Конспект занятия по теме: «Семья и семейные ценности»
Тема: «Семья и семейные ценности»
Цель: способствовать пониманию детьми ценности семьи через изучение фольклорных произведений, через ролевые игры, творческие работы.
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: листы с напечатанными пословицами, заранее заготовленные детьми, генеалогическое древо своей семьи.
1. Вступительная беседа.
-Отгадайте ребус. В нем зашифрована тема нашего сегодняшнего занятия: 7 я
- А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки)
- Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней жили дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки и правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни – по хозяйству поспевали, другие – в поле трудились, старшие братья и сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
- Кто может ответить, что такое семья? (Выслушиваются ответы детей).
- Сейчас я вам расскажу сказку, а вы, прослушав, ответите, что же такое семья.
Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Да, -ответила Звездочка. –Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. –Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота т сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»
Вывод: Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
2. Выставка работ учащихся.
Ребята, вы подготовили ваши творческие работы в виде генеалогического древа? Кто готов рассказать о своей семье, о своем роде? (Выслушиваются несколько ответов детей, с демонстрацией материала).
Наводящие вопросы:- С кем ты живёшь?- Кто самый старший в вашей семье?- Кто самый младший?- Как ты заботишься о членах своей семьи?- Ты любишь своих близких? Почему?
3. Изучение фольклорных произведений.
1) Составьте пословицы из слов (две группы детей по очереди выходят к магнитной доске и, переставляя карточки с напечатанными словами, составляют пословицы)
- нужен, клад, не, лад, коли, в, семье (Не нужен клад –коли в семье лад.)
-семья, сердце, на, вместе, когда, месте, и (Когда семья вместе, и сердце на месте)- Почему так говорят?
- Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши высказывания.
2) «Отгадай слово» (задание для всех учащихся класса)
1. Мне она тётя, а моей маме…(сестра).2. Моему папе он папа, а мне…(дедушка).3. Моему папе она жена, а мне…(мама).4. папе он родной брат, а мне…(дядя).
4. Решение проблемы, открытие новых знаний
Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).
-А как вы называете своих родителей?
-Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?
Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)
–Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.
Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.
- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).
Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?
5. Психогимнастика.- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?- А если они хмурятся?. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,А вот этот пальчик – я,Вместе – дружная семья!6. Выполнение продуктивных заданий по теме.
-А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).
7. Итог– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье.
– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?
– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?