Методический конструктор открытого занятия по ОРКСЭ по теме: Семья и семейные Ценности
Методический конструктор открытого урока по курсу ОРКСЭ. Модуль «Мировые религиозные культуры»
Дата проведения: 6 декабря 2013 г.
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4а
Ф.И.О. учителя: Сычёва Елена Леонидовна
Тема урока: «Семья и семейные ценности».
Тип урока: урок - размышление.
Цели урока:
Для учителя (научить):
Конкретизация у обучающихся понятия семьи и семейных ценностей;
Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ, сравнение, выделение существенного из текста притч;
Подведение учащихся к выводу о совпадении семейных ценностей в различных религиозных культурах;
Воспитание уважения к семейным ценностям и традициям представителей разных религиозных культур;
Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно – нравственных ценностей, расширение социального опыта;
Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры учащихся начальной школы.
Для учащихся (учиться):
Формулировать понятие «семья»;
Сравнивать представление о традиционной семье в различных религиозных культурах;
Формулировать и аргументировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
Развивать монологическую речь;
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
Представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования (ФГОС ООО).
Формы организации деятельности на уроке: адресная, фронтальная, групповая.
Средства реализации методической цели: совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов (притча, малая церковь, семейные ценности, любовь, взаимопонимание), главной мысли притч, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно – аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием «Эпиграф», «Яркое пятно», упражнение «Ассоциация»), индивидуальные и групповые творческие задания, монолог, полилог.
Формируемые универсальные учебные действия (способы деятельности).
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей
смысловое чтение
поиск, анализ и выделение необходимой информации
осознанное построение речевого высказывания
установление причинно – следственных связей
аргументирование высказанных мыслей
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация, усвоение признанных в религиозном и светском обществе этических принципов и моральных норм и правил поведения; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения
формулирование и аргументация собственного мнения
умение работать в группе
Ход учебного занятия
Этапы урока
Виды деятельности
Формируемые УУД
I.Мотивационно - установочный этап
Прием «Яркое пятно» (презентации «Моя семья» учащихся и стихотворение «Семья - это самое емкое слово» в прочтении ученицы на фоне песни Э. Пьехи «Семейный альбом»)
Формулирование целей урока учащимися:
определить понятие семья
выяснить представление о традиционной семье в различных религиозных культурах
оценить роль семьи и семейных ценностей в обществе
учиться формулировать и аргументировать свое мнение
развивать устную речь
участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
представлять результаты индивидуальной и групповой работы
Формулирование целей урока учащимися:
определить понятие семья
выяснить представление о традиционной семье в различных религиозных культурах
оценить роль
·семьи и семейных ценностей в обществе
учиться формулировать и аргументировать свое мнение
развивать устную речь
участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем
представлять результаты индивидуальной и групповой работы
Знакомство с планом работы:
Семья и ее роль для каждого человека.
Понятие семьи в разных религиозных культурах.
Читаем. Слушаем. Анализируем. Размышляем.
Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы.
Оцениваем свою учебную деятельность.
Определение критериев самооценки деятельности. Использование цветовой гаммы при заполнении рефлексивной таблицы: Этап урока - цвет: Зеленый - старался, умею это!!! Синий - старался, но результатом недоволен! Красный - надо еще много работать над собой. На протяжении всего урока индивидуальная самооценка, в конце - групповая.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.
Коммуникативные УУД: Умение слышать и слушать.
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей.
Личностные УУД: смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности.
II.Организационно - деятельностный этап
Чтение и анализ учебного материала на стр.74-75, притч о традиционной семье в разных религиозных культурах
Беседа по содержанию прочитанного текста.
Проверка индивидуальных и групповых заданий. (Включение физминутки: Те, у кого есть брат-хлопните в ладоши, у кого есть сестра помашите рукой, то помогает дома близким - встаньте и хлопните в ладоши, кто встречает праздники в кругу близких - поднимите руки вверх)
Представление итогов работы каждой группы.
Познавательные УУД: смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, аргументированное высказывание мыслей.
Регулятивные УУД: контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: усвоение признанных в религиозном и светском обществе этических принципов и моральных норм и правил поведения.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения.
III. Контрольно – регулировочный этап.
Формулирование основных мыслей урока с помощью представления семейных заповедей каждой группы и пословиц о семье разных религиозных культур.
Познавательные УУД: поиск, анализ, выделение и группировка необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, аргументированное высказывание мыслей.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения, умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения.
Личностные УУД:
ценностно-смысловая ориентация.
IV. Рефлексивно – оценочный этап
Презентация оценочных листов групп
(таблица: знал, открыл новое, еще предстоит открыть)
Вопросно-ответная форма:
Я хочу услышать от мамы, папы, что я.
От бабушки, дедушки, мамы, папы я хотел бы унаследовать такие качества:
Я (мы) хочу (хотели) бы в своем ребенке видеть такие качества, как.
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.
Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация.
Регулятивные УУД: подведение итогов деятельности на учебном занятии.
Домашнее задание:
Составьте свое генеалогическое дерево, или напишите сочинение о своей семье.
Семья - это самое емкое слово
Семья - это самое емкое слово.В нем слышится «семя» - жизни основа.Семь «я» - это семеро, связанных прочно,И будущих жизней - надежный источник.Семья - это радостный детский смех.Семья - то, что в жизни нам дарит успех!Пусть будут опорой друг другу родные,И пусть всех минуют несчастья любые!Семья - нашей жизни надежный оплот,Что в детстве и в старости нас бережет.Семья - на любви построенный дом,Пусть радость и счастье царствуют в нем!