Образовательный проект Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников


МКУ «Центр информационно-методического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конкурс педагогических работников образовательных учреждений
«Образовательные проекты»
 « Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
Автор проекта: Пархоменко
Юлия Ивановна,
учитель начальных классов
 
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап реализации проекта.……………….…………………………………………………………
2. Основной этап реализации проекта ……………………………………
3.Оценка эффективности развития у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности ………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………….…….…….
Список использованных источников………….………………………………
Приложения……………………………………………………………..………..
Введение
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетной задачей является формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность.
Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности.
Универсальные учебные действия находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.
Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Сказанное выше позволило нам определить тему образовательного проекта «Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников».
Объект исследования: процесс развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности.
Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности будет эффективнее, если соблюдены следующие условия:
- проектная деятельность организована с учетом возрастных особенностей младших школьников, мотивированности их деятельности и создания ситуации успеха;
- обеспечено систематическое сотрудничество учителя, родителей и учащихся, предполагающее постепенное увеличение доли самостоятельной работы младшего школьника.
Задачи:
1. Изучить особенности организации проектной деятельности младших школьников.
2. Определить сущность познавательных универсальных учебных действий.
3. Обучить младших школьников проектной деятельности.
4. Развивать творческую активность детей.
5. Обосновать эффективность применения проектной деятельности в развитии познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
6. Выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
7. Провести опытно-экспериментальную работу.
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, Д. Б. Эльконин, Н.В.Матяш и др.
Теоретическая значимость заключается в обосновании условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект может быть использован учителями в их практической деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение; изучение творческих работ учащихся; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования: МОУ «Первомайская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Этапы реализации проекта
Подготовительный : 1 класс (сентябрь 2014 г – ноябрь 2014 г)
Изучение материалов по теме проекта. Диагностика исходного уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Основной:  декабрь 2014 г – март 2018 г
Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством проектной деятельности. Повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Обработка результатов диагностики на промежуточном этапе реализации проекта.
Заключительный:  апрель 2018 г – май 2018 г
Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Обработка результатов диагностики. Подведение итогов.
Подготовительный этап реализации проекта
В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования, я установила, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Познавательные универсальные учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.
Группа познавательных универсальных учебных действий включает в себя: самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели, поиск необходимой информации, умение применять различные методы поиска информации, действия моделирования и преобразования моделей, операции анализа, сравнения, классификации, подведения под понятие, выведения соответствия, установления причинно-следственных связей, построения логической цепочки рассуждения, выдвижения гипотез и их обоснования.
В младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период. Кроме того, у младших школьников формируются способы самостоятельного управления всеми познавательными процессами, в интеллектуальном развитии активно формируется аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые являются важными предпосылками формирования познавательных универсальных учебных действий.
Анализ по проблеме исследования показал, что проектная деятельность выступает как одно из средств развития познавательных универсальных учебных действий. Проблемой разработки и внедрения проектной деятельности на разных этапах образования занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Дж. Дьюи, В Х. Килпатрик, Н.В.Матяш и др.). У каждого из них сложилась своя точка зрения на определение понятия «проектная деятельность». Однако, наиболее точным и полным, на мой взгляд, является следующее определение: под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.Проектная деятельность является также одним из способов реализации требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, так как отвечает требованиям системно-деятельностного подхода. Элементы  данной  технологии  позволяют  выявить  и  развить  творческие  возможности  и  способности  учащихся,  научить  решать  новые  нетиповые  задачи,  выявить  деловые  качества  детей.  Выполнение  подобного  рода  работы  в  группе  сплачивает  детей,  развивает  коммуникабельность,  ответственность  за  совместную  деятельность,  желание  помочь  другим,  умение  работать  в  команде  и  доводить  начатое  дело  до  конца.
Для выявления исходного состояния уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся мною были использованы следующие методики.
Методика «Проба на познавательную инициативу» была использована для выявления уровня сформированности познавательных интересов и инициативы. По данной методики оценивались следующие универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее  значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задать вопрос.  Содержание данной методики заключалось в следующем: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки,  психолог задает ребенку  вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Результаты испытуемых детей оценивались по следующим критериям:
- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;
- адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Результаты диагностики показали следующее распределение по уровням сформированности познавательных интересов и инициативы:
22,2% испытуемых детей (2 человека) проявляют выраженный интерес к сказке, сами задают вопросы, настаивают на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца (высокий уровень).
Средний уровень показали 66,7% детей (6 человек). Дети проявляют интерес к сказке, сами инициативы не проявляют, после дополнительного вопроса психолога спрашивают, чем закончилась сказка; с интересом выслушивают развязку.
У 22,2% испытуемых детей (2 человека) был выявлен низкий уровень сформированности познавательных интересов и инициативы. Дети интереса к чтению сказки не проявляют, вопросов не задают.
Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровней сформированности познавательных интересов и инициативы у младших школьников [диаграмма 1].
Диаграмма 1

Таким образом, можно сделать вывод, что сформированность познавательных интересов и инициативы у младших школьников находится на среднем уровне.
Для исследования категориального мышления и выявления уровня сформированности обобщения была использована методика «Четвертый лишний» [приложение А]. Подверглись оцениванию следующие универсальные учебные действия: обобщающие операции ребенка, возможность отвлечения, способность выделять существенные признаки предметов и явлений и на их основе производить необходимые суждения.
Содержание данной методики заключалось в следующем: испытуемому ребенку предъявлялись карточки, на каждой из которых изображены 4 предмета (4 картинки). Три из них сходны между собой, им можно дать одно название, а четвертый к ним не подходит. Ребенка попросили найти этот неподходящий предмет и сказать, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета. Испытуемым детям предъявлялись от 5 до 7 карточек.
При исследовании категориального мышления и выявлении уровня сформированности обобщения выделены следующие уровни:
Высокий - найдены все лишние предметы и самостоятельно дано обоснование.
Средний - есть ошибки (1 - 3), как в выделении предметов, так и их объединении.
Низкий - более 4-5 ошибок, отсутствие обобщающих слов в словарном запасе ребенка.
Качественная обработка результатов показала, что в экспериментальном классе трое из испытуемых детей (33,3%) нашли на картинках все лишние предметы и самостоятельно объяснили, почему они не подходят к остальным. У данных детей выявлен высокий уровень сформированности категориального мышления и обобщения.
Пятеро из испытуемых детей (55,5%) показали средний уровень. Дети сделали 1-2 ошибки как в выделении предметов, так и их объединении.
При работе над картинками 1 ученик сделал более 5 ошибок. В словарном запасе ребенка отсутствуют обобщающие слова. У данного испытуемого ребенка был выявлен низкий уровень сформированности категориального мышления и обобщения (11,1%).
Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровней сформированности категориального мышления и обобщения у младших школьников [диаграмма 2].
Диаграмма 2

Таким образом, можно сделать вывод, что сформированность категориального мышления и обобщения у большинства учащихся экспериментального класса находится на высоком и среднем уровнях.
Методика «Логические задачи» [приложение Б] была использована для определения уровня развития логического мышления. В рамках данной методики оценивались логические универсальные учебные действия. Детям предлагалось рассмотреть картинку, работа с которой велась по инструкции: «На картинке изображены три мальчика – Ваня, Коля, Петя. Ваня ниже Коли, Коля ниже Пети. Кто самый высокий, кто самый низкий?»
При определении уровня сформированности логического мышления выявлены следующие уровни:
Низкий уровень – ребенок затрудняется в решении, дает неправильные ответы, даже под руководством взрослого.
Средний уровень – ребенок правильно решает задачу под руководством взрослого.
Высокий уровень – ребенок правильно решает поставленную задачу.
Качественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальном классе один из испытуемых детей (11,1%) правильно решил поставленную задачу. У ребенка выявлен высокий уровень логического мышления.
Средний уровень выявлен у четырех из испытуемых детей (44,4%). Они правильно решили задачу, но под руководством взрослого.
Четверо детей затруднялись в решении задачи, давали неправильные ответы, даже под руководством взрослого. У данных детей (44,4%) выявлен низкий уровень логического мышления.
Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровней сформированности логического мышления у младших школьников [диаграмма 3].
Диаграмма 3

Таким образом, можно сделать вывод, что сформированность логического мышления у большинства учащихся экспериментального класса находится на среднем и низком уровнях.
Для определения уровня развития способности к сравнению, обобщению, развития логического мышления была использована методика «Догадайся» [приложение В]. По данной методике оценивались логические универсальные учебные действия. Испытуемому ребенку предлагалось рассмотреть картинку, работа с которой велась по инструкции: «Внимательно посмотри на картинку и догадайся, какого квадрата не хватает в пустой клетке (показ рукой). Найди нужный среди шести (показ рукой). Объясни, почему».
В данной методике выявлены следующие критерии оценивания:
Низкий – нет понимания инструкций и самого задания или выполняет одно задание из трех.
Средний – есть недочеты, но легко справляется с заданием с помощью взрослого.
Высокий – все выполнено без ошибок.
Качественная обработка результатов исследования показала, что в экспериментальном классе ни один учащийся не демонстрирует способность к сравнению, обобщению. Высокий уровень по данной методике не выявлен.
Трое из испытуемых детей (33,3%) показали средний уровень развития способности к сравнению, обобщению, развития логического мышления. Они легко справились с заданием, но с помощью взрослого.
У остальных детей (66,7%) выявлен низкий уровень. Дети выполнили одно задание из трех.Они не поняли инструкцию и само задание.
Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровней развития способности к сравнению, обобщению, развития логического мышления у младших школьников [диаграмма 4].
Диаграмма 4

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие логического мышления и способности к сравнению и обобщению у младших школьников находится на низком уровне.
Результаты диагностики показали средний и низкий уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Таким образом, была определена необходимость развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий посредством проектной деятельности.
Основной этап реализации проекта
Целью данного этапа является проверка гипотезы исследования. На данном этапе была организована проектная деятельность с учащимися.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в моей работе более востребована проектная деятельность как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по шаблону. Девизом проектной деятельности служат слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».
Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектной деятельностью. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.
Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.
Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.
Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в 1 классе. Конечно, без помощи родителей, обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом определено через знаково – символическую систему, что работа над проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы проектов, предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам.
Начиная  работу  над  проектом,  ребята столкнулись с  рядом  трудностей.  У  первоклассников  низкая  техника  чтения,  что  вызвало трудности  в  сознательности  освоения  текстов  при  отборе  нужной  информации  для  осуществления  проекта.  Здесь  младшему  школьнику  была  необходима  помощь взрослого.  Для  понимания  прочитанного  большое  значение  имеет  анализ  содержания  текстов.  Он  осуществлялся  посредством  вопросов  о  значении  отдельных  слов  и  выражений,  о  смысле  целых  предложений  и  связи  между  ними. Были поставлены   вопросы непосредственно  по  тексту  в  соответствии  с  последовательностью  предложений.  В  ходе  анализа были включены  вопросы  для  установления  причинно-следственных  отношений  в  прочитанном.  Считаю, что вопросы  взрослого  должны  быть  конкретными,  помогать  ребенку  выделить  и  обдумать  смысловые  единицы  текста. Если  учащийся  с  легкостью  будет  отвечать  на  поставленные  вопросы,  значит,  он  понимает  смысл  текста,  а  это  поможет  ему  разграничить  нужную  для  него  информацию  от  ненужной.
Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что  детям  трудно  правильно  сформулировать  главный  вопрос  проекта.  Поэтому рекомендуется спросить  ребенка,  что  бы  он  хотел  узнать.  По  сути,  главный  вопрос  проекта  —  это  цель,  т.  е.  образное  представление  желаемого  результата.  Поэтому  ученику  очень  важно  четко  и  ясно  понимать  чего  он  хочет.  Если  школьник  уже  наметил  цель  (чаще  всего  это  необдуманные  положения),  то  он  должен  спросить  себя:  «Для  чего  мне  это  нужно?  Что  я  получу  в  итоге,  если  буду  исследовать  данную  проблему?»  Только  тогда,  когда  ученик  поймет  смысл  выбранной  цели,  процесс  постановки  главного  вопроса  проекта  будет  эффективным.
У  учащихся  не  всегда  получалось  аккуратно  оформить  продукт  своей  деятельности.  На  первых  порах  я  оказывала  значительную  помощь  детям  на  этом  этапе.  Но  это  не  значит,  что  ребенок  совсем  не   участвовал  в  оформлении  проекта. Ему предлагалось выполнить несложную  работу,  например,  подобрать  фотографии,  что-то  нарисовать,  приклеить.  Научившись  правильно  оформлять  проекты,  у  детей  в  дальнейшем  не  возникло  проблем  при  выполнении  последующих  творческих  работ.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств.
Считаю, что длительность выполнения проекта в 1-2 классах целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или одним или сдвоенными уроками. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3-4 классах их продолжительность можно увеличить от 1 до 2-3 месяцев.
В процессе работы над проектом провожу с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.). Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то привлекаю и родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка.
Защита проектов, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда прошу детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте.
Оценка выполненных проектов носит стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, отмечаю дипломами, но при этом поощрен бывает каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов иногда готовлю общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Обычно это чаепитие, пикник, поход в театр,музей.
Основные виды наших творческих работ: поделки и мероприятия.Формы проектной деятельности: выставка, журнал, игра, карта, коллекция, макет, модель, письмо, праздник, прогноз, серия иллюстраций, экскурсия. Считаю, что продуктами проектной деятельности также могут быть: новогодняя газета, новогодний праздник, различные коллективные поделки, коллективное сочинение.
Для защиты проектов обучающиеся иногда готовят презентации. Считаю, что такая постепенная работа позволит обучающимся подготовиться к работе над исследовательскими работами, что подготовит их к работе по ФГОС основной школы.
Считаю, что защиту проекта пропустить нельзя. Без нее работа над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя. Поэтому готовила обучающихся к защите через представление по вопросам учителя, совместно с учеником определяли собственный вклад ребенка в проект, предлагала высказать собственное мнения о созданном проекте. Привлекала детей к постановке интересующих вопросов по теме проекта. Все это подготовило ребят к дальнейшей работе.
На защиту проектов часто приглашаем родителей. Это успокаивает учеников и укрепляет связь семьи и школы.
Все проекты, выполненные детьми, вкладываются в портфолио.
Далее показана работа над некоторыми проектами.
В учебнике «Литературное чтение» после проведения обобщающих уроков по теме «Жили-были буквы» детям предлагалось выполнение проекта «Создаем музей «Город букв». Совместно с детьми был составлен план проекта.
Работа над проектом велась в течение двух уроков и во внеурочное время. На первом уроке учащиеся работали всем классом и в малых группах, распределяя буквы между собой, обсуждая образ буквы. Необходимо было решить какая буква у них будет: смешливая, ворчливая, шумливая, пыхтящая, весёлая. На другом уроке дети обменивались идеями в малых группах. Было решено выполнить проект из любого понравившегося материала: нитки, цветная бумага, картон, тесто, пластилин, конструктор и т.д. Каждый ученик захотел рассказать о своей букве: как, при помощи чего он ее делал. В воплощении задуманного проекта принимали участие и родители. Мною также оказывалась индивидуальная помощь.
По окончании работы был проведен урок-экскурсия. В начале, дети вспомнили веселые стихи о буквах, которые они учили. Затем они представили свои «экспонаты» для Музея букв. [Приложение Г]. Учащиеся рассказали историю каждой буквы.
Сейчас экспонаты музея букв хранятся в портфолио учеников.
Работа над данным проектом способствовала формированию инициативности, лидерских качеств и организаторских способностей учащихся. Она расширила их кругозор, углубила знания по предмету. Ребята учились работать с различными источниками информации. Актуальным было умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, находя выход из спорных ситуаций. А в целом проект принес эмоциональное удовлетворение и пробудил интерес детей к предмету.
Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров, я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что данный проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта:
1. Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).
2. Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Формы работы учителя при подготовке к проекту:
– проведение выставок, презентаций;
– оформление стендов, фотовыставок, папок-передвижек;
– составление памяток для родителей;
– выпуск газет;
– чтение специально подобранной литературы по теме проекта;
– игровая деятельность;
– продуктивная деятельность;
– театрализованная деятельность.
С детьми велась следующая работа:
1. Беседа о семье.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Игровая деятельность.
4. Беседы «Моя дружная семья», «Я сегодня вот такой».
5. Чтение: стихи, пословицы, загадки о семье.
6. Театрализованная деятельность.
7. Настольно-печатные игры: «Семья», «Кем быть», «Кому. Что нужно для работы?».
8. Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Мама для мамонтенка», «Непослушный медвежонок».
Велась работа с родителями:
1. Выставка творческих детско-родительских работ «Герб моей семьи».
2. Выставка детско-родительских работ «Моя мама лучше всех».
3. Выставка творческих детско-родительских работ «Генеалогическое древо семьи».
4. Фотоколлаж «Моя семья».
5. Фотоколлаж «Традиции семьи».
6. Консультации для родителей.
7. Создание совместной газеты «Слава защитникам Отечества».
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1. Подбор стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, потешек, русских народных сказок.
2. Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций по теме «Моя семья».
3. Беседы с детьми.
4. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр на семейную тематику.
5. Знакомство с литературными произведениями: Е. Благинина «Посидим в тишине», рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»; чтение пословиц и поговорок о семье, загадки, З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки», С. Михалков «А что у вас?», Н. Саксонская «Разговор о маме», М. Родина «Мамины руки», О. Чусовитина «Моя бабуленька», «Самый лучший», В. Руденко «Мужской праздник» и др.6. Использование игр:
Дидактических: «Как тебя зовут», «Назови ласково, «Назови по имени», «Исправь Незнайку», «Назови, как тебя дома ласково называют». «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать», «Кто старше?», «Назови ласково», «Кем быть?», «Что умеет делать твоя мама, папа?», «Назови цветок». «Нарисуй портрет».
Сюжетно-ролевых: «Дочки – матери», «Больница», «Мама варит обед», «Помощники», «Семья», «Магазин», «Будем заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз».7. Раскраски.
8. Обыгрывание дидактических, сюжетно-ролевых игр.
9. Решение игровых ситуаций.
10. Развлечение «Моя Семья».
11. Создание генеалогического древа и герба семей учеников.
В результате работы над проектом дети больше узнали о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, у них появилось чувство гордости за своих родных.
Совместная деятельность детей и родителей в процессе работы способствовала укреплению детско-родительских отношений, взаимоотношения между членами семьи стали более близкими и теплыми.
Результаты данного проекта представлены в приложении Д.
В рамках изучения предмета «Технология» учениками был выполнен творческий проект «Украшаем класс к Новому году». С давних времен сложилась традиция украшать жилище к Новогоднему празднику. Актуально это и в наши дни. Перед детьми встала проблема – а как они украсят свой класс к Новому году? Кто-то предложил купить готовые украшения – они яркие и красивые! Кто-то предложил смастерить цепи, сделать фонарики, снежинки…Я, как руководитель проекта, направила ребят на поиск изделия. Сказала, что изделие должно отличаться новизной; оно должно быть легким в изготовлении, т.к. ребята-второклассники; оно должно быть удобным в хранении, чтобы его можно было использовать не один раз (оправдать материальные затраты). Так и родилась идея работы над проектом «Украшаем класс к Новому году».
Ребята поставили перед собой цель: изготовление изделия для украшения кабинета к новогоднему празднику. Для достижения данной цели определили ряд задач: 1. выбрать изделие; 2. составить план работы; 3. украсить класс.
Работа над проектом проводилась в несколько этапов.
1 этап: выбор изделия. Самой трудной задачей для детей было выбрать изделие. В этом им помогали родители. Много интересных поделок они нашли в сети Интернет, сделали распечатки, принесли на обсуждение. Одна из поделок полностью подошла под описание классного руководителя (гирлянда из вееров). И вот почему. Складывать веер из бумаги многие ребята научились еще в детском саду (кто не умел, быстро этому научился). При складывании веер имеет малый размер, а значит хранить изделие удобно. Я подтвердила, что такого украшения в нашей школе еще не было.
2 этап: анализ изделия. План работы составляли совместно. Сначала ребята проанализировали изделие: как, из чего они будут его делать. Внесли творческое дополнение в изделие – заменили цветовую гамму изделия на красно-зеленую.
3 этап: выбор материалов и инструментов. Каждый из ребят попробовал сложить веер из разных типов бумаги. В ходе этой работы пришли к выводу, что лучше складывать веер из писчей бумаги и листов одного размера. Чтобы сложить веер из компьютерной бумаги необходимо сначала сделать разметку. Установили, что в работе будут нужны и наши умелые ручки!
4 этап: распределение по группам. Возникла необходимость распределиться на микрогруппы: 1. красные модули – 2 человека; зеленые модули – 2 человека; 3. сборка модулей (склеивание) - 3 человека; 4. Соединение модулей (чередование – 1 красный, 1 зеленый) – 2 человека.
5 этап: организация рабочего места. Соблюдение техники безопасного труда. Перед тем как приступить к работе, обсудили организацию рабочих мест, закрепили правила техники безопасного труда:
-помни, что края бумаги острые – они могут порезать кожу;
-клеем пользоваться очень осторожно;
-не допускать попадания клея в глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой);
-по окончанию работы тщательно вымыть руки.
-ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед;
-не оставлять ножницы в раскрытом виде.
И вот работа закипела! В результате ребята сделали 120 белых модулей, 55 синих. Общая длина гирлянды составила 36м75см, а уместилась на хранение в один пакетик!
6 этап: украшение класса. С украшением класса нам помогали родители.
В ходе работы над проектом ребята научились сотрудничать – вместе планировали работу, работали дружно, помогали друг другу. Работа объединила детей и взрослых. Праздничное убранство класса радовало всех гостей!
Результаты проекта представлены в приложении Е.
Считаю, что освоение проектной деятельности в рамках курса «Технологии» обеспечивает условия:
— для личностного развития, которое включает: познавательную активность, инициативу школьника на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка; формирование понятийно-логического и образно-художественного мышления; творческий потенциал и формирование умения решать проблемы в учебных, социальных и нестандартных ситуациях;
— для формирования универсальных учебных действий, которые включают: умение работать с технологической картой, выполнять технологические операции при изготовлении любых изделий; умение самостоятельно оценивать свой труд (изделие); умение использовать теоретические знания в практической деятельности; умение работать с разными материалами и инструментами (природные материалы, пластичные материалы, бумага, ткани, конструктор); умение соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами при организации рабочего места.Оценка эффективности развития у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности
После проведенной нами работы была проведена промежуточная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для повторного исследования категориального мышления и выявления уровня сформированности обобщения нами была использована методика «Исключение понятия». Подверглись оцениванию следующие универсальные учебные действия: обобщающие операции ребенка, возможность отвлечения, способность выделять существенные признаки предметов и явлений и на их основе производить необходимые суждения. Испытуемому ребенку было предложено задание: «Найди лишнее слово в каждой строке и зачеркните его».
Яблоко, морковь, капуста, перец, огурец.
Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, кроссовки.
Ручка, бумага, карандаш, фломастер, маркер.
Корова, коза, лось, лошадь, овца.
Термометр, врач, учитель, медсестра, санитар.
Кресло, палас, диван, стол, кровать.
Бокал, тарелка, миска, посуда, салатник.
Сковорода, кастрюля, половник, скатерть, нож.
Белка, олень, жираф, зубр, волк.
Ромашка, тюльпан, мак, василек, бабочка.
Качественная обработка результатов показала, что в экспериментальном классе семь из испытуемых детей (77,8% ) показали высокий уровень категориального мышления и обобщения. Ребята нашли все лишние предметы.
У двоих детей (22,2%) был выявлен средний уровень категориального мышления и обобщения. При выполнении задания у данных детей обнаружены 1-3 ошибки.
Низкий уровень по данной методике выявлен не был.
Количественная обработка результатов показала следующее процентное соотношение уровней сформированности категориального мышления и обобщения у младших школьников [диаграмма 5].
Диаграмма 5

Диаграмма 6
Сравнительный анализ уровней сформированности категориального мышления и обобщения у младших школьников.

На диаграмме видно, что проведённая нами работа оказалась эффективной. Мы видим, что в экспериментальном классе присутствует положительная динамика уровня сформированности категориального мышления и обобщения. Так, в экспериментальном классе показатели высокого уровня выросли с 33,3% до 77,8%, показатели среднего уровня снизились с 55,6% до 22,2%, показатели низкого уровня снизились с 11,1% до 0%.
Таким образом, результаты промежуточной диагностики показали, что в уровнях сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников наблюдается положительная динамика, что свидетельствует об эффективности проводимой работы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности будет эффективнее, если соблюдены следующие условия:
- проектная деятельность организована с учетом возрастных особенностей младших школьников, мотивированности их деятельности и создания ситуации успеха;
- обеспечено систематическое сотрудничество учителя, родителей и учащихся, предполагающее постепенное увеличение доли самостоятельной работы младшего школьника – доказана.
Заключение
Если  систематически  проводить  работу  в  данном  направлении,  то  проведённая  в  начальной  школе  проектная деятельность  поможет  ученикам  не  только  в  дальнейшем  обучении,  но  и  во  взрослой  жизни.  Навыки  осуществления  проектной  деятельности  дадут  младшему  школьнику  возможность  анализировать  явления  и  процессы,  устанавливать  связь  между  ними,  сопоставлять  ранее  изученное  с  новыми  знаниями  и  использовать  их  для  решения  практических  задач.  Ученик  будет  ориентироваться  на  связи  с  конкретным  содержанием  изучаемой  темы,  поиск  полных  ответов  на  вопросы.  Это,  в  свою  очередь,  приведет  к  углубленному  усвоению  учебного  материала  за  счет  преобразующего  воспроизведения  связей  между  теоретическими  положениями,  вариативного  воспроизведения  знаний,  обобщения  конкретного  материала,  подведения  частного  под  общее,  систематизации  и  самостоятельного  поиска  ответов  на  поставленные  вопросы. Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, хотя и криво, да сами»
Список использованных источников
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008 – 151с.
2. Бреднева, H.A. Дидактические возможности метода учебного проекта / H.A. Бреднева // Педагогические науки. - М.: Спутник, 2008. – № 4 (32). – С. 109-112.
4. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. - 2010. - №6.
5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. - М., АСТ, 2008 - 671с.
7. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. – М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.
8. Ермолаев, С.А. Проектная деятельность школьников социально- экологической направленности: учеб.-метод. пособие / С.А. Ермолаев. - Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. – 86с.
9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2010. - №9.
10. Камалеева, А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в образовании (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла): монография / А.Р. Камалеева. – Казань: ТГГПУ, 2009. – 108с.
11. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л., 1925.
12. Климова, А.Д. Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2009. – 21с.
13. Костенкова  Ю.А.  Как  помочь  ребенку  научиться  читать?  учеб.  метод.  пособие.  М.:  РУДН,  2008.  —  78  с.
14. Ляхов, И.И. Проектная деятельность (социально-философский аспект): Автореф. дисс. ... д-ра. филос. наук. – М., 1996. – 86 с.
15. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2004.
16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.:Просвещение, 2010.- 31с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-16
18. Хижнякова, О.Н. Педагогическое проектирование учебной деятельности младших школьников в условиях развивающего обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2009. – 25 с.
19. Чанова, М.В. Методика использования метода проектов в обучении географов России: Автореф. дисс. ... канд. пед. Наук. – Нижний Новгород, 2009. – 27 с.
Приложение АРисунок к методике «Четвёртый лишний»




Приложение БРисунок к методике «Логические задачи»

Приложение ВРисунок к методике «Догадайся»

Приложение Г
Результаты проекта «Создаем музей «Город букв»


Приложение ДРезультаты проекта «Моя семья»


Приложение ЕРезультаты проекта «Украшаем класс к Новому году»