Открытый урок по роману Салтыкова-Щедрина
Конспект урока «Анализ эпизода «Рождение второго Володеньки» по роману М. Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».Цель урока: 1. Познакомить учащихся с приемами анализа эпизода
художественного текста.
Воспитывать любовь к русской классической литературе.
Работать над развитием речи учащихся, а также над развитием их творческих способностей.
Прививать чувство семьи, родного дома, уважения и любви к близким.
Ход урока:Слово учителя.Добрый день. Я приветствую вас на уроке литературы, на котором мы продолжаем работу над романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
К этому уроку вы получили несколько индивидуальных заданий, и каждый должен был проработать конкретный эпизод из главы «Недозволенные радости - это эпизод рождения второго Володеньки.
Одной из наиболее трудных тем сочинения является анализ эпизода. В отличие от «проблемных» сочинений, где учащемуся нужно самому отобрать материал для раскрытия темы, сочинение-анализ эпизода требует иной логики: нужно показать умение анализировать микротекст художественного произведения, зная идейно-художественное содержание, особенности творческой манеры писателя, владение специальными навыками анализа эпизода. Таким образом, перед нами стоят конкретные задачи: научиться выполнять данный вид работы, тем самым продолжить развитие своей речи и, в зависимости от материала, получить определенные нравственные уроки. Сразу хочу сказать, что никаких готовых рецептов на все случаи жизни я не дам, поскольку их не существует в принципе: рассмотреть и проанализировать все возможные варианты эпизодов - значит пытаться объять необъятное.
Я бы рекомендовала остановиться на проблемах общего характера.
Работа с классом.? С чего вы считаете логичным начать разговор?
- С определения понятия «эпизод».
Сообщение ученицы:
Эпизод - от греческого epeisodion - вставка (Словарь иностранных слов). Толковый словарь:это фрагмент какого - либо художественного
произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.
Словарь литературоведческих терминов: Эпизод - это та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Учитель: Итак, эпизод, оставаясь самостоятельным и законченным изнутри, оказывается вписанным в более широкую структуру - сюжетную, композиционную, идейную и т. д.(Подробнее см. в газете «Приложение к 1 сентября»). Давайте составим план , который поможет вам в работе над сочинением данного типа и в работе на сегодняшнем уроке.
Составление плана.
Учитель: То, с чего мы начали с помощью подготовленного выступления, может стать началом плана. Итак, записываем, чтобы потом на него опираться. Предложенный план не претендует на исчерпанность всех аспектов. Это, прежде всего, путь к решению проблемы.
Вступление.
1.1.Что такое эпизод?
1. 2. Виды эпизодов:
а)эпизод-повествование (на первом плане - сюжет и все его главные элементы);
б)эпизод-описание (! Детали, изобразительные ср.)
в)эпизод-диалог (главное - движение мысли, показ через реплики, их соотнесенность друг с другом) и т.д. Обратите внимание, что «чистых» видов не бывает, обычно сталкиваемся с соединением нескольких видов («Спор Базарова с Павлом Петровичем» - эпизод-диалог с элементами описания.)
3. Вид рассматриваемого эпизода.
Главная часть.
1.Место эпизода в художественном произведении:
а)экспозиция;
б)завязка;
в)кульминация;
г)развязка;
д)служит композиционным мостиком между разными частями произведения.
Надо помнить, что произведение - как здание, построено из отдельных кирпичиков-эпизодов. Одни лежат в основании, другие венчают постройку. Иными словами, нужно определить местоположение эпизода в тексте.
2.Общиегерои, мотивы, ключевые слова,
объединяющие данный эпизод с предыдущим, последующим. (Эпизоды, как известно,находятся во взаимной соотнесенности, что предполагает рассмотрение каждого из них в связи с предыдущим и последующим).
Содержательная функция эпизода:
а) раскрываются стороны характера
персонажа, его мировоззрение;
б)дается представление о душевном состоянии персонажа;
в)показан поворот во взаимоотношениях героев;
г)выражается авторский взгляд на проблему.
Своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи:
а)лирические отступления;
б)диалог;
в)многоголосие;
г)портрет;
д)авторский комментарий;
е)контраст;
ж)ремарки;
з)реплики.
Заключение. Роль эпизода в произведении.
(Предполагает повторение основного тезиса или вывод о конкретной роли эпизода, его содержательной функции, художественном своеобразии).
Учитель:
«И для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала...для кого? » - вырвался из груди ее вопль» - так в начале романа «Господа Головлевы» мы узнаем о переживаниях матери, Арины Петровны Головлевой, глядящей вслед своим сыновьям. В русской литературе традиционно рассматривается тема взаимоотношений отцов и детей, семейного воспитания.
Сообщение ученицы о теме взаимоотношения отцов и детей в русской литературе.
Учитель: Если крохотное зернышко посадить в плодородную почву и ухаживать за ним, то через некоторое время оно даст благие всходы. Если же семена самого высокого качества попадут в сухую и каменистую землю, то они зачахнут, не оставив после себя ничего. Дети, лишенные настоящего семейного воспитания, похожи на такие бесплодные семена. В романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» изображена «семья, которой нет». Жизнь обитателей головлевского имения бесплодна и протекает по одной и той же схеме. Я попросила еще одну ученицу продумать эту схему и изобразить ее.
Рождение ----- воспитание ------ уход из дома в окружающий мир------- растрата способностей, денег ------ возвращение в Головлево ------ запой --------- исчезновение в небытии
*
Головлевские дети при рождении получили от Бога в дар немалые способности, но потом зарывают свой талант в землю. Блудный сын из Евангельской притчи (сообщение и мультимедийная презентация ученицы совместно с учителем) тоже ушел из дома отца и долго блуждал. Эта ученица получила задание сравнить судьбы героев романа и притчи.
Учитель: Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится арессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Такое антивоспитание получали дети в Головлево, т. к. в этом «гробу» отсутствовала Любовь.
Любовь.
Родительская Супруж-я
К Богу К труду
К ближнему ЛюЭто одна из основных мыслей автора.
Да, впечатление было бы тягостней, если бы не эпизод рождения
второго Володеньки. Это событие стало редкой искоркой в сумерках головлевской «бездны».
Выберите, пожалуйста, из плана, какова содержательная функция этого эпизода?
Да, верно, эпизод знаменует собой некий поворот в отношениях героев и очень точно с психологической точки зрения характеризует их.
? В чем же проявились изменения?
Арина ПетровнаИудушка (особенно реакция его глаз) ЕвпраксеюшкаЧему удивился Иудушка в Евпраксеюшке?Но это еще не все. Посмотрите инсценировку, которую подготовили ученики нашего класса. Это должно подсказать вам еще один пункт. (Разговор Улиты и Иудушки о судьбе Володеньки.)
Кроме того, появляется надежда, что он вырвется из этого дома.
Этот эпизод отличается, выбивается из ряда других тем, что в головлевском доме остальные показаны умирающими, а он рождается.Словарно-семантическая работа.Для предотвращения речевых повторов необходимо подобрать синонимы к слову эпизод - сцена, момент, фрагмент, ситуация.
Подберите контекстуальные синонимы к выражению «выполняет роль» - имеет значение, служит, играет роль, раскрывает,
помогает понять, поднимает проблему, обнаруживает черты, выявляет, акцентирует, выражает, является (кульминацией).? Вид эпизода? Эпизод-диалог.
? Композиционная роль? Высвечивает авторскую позицию и поворот в отношениях героев.
? Какие из перечисленных художественных средств можете найти?
ДиалогПортретАвторские комментарии Внутренний монолог Контраст
На полученные сведения об особенностях эпизодов, их видах, правилах их анализа, дома вы должны написать сочинение на данную тему. Это ваше домашнее задание.
Спасибо за урок. Оценки получают...