Статья. Формирование учебной самостоятельности младших школьников как способ развития универсальных учебных действий обучающихся.
Левчук Любовь Алексеевна,
учитель начальных классов МАОУ Суерская СОШ,
с.Суерка, Упоровского района Тюменской области.
Формирование учебной самостоятельности младших школьников как способ развития универсальных учебных действий обучающихся.
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку,
два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.
В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Сегодняшний младший школьник значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве до умения читать бегло и объяснять смысл прочитанного, сравнивать и обобщать. Но независим от затраченных усилий. Ребенок все равно испытывает трудности из-за невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности, так как способность ребенка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила перспективы самообразования школьника. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию" (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. М., 2010. – Примеч. авт.). В стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, общепознавательные (включая общеучебные, логические, постановку и решение проблем), коммуникативные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся? В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» отмечает, что «в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.
Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу. Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в 1-м классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника. Я работаю по программе «Начальная школа 21 века». Авторы этого комплекта включают большое количество материала для развития учебной самостоятельности по каждому предмету. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространённой является самостоятельная работа. Она обеспечивается высоким уровнем познавательной активности учеников начальной школы по критериям саморегуляции и целеполагания, которые формируются именно в этом возрасте. Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И. Ф. Харламов). Эффективность воспитания учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста возможна при принципиальной перестройке позиций педагога, который должен – рассматривать воспитание самостоятельности как целенаправленную, особо значимую для развития личности задачу; – отказаться от мелочной опеки, авторитарности; – предусмотреть адекватность позиции взрослого уровню самостоятельности детей (советчик, консультант, участник); – максимально учитывать желания, возможности, способности, знания и умения детей; – активно использовать механизмы стимулирования (например, поощрения, игровые оформления); – создать эмоционально благоприятный фон, доброжелательную, доверительную атмосферу в классе; – способствовать развитию субъектной позиции школьников; – строить воспитательную работу на основе взаимосвязи учебного и воспитательного процессов, взаимодействия школы и семьи; – учитывать, что развитие самостоятельности идёт как бы в двух плоскостях: от внутренней логики (меньше – больше, полнее) и от класса к классу; – не форсировать воспитательный процесс и соблюдать индивидуальный подход, учитывая своеобразие каждого ученика и темп его развития. Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования на мой взгляд является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы. Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц? - Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?) Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся. Так, на уроке русского языка в первом классе по теме «Имя собственное. Слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному» мы предлагаем учащимся следующую ситуацию:
- Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:
«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в селе суерка. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».
- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.
- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)
- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.) В школьной практике широкое применение получили проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости овладения новыми способами действий. Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как «следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагают удачное (результативное) решение, дело учителя решить, можно ли переходить к следующему этапу урока. Если учитель не сомневается в том, что большинство детей понимают суть открытия (или это предложение сделано практически одновременно многими детьми), то можно двигаться дальше. Однако иногда возникает ситуация, когда суть хорошей идеи понимают один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы воспринять её. Тогда учитель должен намеренно «нейтрализовать» догадавшихся детей, заставляя тем самым остальных продолжать додумывать». Учителю важно обеспечить участие каждого ребёнка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок на наш взгляд нужен сегодняшнему ученику. Урок, на котором учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» . Учитель строит обучение младших школьников на основе выбранной им технологии. Если , к примеру, строить обучение учащихся на основе коммуникативной технологии, то данная технология способствует воспитанию ученика, умеющего и желающего учиться, быть инициативным в получении новых знаний, умеющего отстаивать свою точку зрения и в то же время умеющего слушать, доброжелательно и с уважением относиться к точке зрения других, быть общительным. Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Организационными формами данной технологии являются: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия. Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.
Важно в этом случае вспомнить о некоторых достоинствах групповой работы (по В.Оконю). Эта форма организации деятельности детей: - способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнерству; - способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность; - расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися; - делает объективнее процесс самооценки, повышает объективность в оценке других. Учителю отводится главная роль. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как одно из главных качеств личности. Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Комплект учебников и тетрадей «Литературное чтение» по УМК «Начальная школа 21 века» дают возможность индивидуально подойти к ученикам, готовым выполнить задание самостоятельно, без указания и инструкции педагога ( высокий уровень самостоятельности); работать с учащимися, способными проявить самостоятельность при соблюдении определенных педагогических условий (средний уровень), а также предложить свою помощь ученикам, которые способны сделать самостоятельно лишь отдельные действия (низкий уровень). Такая возможность предоставляется при работе с учебниками и разноуровневыми заданиями рабочих тетрадей. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся. Говоря о самостоятельной работе, чаще отмечаются такие формы, как пересказ, составление плана, устное рисование, устное сочинение и др. одна и та же форма, с позиции участия ученика, может проходить на разных уровнях самостоятельности. Так, виды пересказа ориентируются на различную самостоятельность учащихся: 1. Подробный пересказ - работа воспроизводящего характера. 2. Выборочный пересказ – работа репродуктивно-творческого характера. 3. Творческий пересказ – частично-поискового характера работа. Подробный пересказ – работа, которую может выполнить практически любой ученик. Учащиеся с любым уровнем развития самостоятельности, проявляют активность при выполнении такого вида работы. Выборочный пересказ предполагает элементарный анализ произведения, отбор необходимого материала. Этот вид работы носит репродуктивно –творческий характер и вызывает трудность у учащихся с низким уровнем самостоятельности. Творческий пересказ (краткий, от лица какого-то героя, характеристика героев, их поступков и т.д.) – частично–поискового характера требует от учащихся умения анализировать произведение, проводить сравнение, систематизацию фактов, отбор необходимого материала, обобщение по предложенной теме, развитие речевых умений. Поэтому этот вид работы требует от ученика развития высокого уровня самостоятельности. С первых уроков грамоты в 1 классе учащиеся включаются в творческую самостоятельную работу: чтение частей текстов, характеристика героев и их поступков. А сравнение нескольких произведений: героев, событий, поступков и т.д. обучает детей творческой исследовательской деятельности. Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения: стихотворений, сказок, коротких рассказов и прочее. Но эти работы дети выполняют самостоятельно, по собственному желанию.
Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.
. Литература
Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 33–38.
Пакулина С.А., Савушкина Т.П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников.//Начальная школа.-2009.№3-с.10-13.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
15