Конспект урока на тему Л. Андреев Иуда Искариот
Конспект урока литературы в 11 классе
Л.Андреев
«Иуда Искариот».
«Человек есть то, что он выбирает»
Разработала
учитель русского языка и литературы
Макухина Т.В.
Называевск- 2016
Тема: Л.Андреев «Иуда Искариот».
«Человек есть то, что он выбирает»
Цель: проследить по тексту рассказа своеобразие интерпретации Л. Андреевым поступка библейского героя; дать оценку предательству с точки зрения морали и нравственности; формировать у обучающихся осознанное отношение к ситуациям выбора, чувство ответственности за свои решения и поступки.
Оборудование: проектор, презентация по теме, тексты рассказа, трейлер фильма «Иуда».
ХОД УРОКА.
1. Мобилизующее начало урока.
-Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в очень интересный и оригинальный художественный мир Л. Андреева. Мы будем с вами анализировать рассказ «Иуда Искариот».
2. Запишите тему урока. В чем актуальность данной темы?
Давайте сформулируем цели урока.
3.Изучение новой темы. Образ Иуды в рассказе Андреева.
1) Дома вы должны были повторить особенности художественного метода Л. Андреева, дочитать рассказ «Иуда Искариот», найти информацию о библейском взгляде на Иуду Искариота. В процессе урока вы получите возможность реализовать свое домашнее задание.
2) Каковы взгляды на Иуду в Евангелиях? (Нет его характеристики, мотив – корысть или то, что в него вселился Сатана). Андреев написал об этом персонаже большой рассказ, который еще называют повестью. Почему? Андреев характеризует свое произведение как «нечто из психологии, этики и практики предательства» Но этим не исчерпывается содержание рассказа. Какая идея была у Иуды? Почему он послал другого человека на смерть. Вот что становится объектом художественного исследования писателя.
2186940253365ИУДА
УРОДСТВО
ОСЬМИНОГ
00ИУДА
УРОДСТВО
ОСЬМИНОГ
3) Каковы ваши первые впечатления от рассказа? Каким вы видите Иуду? Каким Иисуса?
47244013969ИИСУС
КРАСОТА
РОЗА
00ИИСУС
КРАСОТА
РОЗА
-
4)Что мы узнаем об Иуде из рассказа? ( Коварен, лжив, бросил жену, не имеет детей, всех ссорит, дурной человек)
-Почему повесть начинается со слухов? ( Образ героя формируется в зеркале чужих мнений)
- Что привлекает внимание в портрете Иуды? (Двойственность) Двойственность лица - двойственность натуры. Приведите примеры двойственности поступков Иуды.
- Что в нем настоящее, а что фальшивое?
-Почему Христос приблизил к себе Иуду?
-Как отнеслись к нему ученики Христа? Меняется ли их отношение?
Как он хотел услужить Иисусу?
Почему его действия не принесли ему любви и уважения Учителя?
Как к этому отнесся Иуда? Любит ли он Иисуса?
Тогда почему предает?
Почему он допытывается, любит ли ученики Христа?
Какой упрек он им бросает после смерти Иисуса?
Почему он совершил самоубийство?
Иуду все презирают и называют предателем. Он равнодушно принимает хулу и ждёт, что люди поймут, кого они обрекают на смерть, и освободят Иисуса. Но этого не происходит. Тогда один Иуда идет против всех!
-В чём он обвиняет апостолов, учеников Христа? (В бездействии).
-Какие слова он говорит первосвященникам? ( «Вы убили невинного. Иуда обманул вас. Не его предал, а вас предал позорной смерти, которая не кончится вовеки»).
Иуда один из всех учеников не захотел жить без Христа. Составьте
синквейн по рассказу «Иуда».
Иуда
Коварный, злой
Ссорит, обманывает, не верит людям
Делает свой нравственный выбор
Предатель
4.Вывод.
В чем сходство и в чем отличие трактовки образа Иуды в Евангелиях и в рассказе Андреева?
Какие проблемы поставлены в рассказе «Иуда Искариот»?
Иуда был в равных условиях с учениками Христа, но он сделал свой выбор.
5. Каково ваше мнение, почему в ХХ и ХХI веке образ Иуды становится привлекательным для философов, писателей, кинематографистов? Как они его трактуют? Согласны ли вы с мнением Андреева и своих современников? Почему?
6. Итоги урока.
7. Рефлексия. Оказался ли наш урок полезным для вас? Чем?
8.Домашнее задание: написать сочинение «Можно ли оправдать предательство?» (По рассказу Л .Андреева «Иуда Искариот»)
Литература.
1.Библия. Московская Патриархия, 1994
2.Андреев Л.Н. Избранное. М., 1988
3.Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. ( Книга для ученика и учителя) М., 1997
4.Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992
5.Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе. М., 2001