»; Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев; Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров.  Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.
   №  Этап     урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Личностные результаты Метапредметные
результаты Предметные
результаты Ресурсы урока (муз. материал)
1.
Организационный
 
6 Организация учебной мотивации.
Настраивание учащихся на деятельность.
 Раздел «Музыка и  изобразительное искусство»  продолжается и сейчас мы попробуем определить тему  и цель урока. 
Наиграть мелодию из кантаты: Знакомая интонация? Какой характер мелодии? О чем она может быть?
Пропеть мелодию со словами: Как давно могли быть эти события? Кого представляете себе, слушая эту мелодию?
Показать триптих: Какой вид искусства вы видите? Что за герой изображен? Он вам знаком? Сколько времени прошло с тех пор, как он жил? Какие события связаны с именем А. Невского? Почему мы знаем о нем сегодня?
После ответов на вопросы, формулируем тему и цель урока. Сегодня сопоставим образ Александра Невского через произведения изобразительного искусства и музыки.   Приветствуют учителя. 
Отвечают на  вопросы, делают выводы, ищут информацию в учебнике и интернете.
Записывают тему в тетрадь: 
ТЕМА: Звать через прошлое к настоящему.
Триптих «Александр Невский». Павел Корин. Кантата «Александр Невский». С. Прокофьев.
  - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. - смысловое чтение текстов различных сти-лей и жанров.  - сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. Учебник 
     с. 90
2. Повторение  пройденного материала
3 Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлых  уроках. Отвечают на вопросы учителя:
-  в чем сходство мелодий Чайковского и Рахманинова, которые мы слушали на прошлом уроке?
 - что их роднит?
 - какие особенности подчеркивают их национальный колорит?
- что сближает художественные образы музыкальных произведений Баха, Каччини, Шуберта с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля?
- в чем выражается общность языка различных видов искусства?
- что такое жанр?
 - что такое рацея?
 -  что такое музыкальный пейзаж?
 - что  такое а капелла? - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационально-го российского общества. - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.  - сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.  Учебник 
с.  80 -  89
3.
Открытия и усвоения новых знаний 17      Работа по учебнику 
с. 90 - 97.
      Презентация «Звать через прошлое к настоящему».
У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покрови-телей. Как говорят лето-писи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» . Исторические события, связанные с именем русского свято-го, князя Александра Невского, нашли отражение в произ-ведениях разных искус-ств. Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Алек-сандр Невский».
Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Нев-ский». 
     Прослушивание, просмотр и анализ: Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Отвечают на вопросы учителя, пользуясь учебником:
 - победой в каком сражении прославился А. Невский?  
-  почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»?
 - какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа?
 - какой прием развития лежит в основе композиции этих частей кантаты?
  -   в какой форме они написаны?
 - что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера? 
 
 
 
 
  - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального российского общества;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
 - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
 - овладение осно-вами музыкальной грамотности: способностью эмоционально вос-принимать музыку как живое образное искусство во взаи-мосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми по-нятиями музы-кального искус-ства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня.
- сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. 
Учебник 
с. 80 - 89;
Презентация «Звать через прошлое к настоящему»;
(www.zavuch.ru).
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». 
С. Прокофьев.
Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский.
 М. Нестеров.  Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.
4.
Рефлексия учебной деятельности 5 Физ. минутка.
Работа с дыханием: «Насос».
 Распевание. 
- что общего есть в  основных темах кантаты «Александр Невский» и «Гимне Кубани»? Участвуют в рефлексии;
 Разучивают и исполняют «Гимн Кубани».  
 
Сопоставляют характер Гимна Кубани с кантатой «Александр Невский» - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
 - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
- сформирован-ность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. Текст песни 
«Гимн Кубани»
5. Этап проверки домашнего задания 5 Исполняем 
 «Гимн Кубани». Исполняют
 «Гимн Кубани», оценивают друг друга. - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.  - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
 - сформирован-ность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. Текст «Гимн Кубани».
 6. Этап информации о домашнем  задании 1  Домашнее задание на следующий урок: 
 учебник с. 90 – 97.  Задают вопросы по д/з. - эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров. - сформирован-ность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры. Учебник  с. 90 – 97 - читать.
     7.
Этап обобщения и систематизации
новых знний 3 Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить  нашу тему.    - победой в каком сражении прославился А. Невский?  
-  почему трехчастная композиция художника П. Корина называется «Александр Невский»?
- что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера? 
 - как вы думаете, будут ли помнить об А. Невском через сто лет или его заменят новые герои?
 - почему вы так считаете?
 - что нового вы сегодня узнали?
- что вам запомнилось?
 - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационально-го российского общества.
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро-вать, самостоя-тельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
- овладение основами муз. грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями муз. искусства: кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, протяжная песня. Учебник 
с. 90 – 97.