Урок чтения Тема: Идет волшебница зима. Ю. Рытхэу Пурга, П. Скребицкий Всяк, по своему.
Идет волшебница зима. Ю. Рытхэу Пурга, П. Скребицкий Всяк, по своему.
Цель: формирование правильного чтения, работа над выразительными средствами речи.
Задачи:
Образовательные: учить осмысливать и представлять прочитанное, развивать у детей выразительность чтения, расширить и уточнить представления учащихся об изменениях в природе зимой, о жизни диких животных зимой в лесу.
Коррекционно – развивающие: способствовать развитию связанной речи, коррекции зрительной памяти, обогащение словарного запаса, расширению кругозора.
Воспитательные: воспитание эмоциональной адекватности поведения, бережного отношения к окружающему (животным, природе).
Оборудование: иллюстрации природы средней полосы и крайнего севера, карточки с текстами, фонограмма звуков природы, метели, пурги, толковый словарь русского языка Владимира Ивановича Даля, шапки, косынка для инсценировки, видео сюжет о жизни зверей в зимнее время, адаптированные карточки с текстом изучаемых произведений, физическая карта России, карточки со словами к игре « Молчанка».
Тип урока – комбинированный
План урока.
I Организационный момент.
II Мотивация учебной деятельности сообщение темы, цели.
III .Изучение нового материала.
IV. Физкультминутка.
V. Работа с учебником, адаптированным текстом.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
VII. Итог. Рефлексия.
Ход урока
Этап урока, виды работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный момент
1.Психологический настрой.
2.Разминка. Упражнение для глаз.
На уроке надо помнить одно правило.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Дети! Отгадайте загадку.
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за одним их на землю кладут.
Белый, зеленый, пестрый и желтый
Ответ здесь мудреный, ответ нашел ты?
Назовите, какие вы знаете времена года?
На доске изображена таблица, в ней записаны первые буквы времен года. Их необходимо прочитать.
С убыстрением
чтение через знак
чтение через два знака
в
о
з
л
о
з
О
л
з
з
в
о
л
о
л
л
л
з
в
о
В – весна З – зима
О – осень Л - лето
(Обратить внимание на правильное произношение букв)
Повторяют все вместе за учителем
Отгадывают загадку
Времена года
Зима, весна, лето, осень.
Дети читают самостоятельно или с помощью учителя
II Мотивация учебной деятельности сообщение темы, цели урока
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны на тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром
(Зима)
Отгадайте загадку.
Что за царица сидит в санях?
Тема урока записана на доске.
Прочитайте тему урока.
Эта царица Зима.
Дети читают
Идет волшебница зима.
III .Изучение нового материала
1. Обобщающая беседа.
2. Словарная работа
3. Чтение приемом «Буксир».
4. Беседа по картинам природы.
Какое сейчас идет время года?
Какой зимний месяц на календаре?
Назовите зимние месяцы.
Тема урока: Идет волшебница зима.
Как вы думаете зима, какая волшебница добрая или строгая?
Почему вы так думаете?
На уроке мы продолжим читать произведения русских писателей об этом холодном, но вместе с тем очень красивом времени года, узнаем, как жители леса приспосабливаются к зимним условиям, узнаем, что есть такой холодный край, который называется Чукотка, там очень холодно, суровый климат, как там люди живут и трудятся.
Включает звуки природы, зимняя метель, вьюга.
Дети посмотрите на пейзаж за окном.
Читает стихотворение
Поет зима – аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую седые облака
А по двору метелица
Ковром шелковым стелится
Но больно холодна.
Воробышки игривые
Как детки сиротливые прижались у окна.
Какое настроение у вас возникло при прослушивании стихотворения и зимних звуков
Зима трудное время года для животных, но настал последний месяц зимы
Назовите какой?
Подумайте, какая погода чаще всего бывает в этом зимнем месяце?
Повторим хором. Составим предложение о погоде в феврале.
Дети получают карточки с небольшим текстом.
Учитель читает разным темпом, внезапно останавливается, ученик называет следующие слово. ( При помощи этого приема дети делятся на группы)
На уроке мы начнем изучение рассказа чукотского писателя Юлия Рытху, который называется «Пурга». Это чукотский писатель. Наша страна очень большая, в ней проживают много народов и народностей.
Показывает на физической карте России крайний север, столицу нашей Родины и среднюю полосу страны, местность на которой находится наша область и район.
Демонстрирует на картинках природу средней полосы и природу крайнего севера.
Рассказ называется « Пурга» В толковом словаре значение этого слова объясняется таким образом.
Пурга- буран, метель, вьюга снежный вихрь, иногда снег с дождем при ветре.
Зима
Февраль
Декабрь, январь, февраль.
Строгая.
Дети высказывают свои суждения.
Всем зимой трудно живется и растениям и животным и людям, холодно, морозно.
Слушают стихотворение
Тревожное, немного грустное.
Февраль
Ветреная, снежная, часто бывают метели, редко выглядывает солнышко.
Каждый пробует составить свое предложение.
Повторяют хором составленное предложение
В феврале погода ветреная, снежная.
В феврале часто дуют холодные ветра.
Следят за чтением учителя, выполняют задание.
Называют отличия природы. Величина деревьев, разнообразие растительности и так далее.
IV.
Физкультминутка
V. Работа с учебником, адаптированным текстом.
1. Работа в группах.
2. Чтение текста с заданием «Разведка»
Антистрессовый массаж
массаж пальцев рук:
- нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
-массируем каждый палец круговыми движениями.
2. массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
Массаж затылка. Указательным пальцем массируем снизу вверх и сбросить.
массаж ушных раковин, наушники.
Каждое упражнение выполняется по 10 раз
Открываем учебники
1 группа стр. 135 самостоятельное чтение текста.
2 группа стр.111 самостоятельное чтение произведения с заданием найти в тексте диалог старика и мальчика
Работает с 1. группой учеников над содержанием текста и иллюстрацией представленной на стр. 136.
Чему научился зайчишка у лосей и тетеревов?
Какой момент рассказа изображен на иллюстрации к рассказу?
1 группа: чтение текста с заданием «Разведка»
Вы самостоятельно читаете текст, чтение должны закончить словами «стало куда теплее»
2 группа:
Работа над содержанием текста.
Как имя мальчика, старика?
Кто справился с заданием?
Прочитайте разговор старика и мальчика.
2 группа: работа над выразительностью чтения диалога.
Учитель коротко передает содержание рассказа детям.
Чтение отрывка текста по ролям.
Люди зимой укрываются в теплых домах, надевают теплую одежду, а лесным жителям приходится спасаться от холода каким образом?
Вопрос для детей первой группы работавших над рассказом « Всяк по своему»
Дети выполняют упражнения самомассажа.
Читают по своим образовательным возможностям, либо адаптированный текст (карточку), либо текст учебника.
Научился прятаться от холодного ветра в глубокий снег.
Нарисован тот момент, когда тетерева прячутся на ночь в глубокий снег, а зайчишка внимательно на них смотрит.
Дети первой группы читают до заданного слова, поднимают руку когда справляются с заданием
второй группы работают с учителем.
Йоо - мальчик
Кука- старик
Дети читают диалог
Героев рассказа.
Читают текст по ролям.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Просмотр видеосюжета о жизни лесных обитателей зимой.
Внимательно посмотрите сюжет и ответьте на вопрос.
Как звери приспосабливаются к суровым условиям зимы?
Отвечают на вопрос, обсуждение увиденного.
VII. Итог. Рефлексия
1. Игра «Молчанка»
Зима холодное время года, суровое и для людей и для животных. Но, тема нашего урока. Идет волшебница зима.
Какие изменения в природе происходят зимой?
Дети получают набор слов.
Зачитывает народные загадки, дети находят ответ в своем наборе слов, показывают учителю, произносят слово и закрепляют на доске.
Народные загадки:
Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег)
Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
Рыбам зиму жить тепло, крыша – толстое стекло. (Лед).
Прочитаем все вместе отгадки.
Это зимние загадки и слова отгадки характеризуют, какое время года?
Мне понравилось как сегодня на уроке, хорошо отвечали на вопросы, замечательно читали по ролям
Оценки за урок.
Домашнее задание прочитать текст на карточках и подготовится к пересказу.
Многие животные впадают в спячку, с деревьев опадает листва, природа отдыхает и ждет прихода тепла, весны.
Ребята выполняют инструкцию.
Закрепляют таблички на доске.
Читают хором.
Зиму
Анализ урока чтения
Тема: Идет волшебница зима Ю. Рытху Пурга, П. Скребицкий Всяк по своему
( Из опыта работы учителя начальных классов Акимовой Татьяны Христьяновны)
Урок рассчитан на детей обучающихся по программе составленной для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Тип урока комбинированный. Данный урок является шестым в блоке уроков, и тесно связан с предыдущими уроками по темам «Картины родной природы», « Зима».
При планировании данного урока я учитывала возможности детей обучающихся по данной программе, имеющих пониженную работоспособность, имеющих бедный словарный запас, нуждающихся в дополнительном объяснении. С трудом усваивающих программный материал.
Специфика урока – повторение ранее пройденных и введение новых понятий, обобщение знаний. Для того, чтобы сохранить интерес детей к уроку на протяжении всего занятия я использовала разнообразные виды деятельности: игровые задания, здоровьеукрепляющие паузы, видеосюжет, запись звуков природы.
Содержание, форма и методы обучения соответствуют целям урока. В плане урока было выделено место и распределено время для всех этапов урока. При организации урока мною учитывались особенности познавательной деятельности, памяти, моторики, сочетались коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Для разделения класса на группы применяется прием чтения «Буксир».
На уроке проведена словарная работа, которая была закреплена составлением предложений со словом «февраль». Особое внимание уделено качественному совершенствованию лексики учеников с интеллектуальным недоразвитием.
В плане урока поддерживается логический переход от одного этапа к другому, перегрузки школьников за счет разнообразных видов деятельности, сменой занятий – недопускаются. Время распределено равномерно. На уроке используются ТСО для повышения активности детей, повышения интереса. Устное изложение сочетается с постоянным показом наглядных пособий. Текст изучаемых произведений прошел специальную обработку с целью наиболее полной его адаптации к особенностям восприятия печатного текста детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта.
Общедидактические принципы обучения реализуются с учетом особенностей коррекционной и практической направленности.
Учебный материал урока способствует формированию положительной направленности личных качеств ученика. На уроке создаются условия, способствующие коррекции и развитию умственной деятельности.
На итоговом этапе урока учащиеся повторно делают вывод. При оценке знаний, прежде всего, необходимо учитывать психофизические особенности учащихся, похвалить необходимо всех.
Психологическая атмосфера на уроке поддерживается непринужденной беседой, обсуждением.
Запоминание на уроке стимулируется наглядными средствами. Происходит сочетание, взаимодействие зрительного, слухового, кинестического восприятия учебного материала.
Осуществляются межпредметные связи: логопедия, математика, развитие устной речи, географией, связь с жизнью.
Используемая литература:
1.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд. 3 – е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 .с. (Метод, биб – ка).
2.Голубева Л.В. Чегодаева Т.А.. Анализ урока: типология, методики, диагностика. – Волгоград: Учитель, 2007 г. – 121 стр.
Урок – социально – бытовой ориентировки
Тема – Беседа по телефону.
Цель: формирование культуры поведения, работа над социальной адаптацией личности.
Задачи:
Образовательные: учить правильно разговаривать по телефону, усвоение учащимися знаний о назначении телефона, научить пользоваться выражениями « Вас слушают», «Добрый день», Попросите к телефону, пожалуйста»
Коррекционно – развивающие: способствовать развитию связанной речи, коррекции зрительной памяти, обогащение словарного запаса, расширению кругозора.
Воспитательные: воспитание эмоциональной адекватности поведения, уважительного отношения к окружающим.
Оборудование: телефоны на столе учителя и учеников, карточки с заданиями.
Тип урока – комбинированный
План урока.
I Организационный момент
1.Психологический настрой.
2.Разминка.
Игра на внимание Право – лево
II. Закрепление ранее изученного
III .Мотивация учебной деятельности сообщение темы, цели урока
IV. Изучение нового материала
1. Обобщающая беседа с элементами тренинга
2.Разминка для глаз
3 Словарная работа
V. Физкультминутка
VI. Обобщение и систематизация знаний.
VII. Итог. Рефлексия
1. Игра «Вежливые слова»
Ход урока
Этап урока, виды работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный момент
1.Психологический настрой.
2.Разминка.
Игра на внимание Право – лево)
На уроке надо помнить одно правило.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Стоял ученик
На развилке дорог
Где право,
Где лево,
Понять он не мог.
Но вдруг ученик
Той самой рукою,
Которой писал,
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал,
«Победа!» - раздался
Ликующий крик:
Где право,
Где лево,
Узнал ученик.
Повторяют все вместе за учителем
Дети быстро по команде учителя выполняют действия разными руками, выполняют повороты и другие движения в разные стороны.
II. Закрепление ранее изученного
От
Загадки
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
(Доктор)
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки обеды?
( Повар)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(Пожарники)
Отгадывают загадки вспоминают какие профессии еще существуют
III .Мотивация учебной деятельности сообщение темы, цели урока
На столе телефон.
Что у вас лежит на столах?
Давайте вместе рассмотрим телефон
( демонстрирует большой, стационарный телефон)
Показывает его части: трубку, кнопки с цифрами.
Зачем людям нужен телефон?
Наука развивается и на данный момент от малыша, который ходит в детский сад и самой старенькой бабушки есть телефон.
Для чего необходим телефон.
Тема урока записана на доске.
Прочитайте тему урока.
Телефоны
Говорят для чего служат отдельные части телефона.
Чтобы позвонить доктору, в милицию, пожарную часть, домой, вызвать такси
Дети читают
Беседа по телефону.
IV.
Изучение нового материала
1. Обобщающая беседа с элементами тренинга.
2.Разминка для глаз
2. Словарная работа
Сейчас я проверю умеете ли вы разговаривать по телефону. Раздается звонок. Учитель нажимает кнопку своего телефона и называет имя ученика. Если воспитанник молчит, учитель спрашивает.
Что ты молчишь? Ведь тебе звонят, ответь!
Какое слово можно сказать, если затрудняешься начать беседу?
Хвалит ученика, поясняет и добавляет, что лучше ответить «Вас слушают».
Звонит другим ученикам
Телефонный диалог усложняется.
Добрый день!
Попросите, пожалуйста, к телефону Свету.
( эту ситуацию проигрываем со всеми учениками)
Раздает детям карточки с составленными диалогами.
Прежде мы начнем читать и разбирать правильно или нет построена беседа в этих каточках.
Мы проведем разминку.
Разминка для глаз.
Зажмурьте глаза, а потом откройте.
Сделайте круговые движения глазами: налево – направо – вверх – вниз - направо – вверх – налево – вниз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца. Медленно приближайте его к носу, а потом медленно отводите обратно.
Прочитайте текст карточек самостоятельно.
Карточка №1 Вариант №1
- Ало кто это?
- Мне нужна Алла.
Карточка №1 Вариант №2
Добрый день!
Попросите, пожалуйста, к телефону Аллу.
Анализ ситуаций.
Карточка №2 Вариант №1
- Вам звонит Федя, быстро позовите Колю
он мне нужен очень срочно, мы пойдем на горку кататься на санках.
Карточка №2 Вариант №2
- Алло. Здравствуйте.
- Здравствуйте
- Вас беспокоит Надя, скажите, пожалуйста Коля дома?
- Да, он дома.
- Попросите его подойти к телефону.
Алло
Пытаются правильно ответить на телефонный звонок.
Добрый день!
Вас слушают
Выполняют движения учителя.
Читают.
Отвечают на вопросы, анализируют.
Инсценируют ситуации
V. Физкульт
минутка
Антистрессовый массаж
массаж пальцев рук:
- нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
-массируем каждый палец круговыми движениями.
2. массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
Массаж затылка. Указательным пальцем массируем снизу вверх и сбросить.
массаж ушных раковин, наушники.
Каждое упражнение выполняется по 10 раз
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Назовите тему нашего урока.
Что вы запомнили, какие правила существуют при разговоре по телефону.
Разговор по телефону.
Необходимо представляться, употреблять в речи вежливые слова, разговаривать спокойно, сначала обдумать, что будешь говорить, а потом звонить.
VII. Итог. Рефлексия
1. Игра «Вежливые слова»
Бросает мяч ученику, ребенок, поймав мяч должен сказать вежливое слово
Мне понравилось как сегодня на уроке, хорошо отвечали на вопросы, замечательно читали по ролям
Оценки за урок.
Домашнее задание прочитать текст на карточках.
Ребята выполняют инструкцию.
15