АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


АКТИВИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБ ФОМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В современных условиях особую значимость приобретают определённые требования к личности. Она должна быть творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной.
Известно, что наибольшая способность к развитию проявляется в детстве, поэтому учитель на первой ступени обучения закладывает фундамент личности, базовые социальные установки, основы мировоззрения и формирует интеллектуальные способности.
Наряду с урочной деятельностью благодатной почвой для формирования познавательных универсальных учебных действий является организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении, призванная решать задачи формирования индивидуальности, ориентированные на интересы ученика, способного к самосовершенствованию, с развитым чувством собственного достоинства, способного производить выбор, находить способы самореализации.
Для системного включения учащихся начальной школы в интеллектуальную деятельность в МБОУ «Лицей» была создана Программа внеурочной деятельности «Развитие когнитивной сферы ребёнка младшего школьного возраста», которая стала механизмом развития мыслительной деятельности младших школьников, методов работы учителя по активному формированию и развитию интеллектуальных умений и навыков, приемов исследовательской деятельности, поиска индивидуального стиля мыслительной деятельности.
Программа внеурочной деятельности проводится по основным образовательным циклам: естественно – научный, гуманитарный, математический, что даёт оптимальное общее развитие каждому школьнику, представление широкой целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Тематическая направленность Программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию мыслительных навыков, помогает реализовать потребность в общении, выявить на первой ступени обучения и развития индивидуальную траекторию познавательных интересов первоклассника.
Основная форма внеурочной деятельности - клубные занятия, которые могут проходить как в отдельно взятом классе, так и в смешанных группах, состоящих из обучающихся разных классов одной параллели. Каждой возрастной группе соответствует особый стиль деятельности. В 1 классе – это научный клуб «Почемучки»; во 2 классе – «Содружество мыслителей»; в 3 классе – «Союз начинающих исследователей», в 4 классе – «Сотрудничество интеллектуалов».
Занятия проводятся 1 раз в неделю в классной комнате, специально предназначенной для внеурочной деятельности с первоклассниками, чередуя или поэтапно проходя основные циклы: естественно – научный, гуманитарный, математический. При необходимости используется актовый зал, библиотека, кабинет информатики.
Виды занятий в основном практические: создание проектов, макетов, наблюдение исследование объектов живой природы, конкурсы, игровые упражнения, инсценировки сказок, соревнования, путешествие, экскурсии по городу. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, интеллектуальные, креативные, подвижные. Программа является вариативной. 
Содержание программы курса на каждом предметном цикле активизирует интеллектуальную деятельность, формирует познавательные универсальные учебные действия:
- ориентирование в информационном материале, осуществление поиска необходимой информации при работе с дополнительной литературой;
- выполнение простейших упражнений логическими операциями;
- проведение наблюдений над явлениями и процессами природы;
- понимание отношений между понятиями (родовидовые и причинно- следственные).
В предметном цикле «В гостях у слова» – знакомство с письменностью, решение логических задач, работа над выразительным чтением, над умением извлекать эмоционально – образную информации и передавать. Освоение литературоведческих понятий на практическом уровне в занимательной форме.
В предметном цикле «Математика с улыбкой» – выделение различных признаков сравнения объектов на плоскости и в пространстве, преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам, рассмотрение различных параметров по нескольким признакам. Знакомство с простейшими способами упорядочивания. Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью. Знакомство с простейшими логическими операциями в математике: ограничение, классификация, анализ, синтез, обобщение.
Предметный цикл «От земли до неба» - Знакомство с разнообразием растительного и животного мира малой родины. Планета Земля - Космический город. История родного города. Животные и растения – рекордсмены. Красота природы и бережное отношение к природе. Экскурсии по городу, в Краеведческий музей, Зоопарк. Создание макетов.
Содержание курса создаёт условия для повышения интеллектуальной активности и способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.