Урок русской литературы в 8 классе М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова
Урок Дата 24 ноября 2015 г
Тема: М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова Цель: Повторение биографии М.Ю.Лермонтова. Обобщение ранее изученного по творчеству поэта. Ознакомление обучающихся с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, романс «Парус» (грамзапись), презентация
Ход урока
Эпиграф:
Ни в одной литературе мира не бывало такого!
Гибнет величайший поэт страны. И в тот же час
является на смену другой, которому суждено стать
преемником гения в осиротевшей литературе.
И.Андроников.
1. Организационный момент (организация занятия; мотивация учебной деятельности)
- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.
Найдите ключевые слова.
- О ком же сегодня пойдёт речь на уроке?
2. Актуализация знаний (формулирование уч-ся темы урока, постановка цели)
На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А сегодня у нас встреча с яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым.
(уч-ся записывают тему урока и эпиграф в тетрадь: : М. Ю. Лермонтов( 1814-1841). Слово о поэте.
10 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника».
- Какую дату в октябре этого года отметила наша страна?(200-летие со дня рождения великого поэта.)
- Что для вас значит Лермонтов?
- Какие строки из его произведений помните наизусть?
3.Изучение нового материала.
1)Рассказ о жизни М.Ю.Лермонтова2)Как вы считаете, какова цель обращения поэта к историческим событиям ?
Произведения М.Ю Лермонтова на историческую тематику
Произведения
М.Ю.ЛермонтоваВремя , изображённое в произведении Цель создания произведения
"Бородино" 1812 г. Отечественная война России с французской армией Наполеона К теме Отечественной войны 1812 г. поэт обращается с тем, чтобы найти в прошедшем идеалы, чтобы показать, как измельчало «нынешнее племя»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» XVI век, время царствования Ивана Грозного, время опричнины. В древнерусской старине Лермонтова интересуют вечные проблемы: проблемы чести и достоинства человека; власти и народа, личной воли и традиционной общественной морали.
2) Прочитайте статью В. Коровина «М.Ю. Лермонтов» стр. 228 – 230
Попробуйте выделить особенности историзма Лермонтова, которые приводит автор статьи.
3)Проверка выполнения задания в группах
Особенности историзма Лермонтова.
историзм как совокупность признаков определяющих национальное своеобразие (учитывается климат, верования, язык, обычаи)
история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.
проникновение мыслью о роковой предначертанности событий, Божьей воли, о власти обстоятельств.Лермонтов даёт понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют личностью.
историзм Лермонтова становится глубже. («Песня про купца Калашникова…», «Беглец»)
Был период в творчестве Лермонтова, когда герои, взятые из истории, являлись носителями современного Лермонтову сознания.
Изображение героев изменилось. Теперь герои думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали.
Тема Родины. Родина представлялась Лермонтова страной для жизни богатырей. Поэт видел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. Особое понимание России.
- Меняется ли взгляд Лермонтова на ход истории ? (Да. Взгляд Лермонтова на ход истории меняется, становится глубже, поясняется, герои становятся носителями сознания своей эпохи)4. Повторение сведений о М.Ю. Лермонтове. Викторина (приложение)
5. Рефлексия.
«Продолжи мысль»
Я понял, что………
Мне понравилось…………
Я хочу…………….
6. Д/з : - читать «Мцыри»;
- записать особенности историзма Лермонтова в тетрадь.
ВИКТОРИНА
1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (В Москве)
2. «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт?
(Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.)
3. Кто воспитывал Лермонтова?
(Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)
4. Где он провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен?
(В родовом имении Тарханы)
5. На каких музыкальных инструментах играл Лермонтов?
(На скрипке и фортепиано)
6. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?(В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты. пел арии из своих любимых опер; решал сложные математические задач; владел несколькими иностранными языками.)
7. Где учился Лермонтов? (2 года в Московском университете, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге)
8. Назовите причины первой и второй ссылок М.Ю.Лермонтова на Кавказ (Причина первой ссылки – стихотворение «Смерть поэта», второй – участие в дуэли с сыном французского посла)
9. Где и как погиб Лермонтов? ( В Пятигорске, дуэль с Мартыновым)
10.Лермонтов,поручик Тенгинского полка, награждённый золотым оружием "За храбрость" на досуге написал произведения "Перестрелка в горах Кавказа", "Сражение при Валерике". Чем являлись эти произведения? ( Картины)
11. Какой листок "оторвался от ветки родимой" в стихотворении Лермонтова? (дубовый)
12.Назовите произведения М.Ю.Лермонтова, героями которого являются деревья или в которых упоминается какое-либо дерево («Три пальмы», «Стоит одиноко…», «Листок», «Песня про купца Калашникова…»13.Откуда строки? «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…» (Парус) (Звучит романс)
14.. В каком стихотворении М.Ю.Лермонтова употребляются идущие подряд друг за другом 5 вопросительных предложений? («Тучи»)