Урок-молитва (по рассказу Л.Андреева «Иуда Искариот»)
Урок-творческая мастерская по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот"
Тема: «Иуда Искариот»-рассказ о …»
Цели:
Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать.
Воспитывать тактичность и уважение к чувствам, мыслям и переживаниям других людей.
Оборудование: мультимедиа система.
Практическое обеспечение: компьютерная презентация по роману Леонида Андреева “Иуда Искариот”
Эпиграф: И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал!
А.С.Пушкин.
I.Приветствие. –Здравствуйте,ребята,садитесь.Предлагаю обменяться друг с другом добрыми словами по цепочке . (Каждый,начиная с меня,говорит соседу что-то приятное,последний обращается к учителю):
-Добрый день,Оля, мне очень приятно тебя видеть…..
- Спасибо. Приятно, правда? А многие услышали в ответ «спасибо»? не забываем благодарить.
II.Разминка.- А теперь активизируем мыслительную деятельность.Условия игры:я задаю вопрос-вы даёте мгновенный ответ. Всё понятно? Начали:
-То,что греет(солнце,рукавицы,,доброта…)
-Тот,кто всегда поймёт(Мама,друг…)
-То,что далеко,хотя и близко(Небо и земля,31 декабря 1 января, река и берег…)
-То,что не догонишь(горизонт,тень,время)
-То,что светит ,но не греет(Луна,сосулька,бриллиант ,если не на руке,а на витрине…)
-То, что нужнее всего(Деньги,доброта,родные…)
III.Объявление темы урока
-Ну что же,воображение мы подключили, разогрелись? Переходим к теме урока. Итак, тема нашего урока: «Иуда Икариот»- рассказ о…»? Вместо многоточия оставьте,пожалуйста,место- мы должны будем в ходе урока определиться,о чем же хотел рассказать нам Леонид Андреев.
А эпиграфом служат слова из хорошо известного вам ст-я «Памятник» Пушкина(Читаю)
Работаем с эпиграфом:- В чем же видит свою главную заслугу поэт?Пожалуйста,смелее,что он такого совершил своими стихами?
-Ответы:(чувства добрые пробуждал, восславил свободу, милость к падшим призывал)
-Кто они,падшие?(бедные ,крепостные ,оступившиеся люди)
-Кого в рассказе можно назвать падшими?(Мария Магдалина -блудница в прошлом, сам Иуда-предатель)
-Что значит милость ,приведите синонимы?(Милосердие,сочувствие,сострадание)
-Скажите,а мир,в котором мы живём жестокий или милосердный?
Ответы детей:
Презентация политолога Маши «Терроризм сегодня»(Маша делает вывод)
Сообщение газетного обозревателя Оли « Работает ли милосердие сегодня?»
IV.Анализ рассказа.Из выступления девочек ясно,что о милосердии надо говорить и сегодня, взращивать эти чувства добрые в своих сердцах.Этой же цели служит рассказ Андреева или просто в нём повествуется о предательстве Иуды?
Учитель:
– В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…Сегодня наша культура развивается в новом интеллектуальном пространстве, когда уходят мифы и возвращаются забытые имена, когда разрушаются догмы и возвращаются в сознание людей понятия Добра, Милосердия, Человечности и Покаяния. Мы все чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека.Буквально вчера президент нашего государства В.В.Путин в своём обращении к Федеральному собранию особо выделил необходимость возрождать духовность,возвращаться к понятиям Добра,Сострадания,Милосердия…
И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы чудо постучалось в каждое ваше сердечно и сделало Вас еще добрее и чище…Тема евангельских мотивов в русской литературе выглядит как своеобразное знамение времени. И мы сегодня, обращаясь к творчеству Леонида Андреева, попытаемся разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных проблемах,поднятых в рассказе.
– Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекает внимание философов, поэтов, прозаиков. Первоисточник, безусловно, – это Библия. Но эта проблема поднималась в древнерусской житийной литературе, в творчестве Пушкина и Лермонтова, Л.Толстого и Ф.М.Достоевского, М.Булгакова и Л.Андреева.
II.Слово о Л.Н.Андрееве –Итак,кто же он,писатель Леонид Андреев?Слово биографу Оксан.
(Слайд 2. Портрет Л.Андреева)Сообщение Оксаны, самостоятельно подготовившей рассказ о жизни и творчестве писателя.
III. Активизация учебной деятельности
Учитель. Ребята, используя все свои знания расскажите, что вы знаете об Иуде.
Предполагаемые ответы:
– Один из…( апостолов)..– Предал …(Иисуса).– Ведал…( расходами Христа). – Носил( “Денежный ящик” для подаяний).– Пошел к первосвященникам и предложил (за 30 серебряников предать Христа.)– Иисус узнает об измене на (тайной вечере.)– Иуда ведет толпу, посланную схватить Иисуса, и помогает опознать Христа в ночной темноте(Своим поцелуем)._Что Иуда делает с 30 сребренниками?( возвращает 30 сребреников своим нанимателям.)
Учитель. Таким образом вы воспроизвели сюжет Библии и повести. С самого начала и на протяжении ее рефреном звучат слова “Иуда предатель”. Л.Андреев, используя тексты Евангелий, переосмысливая их сюжеты, представляет в повести лишь эпизодический фрагмент из Библии. Но с другой стороны Андреев расширяет рамки повествования. И мы убедимся в этом, заглянув в творческую лабораторию Л.Андреева.
IV. В творческой лаборатории писателя.
(Слайд 3. Иуда)Учитель. Итак, поветь состоит из 9 глав. Дайте полный связный ответ на блок вопросов.
– Что узнали об Иуде из повести?– Как к нему относились люди?– Почему у него не было детей7– Как ученики объясняли желание Иуды приблизиться к Христу? Какую видели в этом цель?– Почему Иисус принял Иуду? Как к этому отнеслись ученики?
Предполагаемый ответ.
Иуда – человек дурной славы, его нужно остерегаться. Никто не мог сказать о нем доброе слово. Добрые говорили, что он корыстолюбив, коварен, склонен к притворству и лжи; дурные – называли его жестокими словами, сравнивали со скорпионом “Нет, он не наш!”. Один из порочных людей Иудеи. Бросил жену – несчастную и голодную. Детей не было, ведь он дурной человек и не “хочет Бог потомства от Иуды”. В желании приблизиться было “какое-то тайное намерение, злой и коварный расчет”. Иисус принял Иуду с духом светлого противоречия. Ученики волновались, роптали…Но Иисус готов принять любого,как врач,он стремится помочь особенно тем, кто болен.А Иуда болен-больна его душа.
Посмотрим, что говорят критики по этому поводу. Слово литературному обозревателю.
V.Сообщение Саши «Рассказ «Иуда Искариот» в русской критике.
Проникновение в подтекст произведения, трактовка отдельных сцен и повести в целом.
– Зачитайте описание портрета Иуды. Какое значение он имеет для понимания смысла повести?
Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову -- как раз такой, каким представляли его знающие. Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус, который слегка сутулился от привычки думать при ходьбе и от этого казался ниже, и достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха, и часто слова Иуды хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые занозы. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в припадке робости или волнения Иуда закрывал свой живой глаз и качал головой, этот качался вместе с движениями головы и молчаливо смотрел. Даже люди, совсем лишенные проницательности, ясно понимали, глядя на Искариота, что такой человек не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже рядом с собою -- рядом с собою посадил Иуду.
– Внушал недоверие, тревогу. Такой человек не может нести добро.
-Попробуем коллективно составить синквейн на тему»Иуда»:
Иуда.
Хитрый,коварный.
Обманывает,крадёт,предаёт.
Иуды следует остерегаться.
Предатель.
VII. Выборочный пересказ, построенный на передаче содержания фрагмента.
(Слайд 7. Поцелуй Иуды)– О чем свидетельствует эпизод?
– Между Иисусом и Иудой существует какая-то связь, они соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он безмерно любит его, безмерно благоговеет перед ним.)VIII. Задание на осмысление текста.
-Как закончился суд?Иисуса оправдали,как того ожидал Иуда?
(Слайд 8. Перед синедрионом) (Слайд 9. У Понтия Пилата)– Началась позорная слава Иуды. Его ненавидели и боялись. Но он был равнодушен.
IX. Художественный пересказ эпизода. ( Индивидуальное домашнее задание).
– Ребята, одна из страшнейших картин повести – это, на мой взгляд, избиение Иисуса Христа .Найдём этот отрывок.
Его били по лицу, по голове, перебрасывали, как мягкий тюк, с одного конца на другой, и так как он не кричал и не сопротивлялся, то минутами, после напряженного смотрения, действительно начинало казаться, что это не живой человек, а какая-то мягкая кукла, без костей и крови. И выгибалась она странно, как кукла, и когда при падении ударялась головой о камни пола, то не было впечатления удара твердым о твердое, а все то же мягкое, безболезненное. И когда долго смотреть, то становилось похоже на какую-то бесконечную, странную игру -- иногда до полного почти обмана. После одного сильного толчка человек, или кукла, опустился плавным движением на колени к сидящему солдату, тот, в свою очередь, оттолкнул, и оно, перевернувшись, село к следующему, и так еще и еще. Поднялся сильный хохот,… Один раз перед самыми глазами Иуды промелькнуло его смуглое, теперь обезображенное лицо в чаще спутавшихся волос. Вот чья-то рука впилась в эти волосы, повалила человека и, равномерно переворачивая голову с одной стороны на другую, стала лицом его вытирать заплеванный пол….Опять крик и шум. Бьют опять. Не поняли, не догадались и бьют еще сильнее, еще больнее бьют.
X. Выразительное чтение эпизода “Казнь”.
Оживляется внезапно и, улучив мгновение, подбегает к Иисусу:
-- Я с тобою,-- шепчет он торопливо.
Солдаты отгоняют его ударами бичей, и, извиваясь, чтобы ускользнуть от ударов, показывая солдатам оскаленные зубы, он поясняет торопливо:
-- Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда!
Вытирает с лица кровь и грозит кулаком солдату, который оборачивается, смеясь, и показывает на него другим. Ищет зачем-то Фому -- но ни его, ни одного из учеников нет в толпе провожающих. Снова чувствует усталость и тяжело передвигает ноги, внимательно разглядывая острые, белые, рассыпающиеся камешки.
...Когда был поднят молот, чтобы пригвоздить к дереву левую руку Иисуса, Иуда закрыл глаза и целую вечность не дышал, не видел, не жил, а только слушал. Но вот со скрежетом ударилось железо о железо, и раз за разом тупые, короткие, низкие удары,-- слышно, как входит острый гвоздь в мягкое дерево, раздвигая частицы его...
Одна рука. Еще не поздно.
Другая рука. Еще не поздно.
Нога, другая нога -- неужели все кончено? Нерешительно раскрывает глаза и видит, как поднимается, качаясь, крест и устанавливается в яме. Видит, как, напряженно содрогаясь, вытягиваются мучительно руки Иисуса, расширяют раны -- и внезапно уходит под ребра опавший живот. Тянутся, тянутся руки, становятся тонкие, белеют, вывертываются в плечах, и раны под гвоздями краснеют, ползут -- вот оборвутся они сейчас... Нет, остановилось. Все остановилось. Только ходят ребра, поднимаемые коротким, глубоким дыханием.
На самом темени земли вздымается крест -- и на нем распятый Иисус. Осуществился ужас и мечты Искариота,-- он поднимается с колен, на которых стоял зачем-то, и холодно оглядывается кругом. Так смотрит суровый победитель, который уже решил в сердце своем предать все разрушению и смерти и в последний раз обводит взором чужой и богатый город, еще живой и шумный, но уже призрачный под холодною рукою смерти.
(Слайд 10. Распятие)Учитель. Л.Андреев, пропустив через призму своего сознания евангельские события, заставляет и нас задуматься над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, он заставляет нас пережить трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, – но и в людях, легко предающих, кричащих “Распни” так же громко, как и “Осанна”.Образ Иуды неоднозначен. Он решил доказать Христу свою безграничную любовь,но способ выбрал не тот,желая возвеличить Иисуса,он забыл, что Бог в этом не нуждается,так как не может быть поруган.Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти. Он был рядом, когда его били солдаты, он был ближе всех, когда его судили и вели на казнь, с болью следил, как его распинали на кресте.Иуду ожидают за его грех страшные испытания и “жестокая участь”. Он идет к Иисусу и просит встретить его ласково, ведь он очень устал.“Потом мы вместе с тобой, обнявшись, как братья, вернемся на землю. Хорошо?”Но ответа не последовало… Иуда уходит из жизни.Уходит страшно,позорно,тело его бросают,сняв с дерева,в яму,куда бросают мусор.хлам и мёртвых животных. Образ Иуды неоднозначен. Он до последней минуты надеялся, что Иисуса удастся спасти.
(Чтение этого эпизода учителем)
Наконец добрался Иуда до вершины и до кривого дерева, и тут стал мучить его ветер. Но когда Иуда выбранил его, то начал петь мягко и тихо,-- улетал куда-то ветер и прощался.
-- Хорошо, хорошо! А они собаки! -- ответил ему Иуда, делая петлю. И так как веревка могла обмануть его и оборваться, то повесил он ее над обрывом,-- если оборвется, то все равно на камнях найдет он смерть. И перед тем как оттолкнуться ногою от края и повиснуть, Иуда из Кариота еще раз заботливо предупредил Иисуса:
-- Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.
И прыгнул. Веревка натянулась, но выдержала: шея Иуды стала тоненькая, а руки и ноги сложились и обвисли, как мокрые. Умер. Так в два дня, один за другим, оставили землю Иисус Назарей и Иуда из Кариота, Предатель.
Всю ночь, как какой-то чудовищный плод, качался Иуда над Иерусалимом, и ветер поворачивал его то к городу лицом, то к пустыне -- точно и городу и пустыне хотел он показать Иуду. Но, куда бы ни поворачивалось обезображенное смертью лицо, красные глаза, налитые кровью и теперь одинаковые, как братья, неотступно смотрели в небо. А наутро кто-то зоркий увидел над городом висящего Иуду и закричал в испуге. Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль.
И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала о ней, и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все -- добрые и злые -- одинаково предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей -- Иуда из Кариота, Предатель.
Ребята, а не кажется ли Вам, что отыскать в каждом дурном поступке или скверном человеке хорошее, светлое – это истинный смысл христианства? Я думаю именно так!Вот почему эта история не столько о предательстве, сколько о « милости к падшим» Согласны? Так об Иуде ещё никто не говорил.(Дописываем слово в тему урока)
XII. Итог урока.
Учитель. Человек не может не верить. Иначе – его душа искажена. Самые важные жизненные проблемы мы решаем, опираясь на Веру. С ней связаны понятия Верность, Доверие, Уверенность. Вера несет человеку свет, и тогда он не разрушает, а созидает.В.А.Сухомлинский с болью отмечал: “Мне кажется, одной из причин этого жуткого тяготения к жестокости является одеревенение, окаменение душ… от потери веры. Становиться неверующим ни во что – это же страшно. Не верить в добро! Не верить в святыни! Значит, не верить самому себе!".
-Составим синквейн «Иуда»снова, может, что-то поменялось.(каждый сам)
(Иуда.Ужасный,несчастный.
Подличает,крадёт,льстит.
Хочет доказать,что любит Христа.
Падший.)Презентация Андрея «Милосердие в русском искусстве»
Заключит слово учителя:
«Иуда Искариот» Леонида Андреева - одно из величайших произведений русской и мировой литературы. Оно обращено к человеку. Оно заставляет задуматься - о том, что такое истинная любовь, подлинная вера и страх смерти. Леонид Андреев словно бы спрашивает - ничего ли мы здесь не путаем? Не прячется ли за нашей верой страх смерти? И много ли веры в нашей любви? Задуматься и почувствовать.
«Иуда Искариот» - одно из величайших художественных произведений, о котором, к великому сожалению, знают не многие. Почему? Вероятнее всего, тут две причины…
Во-первых, герой книги - Иуда Искариот. Он предатель. Он продал Иисуса Христа за тридцать серебряников. Он - самый худший из всех самых худших людей, когда-либо живших на этой планете. Можно ли относиться к нему иначе? Нельзя! Леонид Андреев искушает нас. Это неправильно. И как-то даже совестно читать что-то иное… Как - Иуда Искариот - хороший?! Бред! Бред! Не может быть!
Впрочем, есть и вторая причина, почему «Иуда Искариот» Леонида Андреева так незаслуженно, а может быть даже и намеренно забыт всеми. Она спрятана глубже, и она еще страшнее… Представьте на секунду, что Иуда - хороший человек. И даже не просто хороший, а более того - первый среди лучших, ближайший ко Христу. Задумайтесь… Страшно. Страшно, потому что не понятно, кто тогда мы, если он хороший?!
Да, когда в произведении звучат такие вопросы, ему трудно рассчитывать на место в хрестоматии и хотя бы на пару часов школьной программы. Но нужно.
* * *
Конечно, «Иуда Искариот» Леонида Андреева - это не богословское произведение. Отнюдь. Его книга не имеет ровным счетом никакого отношения ни к вере, ни к церкви, ни к библейским персонажам как таковым. Автор просто предлагает нам взглянуть на хорошо известный сюжет с другой стороны. Он заставляет нас увидеть пугающую бездну там, где нам все уже объяснили, где все уже казалось нам абсолютно понятным и определенным. «Вы поторопились», - словно бы говорит Леонид Андреев.
Нам кажется, что мы всегда можем с точностью определить мотивы человека. Например, если Иуда предает Христа - значит, рассуждаем мы, он плохой человек, и он не верит в Мессию. Это же так очевидно! А то, что апостолы отдают Христа фарисеям и римлянам на растерзание, так это потому, что они, напротив, верят в Иисуса. Его распнут, а Он воскреснет. И все уверуют. Это же так очевидно!
Но что если все наоборот?… Что если апостолы просто струсили? Струсили, потому что, на самом деле, они не верят в своего Учителя? А что если Иуда и не думал предавать Христа? Но лишь выполнил Его просьбу - взял на себя тяжкий крест «предателя», чтобы заставить людей очнуться?
Нельзя убивать невинного, рассуждает Иуда, а разве Христос в чем-то повинен? Нет. И когда люди поймут это, они встанут на сторону Добра - они защитят Христа от расправы, но на самом деле защитят то Доброе, что есть в них самих!
Уже более двух тысяч лет верующие целуют крест, приговаривая: «Спаси и сохрани!» Нам привычно думать, что Христос пошел на смерть, чтобы искупить наши прегрешения. По сути, он жертвует собой ради нас, с нашего молчаливого согласия. Постойте… Но если бы ваш любимый человек решился на такой поступок, разве бы вы не остановили его? Разве бы вы допустили его смерть? Разве бы вы не положили свою голову на плаху?
Если бы перед вами стоял выбор - ваша жизнь или жизнь любимого вами человека, вы бы, не задумываясь, расстались со своей. Если, конечно, вы по-настоящему любите… Любили ли апостолы своего Учителя?… Верили ли они сами себе, когда говорили: «Мы любим Тебя, Учитель!» Во что они верили?…
Нет, это не богословская книга. Она о вере, , о страхе о любви.
XIII. Домашнее задание.–Сочинение объёмом не более100 слов «Для чего нужно милосердие сегодня?
\s
тоска
и подвиг -- все начинается с любви...
Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!