Маленькая трилогия А. П. Чехова


Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы лжи, в чём бы последние две не выражались. А. П. Чехов Жизнь и творчество Антона ПавловичаЧехова Содержание Рассказ «О любви» – 32 –38 Биография А. П. Чехова – 3-17 слайды «Маленькая трилогия» – 18 слайд Рассказ «Человек в футляре» – 19 – 26 слайды Рассказ «Крыжовник» – 27 – 31 слайды Отрывок из мультфильма «Человек в футляре» – 24 слайд Антон Павлович Чехов1860-1904 Выдающийся русский писатель, драматург, врач по профессии Родился Чехов 17 января в городе Таганроге. Это домик Чехова на бывшей Полицейской улице (теперь это улица Чехова). Отец писателяПавел Егорович Чехов (1825-1898) Имел в Таганроге бакалейную лавку, был купцом 3-й гильдии; большое внимание уделял посещению церковных служб, пению и общественным делам. Мать писателя Евгения Яковлевна Чехова (1835-1919)(урождённая Морозова) Прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая жена; жила исключительно для детей и мужа. Страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. «Отец и мать – единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук». А. П. Чехов Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. Здание таганрогской гимназии, где в 1868—1879 годы учился Чехов   В 1876 году семья Чеховых переезжает в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов. В Таганроге остаётся один Антон, чтобы закончить гимназию. Все эти годы ему приходилось много работать. Он должен был не только содержать себя и платить за обучение, но и помогать семье, жившей в страшной бедности в Москве. Только после окончания гимназии Антон смог переехать в Москву. В этом доме располагалась лавка Чеховых. В 1879 Чехов переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице. По воспоминаниям П. А. Архангельского: «Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки». Московский университет, где учился А. П. Чехов на медицинском факультете В 1884 г. был опубликован сборник рассказов «Сказки Мельпомены». На протяжении 1885-1886 гг. А. П. Чехов был верен себе как автор коротких рассказов, главным образом, юмористического характера. Несмотря на внешнее благополучие писательской судьбы, Чехов был не удовлетворён своим творчеством, ощущал нехватку знания жизни. На выручку пришло путешествие на остров Сахалин, место, куда ссылали каторжников. Прибыв 23 июля 1890 г. на остров, несколько месяцев писатель провел в активном общении с местными обитателями, собрал о жителях Сахалина богатую картотеку, вопреки запрету местной администрации контактировал с политзаключенными. Следующие 5 лет были посвящены написанию книги очерково-публицистического характера «Остров Сахалин». Как признавался сам писатель, это путешествие сыграло чрезвычайно важную роль в его дальнейшей творческой биографии. Дом на о. Сахалин, где жил А. П. Чехов Возвратившись с Сахалина, А. Чехов до 1892 г. жил в Москве, а затем по 1899 г. проживал в купленном им имении Мелихово в Подмосковье. Там он лечил крестьян, содействовал строительству школ, оказывал помощь беднейшему населению и, конечно же, продолжал писать. За этот период из-под его пера вышло 42 произведения, среди которых известнейшие «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6» и др. Принято считать, что 1893 г. ознаменовал собой начало нового этапа в творческой деятельности, во время которого были созданы знаменитые пьесы «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишневый сад» (1903-1904); все они вошли в репертуар открытого в 1898 г. МХТ. Дом в Мелихово. Ныне музей-заповедник Чехова В 1899 г. Чехов покидает подмосковное имение и обосновывается в Ялте, в построенном им доме. На переезд писателя сподвигли смерть отца и ухудшение состояния из-за туберкулеза. «Белая дача» Чехова в Ялте А. П. Чехов в Ялте В 1902 г. Антон Павлович отказался от присужденного ему двумя годами ранее титула почетного академика, протестуя тем самым против того, что Николай II лишил этого же звания М. Горького. В ялтинском доме Чехова побывали многие известные личности, в частности, И. Бунин, М. Горький, Лев Толстой и др. В 1901 г. Чехов женится на Ольге Книппер, актрисе МХТ. Брак продолжался до смерти Чехова (2 (15) июля 1904 года). В 1904 г. Чехов отправился поправлять здоровье на немецкий курорт, в Баденвейлер. Здесь 15 июля (2 июля по ст. ст.) 1904 г. он скончался. Баденвейлер. Отель "Зоммер", где 15 июля 1904 года скончался А. П. Чехов Памятник А. П. Чехову в Баденвейлере. Тело Чехова привезли в Россию и 22 июля похоронили в Успенской церкви, на монастырском кладбище, возле отца. Когда кладбище в Новодевичьем монастыре упразднили, останки писателя в 1933 г. перезахоронили на кладбище, расположенном за монастырем. Флигель в Мелихово, где была написана«Маленькая трилогия» Кабинет Чехова во флигеле Трилогия – три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединенные общим замыслом и преемственностью сюжета. Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». «Маленькая трилогия» Чехова Рассказы объединены общей темой («футлярной»), одинаковой композицией («рассказ в рассказе»), в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа (обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине. Главный герой учитель греческого языка Беликов. «Он был замечателен тем, что даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». «Человек в футляре» «Как бы чего не вышло» Смысл заглавия ЧЕХОЛ (зонт, часы, нож ) - прямое значениеОБОЛОЧКА (воротник, очки) – переносное значениеМЫСЛЬ (несвобода мысли) - переносное значение Заглавие очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя. футляр Защищает от жизни, это символ ду­ховной инертности. Футляр – это: Художественная деталь – (фр. detail — часть, подробность) — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Черные очки, зонтик, плащ, резиновые сапоги. Значение: человек замкнут, закрыт от всего мира и создает этими вещами себе футляр. Детали в рассказе «И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился». "- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? – Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки? Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, Высоты его положения. «Заливчатым «ха-ха-ха завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова». Вывод: в этом рассказе Чехову удалось найти очень емкую формулу для того, что мешает человеку. Человек лишает себя и других счастья из-за «постоянного и непреодолимого стремления окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Символически многозначна и формула, которой Беликов выражает свой страх: «Как бы чего не вышло». Тема «футлярной» жизни - одна из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Учитель гимназии Беликов не случайно оказался образом нарицательным, олицетворяющим общественное явление, получившее название «беликовщины». Это тип «маленького человека» В год 150-летнего юбилея А. П. Чехова на родине писателя состоялось торжественное открытие скульптуры "Человек в футляре". Двухметровая скульптура представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру. Композицию, созданную известным ростовским скульптором Давидом Бегаловым, установили возле гимназии Чехова. Скульптура стоит без постамента, рядом с идущими по своим делам людьми. Как, собственно, и положено чеховскому герою, пришедшему из жизни. «Крыжовник» Главный герой рассказа – Николай Иваныч Чимша-Гималайский. «Тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он всё сидел на одном месте, писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же, как бы в деревню. И эта тоска у него мало-помалу вылилась в определенное желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера. Он был добрый, кроткий человек». Детали в рассказе Символ плотского физиологического счастья «Он чертил план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: a) барский дом, b) людская, с) огород, d) крыжовник. Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал ... Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь». Идеал покоя «Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу». «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал: Футляр Самодовольство собственника — Как вкусно!И он с жадностью ел и всё повторял:— Ах, как вкусно! Ты попробуй! Николай Иванович мечтающий, кроткий,добрый Самодовольный«Ваше высокоблагородие»«Мы дворяне» ДЕГРАДАЦИЯ ГЕРОЯ КАК ЛИЧНОСТИ скупой, жадный,не умеющий жалеть и любить обрюзгший,располневшийпостаревший «О любви» Главный герой – Алехин – «по воспитанию белоручка, по наклонности – кабинетный человек», но на имении, оставшемся от отца, был большой долг, и Алехин посчитал делом чести этот долг выплатить. И вот, не имея ни наклонностей, ни охоты, взвалил на себя все заботы об имении. Он «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился». Возложенные им самим на себя обязанности  не приносили Павлу Константиновичу ни удовлетворения, ни счастья. Он опустился,  был измотан физически и морально. И вот неожиданная встреча с прекрасной молодой женщиной… Или история об упущенном счастье Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». «Почему-то часто в течение лета вы приходили мне на память и сегодня, когда я собиралась в театр, мне казалось, что я вас увижу». Повторение ситуаций – сравнение Алехина с белкой в колесе – создают впечатление замкнутого круга, из которого герои не могут выбраться. АЛЁХИН ТЕАТР ПОМЕСТЬЕАлёхина ДОМ ЛУГАНОВИЧЕЙ «Я поцеловал в последний раз, пожал руку, и мы расстались — навсегда. Поезд уже шел. Я сел в соседнем купе, — оно было пусто, — и до первой станции сидел тут и плакал. Потом пошел к себе в Софьино пешком...» «Взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, — о, как мы были с ней несчастны! — я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам мешало любить». «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Вывод: к сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. Лишь расставаясь с любимой женщиной навсегда, он «признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…». И героям остается лишь рыдать над своей несбывшейся любовью, оплакивать свою судьбу. Футляр Стремление загнать внутрь себя чувство, это надругательство над собственной душой. Пейзаж в финале произведения служит контрастом тесным, душным рамкам их существования. Как прекрасна эта земля, и насколько прекрасной, цветной была бы жизнь, если бы люди ценили свою свободу, не страшились бы действительности! Чехов сумел заглянуть в глубину подсознания чело­века, в подтекст отношений людей, показать трагическое противо­речие мечты и жизни - необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоления ее «пороков». Его герои оторваны от народной среды. Они задыхаются в футляре своего бесцельного, бессмысленного существования, не питаемого корнями оправданного, целесообразного народного бытия, изоли­рованного от деятельной, преобразующей энергии своего народа.  «Человек в футляре»«Крыжовник»«О любви» Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» Нет, больше так жить нельзя. Должна быть широкая, своеобраз­ная, более отвечающая назначению человека жизнь.