Рабочая программа Основы компьютерной грамотности
Рабочая программа
Основы компьютерной грамотности
2 - 4 класс
Срок реализации программы – 3 года
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013 г;
РАЗДЕЛ 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Основы компьютерной грамотности» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»:
интерес к предметно-исследовательской деятельности;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата;
мотивация своих действий; выражение готовности в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности;
выражение положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм,
понимание роли математических действий в жизни человека;
освоение личностного смысла учения, желания учиться;
актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта.
Метапредметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – освоение УУД:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно,
самостоятельно организовывать свое рабочее место,
принимать и сохранять учебную задачу,
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий;
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
моделировать — преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
осуществлять анализ объекта по нескольким существенным признакам,
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике,
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения,
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы,
использовать рисуночные и символические варианты математической записи,
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания;
контролировать свои действия в коллективной работе;
допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении.
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,
понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время:
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- умение представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач;
- умение вводить текст с помощью клавиатуры.
выделять свойства объекта; определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели);
представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами;
кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам;
пользоваться словарями для поиска сведений;
соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна);
определять назначение пиктограмм в программах;
набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т. п.
создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их;
с помощью музыкального редактора прослушивать, создавать и редактировать музыкальные фрагменты
Межпредметные связи - математика, русский язык, чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
РАЗДЕЛ 2
Содержание учебного предмета
2 класс (35 часов)
Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Виды информации. Человек и компьютер.
Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации.
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Информация и данные.
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Документ и способы его создания.
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
Основные понятия:
- информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации;
- каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент;
- кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы;
- письменные источники информации, носители информации;
- форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация;
- текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа.
3 класс (35 часов)
Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Информация, человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией.
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Мир объектов.
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами
Информационный объект и компьютер.
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
Компьютерный практикум
Цель компьютерного практикума – научить учащихся:
представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста на клавиатуре.
Основные понятия:
информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок;
язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации;
объект, имя объекта, признаки объекта;
ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества;
компьютер, программа, меню программы, пиктограммы.
4 класс (34 часов)
Содержание курса информатики и информационных технологий для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:
Повторение пройденного.
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер
Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь" Суждение. Умозаключения.
Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
Информационное управление.
Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
РАЗДЕЛ 3
Тематическое планирование 2 класс
Тематический блок с указанием количества часов на его освоение Основные виды деятельности учащихся
(на уровне УУД) Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Виды информации. Человек и компьютер – 8ч. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
Приобрести первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Называть органы чувств и различать виды информации.
Различать источники и приемники информации.
Называть древние и современные носители информации.
Кодирование информации – 9 ч. Запись информации различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Работа в парах. Уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Использовать знаково-символические средства представления информации.
Уметь фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки Представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ.
Кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия.
Информация и данные - 8ч. Устно и письменно представление информации о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка.
Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях).
Работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Документ и способы его создания – 8ч. Практическая работа
Формирование компьютерного документа с применением компьютерных инструментариев. Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге –составлять устную текстовую модель.
Составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора.
Создавать текстовый документ, графический документ.
Резерв – 1ч. Тематическое планирование 3 класс
Тематический блок с указанием количества часов на его освоение Основные виды деятельности учащихся
(на уровне УУД) Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Информация, человек и компьютер – 6 ч. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией.
Практическая и аналитическая деятельность
Приобрести первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки.
Называть части компьютера, программы и виды данных.
Действия с информацией – 10 ч. Наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? ».
Уметь с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора представлять информацию.
Устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта. Преобразовывать одну форму представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.).
Мир объектов – 9 ч. Сравнивать между собой объекты, в том числе абстрактные объекты информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.). Выделять и называть объекты окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации).
Описывать объекты окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения.
Выделять и называть свойства объекта.
Называть свойства и отношения, функции и действия, анализировать элементный состав объекта (системы), называть свойства текста, рисунка, модели.
Информационный объект и компьютер – 9 ч. Поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Использование информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет для сбора обработки , хранения информационных объектов. Называть части компьютера, программы и виды данных.
Различать системные, прикладные и инструментальные программы.
Находить файл в файловой системе.
Резерв – 1ч. Тематическое планирование 4 класс
Тематический блок с указанием количества часов на его освоение Основные виды деятельности учащихся
(на уровне УУД) Планируемые результаты
Личностные МетапредметныеПредметные
Повторение пройденного – 7 ч. Обмениваться письменными сообщениями и файлами по электронной почте.
Самостоятельно составлять план действий Проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи Создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы).
Понятие, суждение, умозаключение – 9 ч. Работа в парах.
Анализ входных данных, обработка при помощи компьютеров. Формулировать суждения и умозаключения.
Решать творческие задачи на уровне комбинаций Уметь анализировать информацию при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов.
Модель и моделирование – 7 ч. Сравнивать между собой объекты, в том числе абстрактные объекты информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.). Выделять и называть свойства объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели.
Создавать текстовые, математические и графические модели объекта окружающего мира.
Выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...).
Информационное управление – 11 ч. Поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
Выделять и называть объекты окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.).
Называть свойства и отношения, функции и действия, анализировать элементный состав объекта (системы), называть свойства текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики.
Сравнивать между собой абстрактные объекты информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.).