Особенности обучения английскому языку при разноуровневом подходе в начальной школе
Особенности обучения английскому языку при разноуровневом подходе в начальной школе
Я из всех исключение правил,Мне в удачный экспромт не сложиться.Мы такие все разные с вами:Это главное правило в жизни.Это главная в обществе мера –Я совсем не похож на другого.Человек бесподобен, и верно,Что не будет второго такого. Р.М., ученик 8 кл По мнению многих родителей, выучить иностранные языки в школе нереально, сплошная китайская грамота…Алфавит, правила чтения, грамматические конструкции и большое количество исключений из правил. Как помочь, если сам учил в школе немецкий или французский? Вот и спешат наши родители записать поскорее своих детишек в языковые кружки и к репетиторам. С одной стороны, всё это верно. Чем больше ребёнок будет находиться в условиях реального общения, тем лучше. Ведь на родном языке мы говорим каждый день, а результаты по предмету «русский язык» не у всех блестящие. Но с другой стороны, у учителя в классе появляется «разношёрстный» контингент. К тому моменту, когда часть класса дописала письмо другу, кто-то только успел записать приветствие. Вот и приходиться искать учителю новые приёмы и методы работы для того, чтобы программный материал был и интересен и доступен для каждого ученика.
Разнородность класса в плане способностей учащихся – объективная реальность. Разноуровневое обучение представляет учителю возможность выровнять расслоение класса. Невозможно дотянуть всех учащихся до единого уровня, но создать условия каждому школьнику учиться в меру своих сил и потребностей может каждый учитель. В практике преподавания английского языка в начальной школе я использую дидактические материалы Г.Г. Кулинич, которые разработаны к учебнику « Enjoy English». Задания можно выполнять на уроке, так и дома. Каждый ученик имеет возможность последовательно осваивать уровень и перейти на следующий. На сегодняшний день принято выделять три уровня обученности: базовый (на «3»), средний (4) и повышенный(5). Согласно данной классификации ученики сдают ЕГЭ: уровни заданий: А, В и С. Таким образом, подготовка к экзамену 11 класса может начаться задолго до него.
Отличным доказательством роста ребёнка в учёбе становиться портфолио или мы его называем «Языковой портфель». В каждом классе мы с учениками заводим папку, в которую вкладываем все творческие работы, тестовые задания, грамоты. У всех папочки получаются разные, но они у всех - и это главное. Портфолио включает в себя не только результаты обучения, но и творческие направление. Ученики базового уровня оригинально и красочно оформляют титульную страницу, создают герб своей семьи, вкладывают творческие проекты и видят свой результат. В разделе «коллектор» ребята складывают все свои тестовые и контрольные работы. И они, и их родители постоянно в курсе передвижения ребёнка по «лестнице успеха». Как правило, и учителю легче вести индивидуальную работу, если под рукой портфолио ученика. Западает у кого-то тема, вложил 2, 3 задания и указал сроки выполнения. Затем ученик перекладывает выполненные работы в следующий раздел. При проверке учитель уже знает, где выполненные задания у каждого ученика. Для ребят повышенного уровня вкладываются задания повышенной сложности. Учитель контролирует, как ученики справились с ними. Основным моментом в такой работе является «чистка портфолио». Один, два раза в полугодие необходимо убирать из папки часть тестов, контрольных, творческих работ. Я обязательно предлагаю самому ученику решить, что он оставляет, а что убирает. Но работа над портфолио не будет результативной, если не будет итогового конкурса портфолио. Каждому ученику важно понимать всю «цепочку» пройденного пути - от замысла до результата. На конкурсе каждый имеет возможность защитить свой языковой портфель и получить диплом. Самое главное, дипломы получают все, но в разных номинациях. Таким образом, для каждого ученика создаётся положительная мотивация к учению, к самостоятельному росту.
Но как заставить учеников заговорить на языке? За урок нужно успеть объяснить правило, закрепить, повторить, а на прослушивание каждого совсем не остаётся времени. Смельчаки протараторили, а неуверенные помалкивают. Ребёнок сможет хорошо учиться, комфортно себя чувствовать и высказываться на «чужом» для него языке, если он перевоплотиться в какого-нибудь персонажа, разыграет роль. Все его комплексы и страхи останутся с прежним Петей Ивановым, а храбрость, хорошая дикция, яркая индивидуальность появятся в новом герое. Все речевые упражнения я предлагаю ребятам проиграть в условно-речевых ситуациях, диалогах. У нас получается проигрывать по ролям даже грамматические правила. Обобщаю правило в стихе (стихи пишу сама), предлагаю различные части всем ученикам. Сценки получаются просто отличные. Во внеурочной деятельности веду кружок « Английские сказки», где знакомлю ребят с английским фольклором в сравнении с русским. Это так интересно узнавать, что вместо трёх поросят в английском варианте три козлёнка, вместо Маши из «Трёх медведей» - Златовласка. Нам удаётся даже сравнить сказки английские и русские со сказками народов ханты и манси. Почему нет? Самое главное - интерес! Дети изготовляют костюмы и декорации, рисуют, придумывают, творят. Свои сказки на языке мы показываем в своей школе, в детских садах нашего города, на конкурсах. У каждого своя роль, свои слова и реплики, но результат один. Успешный ученик ещё раз самоутвердился, а «середнячок» стал успешным. Исчезли страхи выступления перед аудиторией, языковой барьер, появилось своё «поле уверенности».
А что делаете Вы, чтоб ваши дети были успешными? Что помогает Вам мотивировать каждого на уроке? Подскажите, что можно ещё придумать, чтоб дети, разобравшись во всех секретах английского языка, заговорили на нем уверенно и красиво. И если учителю, нечего ответить, может он задумается и попытается найти выход.