Урок. Осмысление библейского сюжета в рассказе Леонида Андреева «Иуда Искариот» (11 класс)

ГУ «Гимназия №1»

















Осмысление библейского сюжета в рассказе
Леонида Андреева «Иуда Искариот» (11 класс)
(2 часа)

Учитель Ерохина С.Н.






















Осмысление библейского сюжета в рассказе
Леонида Андреева «Иуда Искариот» (11 класс)
(2 часа)

Цели:
Формирование знаний учащихся о своеобразии мировоззрения Л. Андреева.
Создание ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы и формирующей свой собственный взгляд на поставленную проблему.
Расширение эрудиции и творческих способностей учащихся.
Совершенствование навыков устного монологического ответа и работы в группе.

Метод: эвристический.

ХОД УРОКА

Слово учителя.
- Для литературы начала ХХ века характерно переосмысление вечных проблем бытия, достижений цивилизации. Русскую литературу этого периода характеризуют философские устремления, поиски сущностных начал жизни, связующих человека с миром. Многие писатели обращаются к традиционным библейским сюжетам. Это А. Белый, Б. Зайцев, А. Блок, Л. Андреев.
В рассказе «Иуда Искариот» Л. Андреев переосмысливает библейский сюжет предательства Иудой Христа. Образ предателя в рассказе предстает в ином плане.


2.Постановка задач урока.
Каким предстает Иуда на страницах рассказа? В чем, по мнению Л. Андреева, причина предательства?
На эти вопросы нам предстоит ответить, проанализировав рассказ «Иуда Искариот».

3.Для эффективной работы класс делится на 4 группы.
Каждой группе предлагается задание.
1 группа. Образ Иисуса
Чем отличается Иисус Л. Андреева от библейского? Почему в рассказе так мало говорится о учении Христа? Как относится Учитель к Иуде?


2 группа. Изображение учеников Иисуса.
Как ведут себя ученики по отношению к Иисусу и Иуде? Можно ли назвать их лицемерными? Опишите поведение учеников во время гибели Иисуса и после его смерти, дайте свою оценку.

3 группа. Главный герой рассказа.
Каким предстает Иуда на первых страницах романа? Какое впечатление производит? Меняется ли отношение читателя к Иуде в дальнейшем? Почему? Какова жизненная философия Иуды? Каким он видит мир людей? Как относится к ученикам Иисуса?

4 группа. Иуда и Иисус. Предательство Иуды.
Как относится Иуда к учению Христа? Почему происходит предательство? Как на этот вопрос отвечает Евангелие и рассказ Л. Андреева? Сравните. Прав ли Иуда, когда говорит, что любит И. Х.? Если да, то в чем своеобразие этой любви?
Задания, предлагаемые учащимся, различные по степени сложности. Так, более слабым учащимся предлагаются задания 1 и 2 гр., сильным -–3,4 гр.

4.Выступления групп.
Дополнительный вопрос всем учащимся: прав ли Д.С. Мережковский, утверждавший следующее: «Не понял умный дурак Иуда, что тысячу раз легче было ученикам умереть, когда умер Христос, чем, оставшись в живых, поверить, что ОН воскрес, что для этого нужна была большая сила любви к Сыну, чем для того, чтобы проклясть Отца»?

Выводы.
В лице Христа и Иуды сталкиваются две философские позиции, оспаривающие право властвовать в мире. Все содержание призвано подтвердить уверенность Иуды в господстве зла, и сам Христос чувствует силу страшной правды своего противника.
Вместе с тем Иуду тянет к Христу, ему даже хочется, чтобы он оказался прав.
Предательство Иуды – это зловещий эксперимент, философский и психологический. Предательство совершается им с целью проверить, с одной стороны, силу и правоту учения Христа, а с другой – преданность ему учеников и тех, кто так восторженно слушал его проповеди.
Апофеозом Иуды становится смерть Иисуса, трусливое предательство учеников, чудовищная слепота массы, отвергнувшей великую идею. Иуда может торжествовать. Но все оборачивается трагедией. Эта трагедия состоит в том, что Иуда, понимая Иисуса, жизнь и человеческую природу, влюблен в идею, которую развенчивает. Он страстно хотел бы, чтобы оказалась опровергнутой его собственная философия.
Рефлексия.
- Еще в юношеском дневнике Л. Андреев писал о том, что, когда он станет известным писателем, «своими писаниями разрушит и мораль, и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением» (Д. Мережковский). Изучив всего лишь один рассказ писателя, можем ли мы сказать, что хвастливое мальчишеское заявление, хоть и в малой степени, оказалось пророческим? Каково ваше личное впечатление от рассказа? Над какими вопросами заставил задуматься писатель Л. Андреев? Возникло ли желание познакомиться с другими рассказами этого писателя?