М.Ю.Лермонтов Демон (9 класс) 
Тема: М.Ю.Лермонтов «Демон»
Цель: Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся     
           понять образ Демона в творчестве поэта
Задачи: 1) обучить интерпретации поэтического текста;
              2) развивать навыки вдумчивого, внимательного чтения;
              3) воспитывать нравственно – духовные ценности.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя
              Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.
             В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.
             Образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным».
3. Анализ поэмы
    1. Сообщение учащегося о поэме «Демон»
    2. Работа над образом главного героя.
         - Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»? Найдите      
        описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против»,                 
        относящиеся к характеристике Демона.
      - Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного  
        начала, добра и зла, ангельского или сатанинского заложено в 
        характере, поступках героя?
 Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом.
                  Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в 
                  другом в разных обстоятельствах.
     - Докажите выше изложенную мысль примерами текста.
     - Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из 
       текста.
 Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит 
                    вокруг.
4. Работа по группам. Образ Тамары.
    - С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее  
       портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.
 Вывод: 1) Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине    
               применяется эпитет «божественная»,который не только    
               характеризует ее очаровательную  внешность, но и 
            противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.
            Будущее Тамары не безоблачно, она станет женой рабыней, войдет в 
            чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря 
            свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не 
            может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в 
            монастырь, чтобы там обрести покой.
  - Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
  - Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало    
     красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть 
     между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.
  - Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
  - Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона,   
    предать им вес, использует автор?
  - Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему? 
5. Творческая работа.
    1) Может ли Демон обрести гармонию? Почему?
    2) Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?
6. Итог урока
    - Что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»? 
       И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
    Вывод: Демон появляется в поэме  как дух изгнанья, летящий над грешной   
                  землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. 
                  Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он 
                  видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и 
                  ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен 
                  подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя… 
                  Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а
                  его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать 
                  добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с                  тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами,
                  готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:
                                               То не был ада дух ужасный,
                                                Порочный мученик – о нет!
                                                Он был похож на вечер ясный:
                                                Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!...                  Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что 
                  даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти 
                  противоречия заложены в самой жизни. Человек получает     
                  способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой           
                  демон.
                  Демон – это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и 
                  небом, молитвами и проклятьями.