«Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям»
МКДОУ Детский сад № 44
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ:
Тема: «Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям»
Выполнила:
Учитель-логопед: Сульдина Евгения Марковна
Тема «Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям».
Разработала: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 62» Каранова Наталия Владимировна.
Цель. Повышение педагогического мастерства учителей-логопедов в использовании дидактических игр и упражнений по обучению предложным конструкциям.
Задачи:
1.Познакомить учителей-логопедов с дидактическими играми и упражнениями, используемыми на каждом этапе ознакомления с предлогами.
2. Формировать умения использовать дидактические игры и упражнения для работы с предлогами в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.
3. Совершенствовать практические навыки проведения дидактических игр и упражнений с использованием предложных конструкций.
Этапы.
Содержание.
Подготовительный.
Вводное слово.
Актуальность.
Основной этап.
Заключительный этап.
Итог.
Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему: «Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям».
Цель. Повышение педагогического мастерства учителей-логопедов в использовании дидактических игр и упражнений по обучению предложным конструкциям.
Что такое предложные конструкции? Хотите, я Вам расскажу о предлогах, какие игры Вы можете использовать для закрепления предложных конструкций.
Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке (одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов). Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребёнком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.
Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ОНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значения предлогов. Опыт работы в группе для детей с ОНР показал: для решения данной проблемы лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра основной вид его деятельности.
Я предлагаю Вашему вниманию практический материал, представленный играми и упражнениями, которые могут быть использованы при индивидуальной и совместной деятельности с детьми.
I. Этап. Ознакомительный.
Для усвоения значений предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, под, над, логопеду нужно выполнять действия с предметами, интонационно выделяя предлог. Для этого можно использовать бабочку. Бабочка «летает», «садится» на предметы, «залетает» в предметы, под предметы. Я буду выполнять действия, интонационно выделяя предлог.
Детям нужно объяснять, что на -это на поверхности чего-то; в- внутри чего-то; под- внизу под чем-то. Можно в шуточной форме детям показать значение предлогов: «в»- шалун всё любит прятать; «под»- растеряша, всё роняет; «на»- помощник, всё убирает по местам; «над»- летучка; «с»- липучка, ко всем липнет; «за»-трусишка, прячется; «у»-всё про всех знает; «к»- любит ходить в гости. При этом активно использовать схемы предлогов. Я вам предлагаю схему предлога, а вы называете его.
А сейчас, я Вам предлагаю поиграть с волшебной палочкой. Как Вы думаете, куда фея ставит волшебную палочку, когда ложится спать?
В старшей группе предлог обозначаем понятием «маленькое слово». В подготовительной группе даём понятие «слово-предлог». Постепенно усложняем задания. Здесь можно поиграть в игру «Хлопните, если услышите предлог». Давайте поиграем, слушаем предлог «над». На, из, около, над, у, к, над, на, с, над.
Таким образом, большая роль отводится слушанию грамматических форм.
II.Этап. Закрепление.
На этом этапе включаются игры и упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации, по соответствующим картинкам.
Я предлагаю Вам составить предложения по двум картинкам и схеме. В индивидуальной работе с детьми можно использовать специально подобранные картинки для составления предложений по ним.
Пожалуйста, придумайте предложения по картинке, назовите предлог, который Вы использовали.
Хочу Вам предложить составить предложения, с помощью крышек, на которых наклеены картинки и схемы предлогов.
Вашему вниманию предлагаю дидактические игры, которые Вы можете использовать для закрепления предложных конструкций.
«Что к чему?»
«Чей малыш?»
«Что на чём растёт?»
«Весёлая змейка».
«Разноцветные бабочки?»
«Кто, где живёт?» «Маленькие слова».
Ещё у меня есть папка, где собраны дидактические игры для индивидуальной работы. Каждый из Вас получит лист с игрой, подготовится и ответит.
Итак, на данном этапе идёт закрепление предлогов в предложениях.
III. Этап. Автоматизация полученных грамматических навыков при организации связного высказывания.
На этом этапе рекомендую использовать
Заучивание короткого текста с предлогами.
На поляне играли: зайчик, мышка, петушок. Вдруг солнце закрыла туча, пошёл дождь. Зайчик спрятался под кустик, мышка-под грибок, а петушок взлетел на забор и запел ку-ка-ре-ку!
Составление рассказа по демонстрируемым действиям с использованием предлогов.
Предлагаю Вам составить такой рассказ.
Кто желает помочь мне? Вот Вам инструкция, в которой описаны действия, которые нужно выполнить.
А остальные, составят рассказ о том, что увидели.
Кто зашёл в комнату?
Что в руках у
Что в руках у
Куда посадила зайца?
Кудапоставила машинку?
Откуда взяла зайца?
Откуда убрала.машинку?
Что потом сделали?
Выделение предлогов в тексте.
Я прочитаю текст, а Вы послушаете, назовёте предлоги.
Белочка сидела на дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась с дерева. Орешек лежал под листом. Белочка схватила орешек и спряталась за дерево. Мимо шли дети и увидели, что из-за дерева выглядывает хвост белочки. Мальчики подошли к дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла на дерево. Она спряталась в дупле.
Другой вариант использования этого текста:
Вставлять пропущенные предлоги.
Пересказ текста насыщенного предлогами.
Таким образом, на данном этапе идёт работа с текстами.
Завершая, мастер-класс, я хочу у Вас спросить. Что нового открыли? Какие знания уточнили? Что понравилось?
Итак, я провела мастер-класс «Обучение дошкольников с ОНР предложным конструкциям». Я буду рада, если Вы грамотно будете использовать дидактические игры в своей практической работе с детьми.