Выступление на тему: Педагогические основы и этнокультурные ценности семейного воспитания
ВАНДЫШЕВА Н.С.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Идеалом воспитания всегда считался человек, обладающий высоким уровнем общественного сознания, богатством знаний и являющийся носителем культурно этнических ценностей, традиций и обычаев своего народа.Этнокультурное воспитание направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническую идентификацию и общекультурную национальную интеграцию.
Цель этнокультурного воспитания в семье - приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Семья является каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно - нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
Духовная среда семьи - мощный фактор, влияющий на развитие личности детей и на их последующую судьбу. В семье закладываются основы личности, поэтому как направляющая сила и образец для подражания она играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.
Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультурную сферу, к которой относятся семья, дошкольные учреждения, учебные заведения, национально-культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература и др.
Роль семейного воспитания не утрачивается с поступлением ребёнка в общественные институты. Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. Семья начинает разделять свою воспитательную функцию с образовательными учреждениями. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса. Таким образом, формируется этнокультурное пространство, которое с одной стороны, необходимое условие для этнокультурного образования, с другой - отдельные его элементы, прежде всего социально-культурные институты общества и физические лица, воспроизводящие этнокультурное образование.
В основу содержания этнокультурного воспитания целесообразно положить воспитание поликультурной личности, создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур, ориентацию на диалог культур, их взаимообогащение. Именно в семье происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Восприятие национального материала происходит через устное народное творчество: сказки, песни, мифы, былины, народную игрушку, и пр. Важно наряду с созданием предпосылок для этнической самоидентификации, которая закономерно сближает ребенка с родителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чувство гордости, почитания, восхищения предками, не упустить из виду и другое. Нельзя, чтобы восхищение и гордость перерастали в чувство превосходства, связанное часто с незнанием других культур, этносов или негативным отношением к ним.
В условиях многонациональных школ педагоги находят новые формы, подходы в этнокультурном воспитании. Школа, как образовательное учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании. На нее возлагаются задачи формирования толерантной личности, гражданина и патриота своей Родины, способной терпимо принимать и уважать самобытность, культуру других народов, осуществляет общекультурную национальную интеграцию. Процесс формирования этнокультурных ценностей в семье должен соотноситься с воспитательным процессом образовательного учреждения.
Классные родительские собрания – традиционная, известная форма работы с семьей. Один из подходов к организации классных собраний – это проблемная формулировка темы собрания. Тематика родительских собраний по этнокультурному воспитанию учащихся отражает следующие вопросы: «Гражданственность. Что это такое?», «Воспитание толерантной личности - задача современной школы и семьи», «Рука об руку. Проблемы многонациональной школы» и другие. Формы проведения собраний: беседа за «круглым столом», конференция, педагогические консультации, деловые и ролевые игры.
Но одной из самых эффективных и интересных форм работы с семьей в этнокультурном воспитании в нашем классе является проведение коллективных творческих дел. Организовать совместную деятельность детей и родителей, выявлять и использовать в практической деятельности позитивный опыт семейного воспитания – цель подобных мероприятий.
На классный час «Учитель! Перед именем твоим…» были приглашены бабушки, посвятившие жизнь педагогической деятельности. Мероприятие имело огромное воспитательное значение, Запоминающимся стал праздник «Вся семья вместе, так и душа на месте». Дети и родители активно готовились к проведению этого мероприятия: представили любимое занятие всей семьи, готовили традиционные национальные блюда, подготовили выставку творческих работ, которые отражали национальный колорит. Игра «Моя семья» посвящена устному народному творчеству разных народов. Участники соревновались в знании пословиц, загадок о семье, участвовали в конкурсах на знание традиций своего народа, семьи, исполняли народные песни, танцы. Разговор о чайных традициях разных народов был не только интересен, но и вкусен. Ребята, угощаясь национальными сладостями, пили чай, приготовленный по своеобразным рецептам.
Перечисленные формы работы являются эффективными инструментами для объединения воспитательных усилий школы и семьи в деле формирования толерантной личности, достойного гражданина многонациональной отчизны.
Вышесказанное означает, что опыт семейного воспитания явился той почвой, на которой основываются педагогические теории, а этнокультурные ценности семейного воспитания в традиционных педагогических культурах разных народов представляются весьма актуальными на современном этапе.
Список использованной литературы.
Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Jl. М. Дробижева, А.А. Сусоколов.- М.: Аспект Пресс, 1998. - 235 с.
Биткеев, Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы / Н.Ц. Биткеев // Нач. школа 1999. - №11- С. 48.
Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии): автореф. дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 2007. 24 с.