Технологическая ката урока Бедная Лиза как романтическое произведение
План проведения урока литературы 8 «Б» класса Дата 15.12.2016
Тема урока Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма
Цель: Научатся находить черты сентиментализма в художественном произведении
Задачи:1.Закрепить знания о сентиментализме как литературном течении
2 Обучать вдумчивому чтению произведения
3.рассмотреть образы героев повести.
4. понять роль пейзажа в повести
5 рассмотреть повесть как художественное воплощение идей сентиментализма
6.развивать навыки литературоведческого анализа произведения;
7.Развивать речь, мышление
8.работая с текстом, воспитывать активность, инициативу, литературе и к работе в коллективе.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный .Используя цветопись, определить эмоциональное состояние учащихся.
-Даю установку на успех!
Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я-хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать! 2 Мотивация к учебной деятельности Картинка «Ландыши в корзинке»
-Как это связано с нашим уроком? 3 Актуализация знаний Тестирование
I. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:
А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;
Б) в изучении личностных качеств человека;
В) в воспитании внешней красоты человека
С) в изображении объективной реальности
Д) в освещении события без выражения позиции автора
II.Жанры сентиментализма (2правильных ответа)
А)повесть
В) путешествия
C) роман
Д) комедия
Е) роман
Ж) ода
III.Указать признаки
А) сентиментализма
В) классицизма
1.Уход от прямолинейности
2.Герои - носители одной добродетели и одного порока
3.Изображение романтического героя
4.объективная оценка действительности
5.поиск типичного героя
6.герой- исключительная личность
IV.Писатели –сентименталисты(2 правильных ответа)
А) А.Н.Радищев
В)А.С.Пушкин
С)Н.М.Карамзин
Д) Н.В.Гоголь
Е) М.Ю. Лермонтов
Ж)М.В.Ломоносов
V. Как встретились герои произведения?
А) во время бала
В) в берёзовой роще
С) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши
Д) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами
VI. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?
А) Герои поженились.
В) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
С) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
Д) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством
Ответы
1.А 2.А, В 3. А-1 В-2 4.А, С 5.С 6. Д
Оценивание
ошибки
№ теста 0
1 2 3-5
1 1 0 2 1 0 0 3 2 1 0 0
4 2 1 0 0
5 1 0 6 1 0 8 -баллов -«5»
6-7 баллов -«4»
5-4 балла - «3»
4 Постановка учебной задачи Поэт Владимир Соловьев сказал, что можно точно указать на место, где родилась новая русская проза. Это берег маленького пруда подле Симонова монастыря в Москве.
-Что это за новая проза? Какое произведение связано с местом Симонов монастырь в Москве?
(Произведение «Бедна Лиза» связано с появлением в литературного направления –«сентиментализм» )
Тема нашего урока……….
-Какова цель урока? Его задачи?
5 Открытие нового знания - Назвать черты сентиментализма
Доказать, что повесть «Бедная Лиза» -сентиментальное произведение
Основные черты сентиментализма Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
Жанры повесть
Любовная тематика История любви Эраста и Лизы
Противопоставление города и деревни Эраст живет в городе, Лиза в деревне
Пейзажу уделяется особое внимание Отражает внутренне состояние автора-повествователя
Предают душевное состояние героини
уход от прямолинейности в обрисовке характеров Лиза добрая, трудолюбивая, заботливая дочь, но живет чувствами, а не разумом. Скрывает свои отношения с Эрастом от матери. Не смогла справиться с жизненной проблемой, предпочла безвольно погибнуть
Эраст - добрый человек, но слабый и ветреный., не смог противостоять губительному влиянию аристократического общества. Предательство Эраста погубило и Лизу
утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий Благородство в поведении Лизы. Ее верность и преданность. Богатый внутренний мир
задача – заставить читателя сопереживать своим героям, вызвать сострадание к ним -После прочтения возникает сочувствие и жалость к Лизе, ее матери
1.Анализ пейзажа в начале произведения.
Описание природы- как отражение внутреннего состояния автора-повествователя.
Как бы предвосхищение событий повести. Вначале в истории Лизы все гармонично как в первой картине пейзажа.
Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Писатели стремятся включать этот внесюжетный элемент в произведения с разными целями.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует живописные картины природы, на первый взгляд, как случайные эпизоды, как красивый фон для основного действия. Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини, ведь Лиза максимально близка к природе.
Стр 4
Чтобы доказать уход от прямолинейности в обрисовке характеров поработаем над образами Лизы и Эраста
Предлагаю групповую работу: составить кластеры
1.Черты характера Лизы
2Черты характера Эраста
Одаренным учащимся предлагаю творческую работу: сопоставить портрет Кипренского с героиней повестей
-Какие черты характера Лизы подчеркнул в своей картине художник? Совпало ли ваше представление с изображением художника? Отметьте мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
-Можно ли считать, что Лиза достойна уважения?
Участвуют в проблемной беседе
Учащиеся сравнивают пейзаж в начале произведения:
Образы, краски
Работают в группе
Одаренные учащиеся пишут творческую работу
6 Первичная проверка понимания 1.Анализ пейзажа в начале произведения.
Описание природы- как отражение внутреннего состояния автора-повествователя.
Как бы предвосхищение событий повести. Вначале в истории Лизы все гармонично как в первой картине пейзажа.
Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. Писатели стремятся включать этот внесюжетный элемент в произведения с разными целями.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует живописные картины природы, на первый взгляд, как случайные эпизоды, как красивый фон для основного действия. Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини, ведь Лиза максимально близка к природе.
Стр 4
Чтобы доказать уход от прямолинейности в обрисовке характеров поработаем над образами Лизы и Эраста
Предлагаю групповую работу: составить кластеры
1.Черты характера Лизы
2Черты характера Эраста
Одаренным учащимся предлагаю творческую работу: сопоставить портрет Кипренского с героиней повестей
-Какие черты характера Лизы подчеркнул в своей картине художник? Совпало ли ваше представление с изображением художника? Отметьте мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
-Можно ли считать, что Лиза достойна уважения?
Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» и сам образ главной героини - яркий образец сентименталистской прозы, ставший классическим образцом этого направления в русской литературе Готовят групповые рассказы о героях
7 Первичное закрепление
знаний и способов действий Заслушиваю ответы учащихся Выступают в группах
8 Самостоятельная работа Написать синквейн мефистофель\ФАУСТ ПИШУТ СИНКВЕЙНЫ
9. Контроль и самопроверка знаний Делают самопроверку задания
10 Сообщение домашнего задания Записывают домашнее задание
11 Рефлексия : Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились, для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки, которые вам объявит ваш учитель на следующем уроке.