Урок ОРКСЭ по теме Семья, семейные ценности


Тема: «Семья, семейные ценности и традиции»
Цели:
Знать место семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей, воспитывать любовь и гордость к истории своей семьи.
Развивать представление и интерес к истории своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Воспитывать и формировать у учащихся отношения к семье как ценности.
Задачи:
Предметные:
Формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции», «семейные ценности», развивать логику и мышление учащихся.
Метапредметные:
Познавательные УДД.
Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Делать выводы на основе анализа объектов.
Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УДД.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УДД.

Слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Грамотно оформлять свои мысли в устной форме.
Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проекты

Оборудование: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И. Ожегова, семейные реликвии, награды предков, фотоматериалы.


Ход урока

1. Организационный момент
- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу, своему новому соседу, т.к. работать будем в группах. Настройтесь на урок. Поприветствуйте наших гостей.
2. Сообщение темы урока
-Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно, разгадав ребусы. (Групповая работа)
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? (СЕМЬЯ)
-Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья?
-Словарная работа
Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова
(Семья – группа живущих вместе близких родственников)
3. Актуализация знаний учащихся.
-Вспомните, какова история создания семьи? ..(Фронтальный опрос по пройденному материалу)
-Назовите всех членов вашей семьи.
-Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая)
-А знаете ли вы историю создания ваших семей?
4.Усвоение новых знаний
-О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.
Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья»
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)
На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
-На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье:
-Уважайте мнение всех членов семьи.
-Старайтесь понять каждого и если надо простить.
-Никогда не смейтесь над кем-то.
-Уважайте родственников.
-Почитайте родителей, и т. д.
-Знаете ли вы, какие праздники в нашей стране посвящены семье?....(Ответы детей)
Знакомство с повестью о Петре и Февронии
Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии (Демонстрация презентации о святых Петре и Февронии).
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

- С давних времён о своих предках сложилась традиция составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается снова в семьи.
- Познакомьтесь с родословной своих одноклассников (Выставка работ)

«Память. Без неё человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память – это то, что связывает нас».
-Если спросят сын и дочка:
«Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придётся жизнь родной нашей семьи.
И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей!
Вот поэтому занялся родословною своей»
Мой совет: храните, пополняйте свои работы, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией. Выступления детей о своей родословной (по группам)(из приготовленного домашнего задания)

- К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.
Какие традиции есть в вашей семье? (Выступление детей)

-В каждом доме есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.( Рассказы и показ детьми семейных реликвий.)
Рассказ учащегося о прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (показ фото, медалей прадеда).
- А какие реликвии есть в вашей семье? (Рассказы детей)
5. Закрепление изученного материала (викторина).
Задание №1 (фронтальный опрос)
Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью? (взаимная любовь , мудрость, терпение,)
Задание №2 (работа в группе)
-Выберите, пожалуйста, 7 самых важных, на ваш взгляд, ценности и запишите их на лепестках ромашки, без которых ваша жизнь не могла бы быть счастливой.
- Какая из этих ценностей, на ваш взгляд, самая важная? Почему?
Задание №3 (работа в группе)
Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.
Пословицы для 1 группы
На что клад, когда над ней крыша одна. лад
Согласье в дому – достаток в дому, коли в семье
Семья сильна, раздоры в семье - пропадать всему
Пословицы для 2 группы
Вся семья вместе, и каша гуще
В родной семье еда вкуснее.
За общим семейным столом так и душа на месте.
Пословицы для 3 группы
Дом согревает не печь что цветок без запаха
Дерево держится корнями, а любовь и согласие
Семья без детей, , а человек семьёй
6. Итог урока. Рефлексия.
- Какие ценности являются общими для всех семей?
-Определите свою роль в семье. Кем бы вы хотели быть? (Мамой, папой, бабушкой, сыном и т.д. )
- Сегодня вы узнали о новом празднике, утвержденном президентом России в 2008 году. Как он называется? И когда празднуется? Что стало символом этого праздника? (всероссийский день семьи, любви и верности, 8 июля. Ромашка.)
7.Домашнее задание
Составьте рассказ о своей семье. Принесите фотографию самого уважаемого члена Вашей семьи. Подготовьте рассказ о нем. Найдите пословицы и поговорки о семье


15