Интегрированный урок литературного чтения и технологии по творчеству С. Маршака


Интегрированный урок литературного чтения и технологии. 3 класс
Тема: «Произведения о зиме. С. Я. Маршак «Декабрь». Симметрия. Ёлочная гирлянда «Хоровод»
Цели:
Формирование предметных универсальных учебных действий:
расширение круга детского чтения произведениями о родной природе;
формирование умения правильно называть произведение, самостоятельно определять его жанр и тему;
формирование читательских умений в разных видах деятельности: применение литературоведческих понятий (рифма, пауза, логическое ударение) в процессе работы над выразительностью стихотворения;
обогащение речи учащихся за счет выразительных средств языка (эпитетов, олицетворений, метафор, сравнений); развитие навыков выборочного чтения (работа с иллюстрациями) и поисковое чтение (какие картины рисует поэт);
формирование представления о симметрии, симметричных фигурах, осевой симметрии;
Формирование личностных универсальных учебных действий:
расширение познавательного интереса детей в области литературы, воспитание бережливого и гуманного отношения к природе;
научить выделять точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении; воспитание чувства сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях, развитие внимания, наблюдательности, памяти;
развитие фантазии и воображения; развитие речи;
развитие познавательного интереса.
Формирование метапредметных универсальных учебных действий:
умения работать в паре, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Ход урока:
I. Орг. момент
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
Будет интересно!
II. Введение в тему.
- Сегодня утром на нашу электронную почту пришло письмо от Деда Мороза. Вот что он пишет:
Дорогие ребята!
Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю вам много радости, счастья, крепкого здоровья, успехов в учёбе!
А у меня к вам огромная просьба. Никак не могу вспомнить красивое новогоднее стихотворение про ёлку. И автора позабыл. Помню только, что там были такие буквы:
АРАМШК
III. Работа по теме урока.
1) Знакомство с биографией и творчеством С. Я. Маршака
- Что бы это значило? Вы догадались? (Здесь написано: Маршак)- Конечно, это замечательный поэт С. Я. Маршак! Мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и другом детей.
С. Я. Маршак родился в Воронеже в 1887 году в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Детство писателя прошло в городе Острогожске, где его отец работал мастером на заводе.
В гимназии Самуил отлично учился, а в 1912 году уехал в Лондон для продолжения образования. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и стал переводчиком. Вернувшись в Россию, опубликовал переводы с английского языка народных песенок и стихов для детей.
С. Я. Маршак написал много стихов, сказок, пьес для детей. За свои произведения был награждён двумя орденами Ленина и другими наградами, в том числе и Государственными премиями.
- Но что-то мы отвлеклись. Стихотворение-то пока не отгадали!
- Постойте-ка, а тут ещё одно письмо от Деда Мороза:
Друзья!
Я думаю, что этот кроссворд поможет вам отгадать название стихотворения. Желаю удачи!
- Ну что ж, попробуем!
1) Вместо шляпы на ходу
Он надел…. (сковороду)
2) Эту сказку ты прочтёшь
Тихо - тихо - тихо.
Жили-были старый ёж
И его…. (ежиха)
3) Апрель, апрель,
На дворе звенит … (капель)
4) Не было в доме мышей,
А было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
И попали котёнку в … (лапы)
5) Дама сдавала в … (багаж)
6) Юнга – будущий матрос
Южных … (рыбок) нам привёз.
- Какое слово у нас получилось? (Декабрь)
- Дедушка Мороз, стихотворение называется «Декабрь»? (Да, молодцы, ребята!)
- А знаете ли вы, что слово «декабрь» пришло к нам из латинского языка и означает «десятый»!
(- Как же так? Ведь декабрь – 12-й по счёту месяц в году?)- Всё правильно! Ведь в древности год начинался не с 1 января, а с 1 марта. Вот и считайте: как раз и получается, что декабрь – десятый.
- Древнерусское название месяца – лютень, народное – студенец. В народе говорили:
Декабрь – зиме начало, году – конец.
2) Снежная физкультминутка
- Что-то засиделись мы, Дед Мороз, замёрзли. Пора погреться, поплясать!
Начинаем нашу снежную физкультминутку!
3) Знакомство с произведением С. Я. Маршака «Декабрь»
- Давайте послушаем стихотворение нашего замечательного поэта С. Я. Маршака «Декабрь» (слушаем запись, аплодируем чтецу)
- Понравилось стихотворение?
4) Чтение, смысловая работа (по группам)
- Перечитайте стихотворение, разделите на смысловые части.
- Сколько частей получилось?
- О чём говорится в 1 части? (о зиме, о природе зимой)
- О чём говорится во 2 части? (о ёлке)
- О чём говорится в 3 части? (об огоньках)
5) Работа над содержанием. Поиск литературных приёмов. Словарная работа
- Найдите в 1 части, какие картины природы рисует поэт.
- Как понимаете слова «все деревья в серебре»?
- Что значит «речку вымостил мороз»?
- Как понимаете слова «обновил коньки»?
- Что такое «салазки»? Замените синонимом (санки).
- Найдите во второй части подтверждение тому, что поэт говорит о ёлке, как о живом существе («ёлка плакала», «задышала, ожила»)
- Такой приём в литературе называется «олицетворение»
- А почему ёлка плакала? (Возможно, таял снег или лёд на её ветках. Или появились капельки смолы от тепла.)- Найдите в 3 части пример олицетворения. («Огоньки взбегают», «звезду зажёг»)
6) Упражнение в выразительном чтении (Предварительно работают в группе 1-2 минуты, используя памятку «Как подготовиться к выразительному чтению»)
- Выберите по 1 человеку от группы, прочитайте стихотворение выразительно.
- Молодцы! Выше трудолюбие и тяга к знаниям помогли нам и автора стихотворения отгадать, и его название и само произведение очень красиво прочитать!
7) Изготовление гирлянды «Хоровод»
- Наша ёлка не зря наряжалась и украшалась огоньками. Чтобы ей не было скучно на празднике, мы постараемся сделать под ней весёлый хоровод. Посмотрите, как весело пляшут снеговик, медвежонок, Дед Мороз. Вы догадались, как их сделать?
- Складываем лист бумаги пополам и ещё раз пополам. Затем делаем гармошку.
- Обводим шаблон, вырезаем фигурку (Обратить внимание детей, что по обеим сторонам ручки не обводим и не разрезаем!).
- Разворачиваем… и готово!
- Что можно сказать о нашем хороводе? (Получились симметричные фигурки, можно показать и ось симметрии)
- Вы замечательно поработали! Какой весёлый хоровод получился у каждого из вас! Давайте на каждой фигурке напишем, чего мы желаем в наступающем Новом году всем-всем-всем жителям нашего города, области, всей страны!
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью значков.
- Что было самым интересным на уроке?
- Что заставило задуматься?
- Над чем ещё нужно поработать?