Весна в лирике поэтов 19 века
МОУ «ООШ с. Раздольное Краснопартизанского района
Саратовской области»
« Весна в лирике поэтов 19 века».
Урок литературы в 5 классе
подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Чепурнова И.В.
Тема урока. Весна в лирике поэтов 19 века (Ф.И. Тютчев «Весенние воды», А.Н. Плещеев «Весна»)Цели урока. Познакомить учащихся с пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева и
А.Н. Плещеева.
Развивать умение анализировать лирическое стихотворение,
выделять главное, понимать замысел поэта;
обогащать словарный запас детей;
развивать память, речь , наблюдательность и воображение
учащихся;
Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к
выразительным средствам языка, прививать любовь к родной
природе.
Оборудование: П.И. Чайковский «Времена года»,
мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада вас видеть! Посмотрите, какой сегодня прекрасный день, солнечный, теплый, по – настоящему весенний! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш день будет таким же солнечным, как ваши улыбки!
2.Актуализация знаний. Введение в тему урока.
- Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись и назовите пропущенное слово.
Я – (Весна) – красна,
бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!
- Назовите пропущенное слово. Как вы догадались?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»? (капель, ручьи, гром, дождь, подснежник и др.)
- Определите жанр произведения? (стихотворение)
- Кто может сформулировать тему урока?
3. Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
- «Прекрасное дитя», «утро года», молодая красавица – вот такими эпитетами наградили поэты весну. Дыханием весны согрето все живое. С ней навсегда связаны представления о пробуждении жизненных сил, ощущение и предчувствие счастья.
- Сегодня мы окунемся в мир поэзии, узнаем какими чувствами и мыслями проникнуты стихотворения русских поэтов 19 века о весне.
б) Чтение стихотворения учителем.
- Описание весны встречается у многих русских поэтов. Одним из ярких примеров является творчество Ф.И. Тютчева.
Федор Иванович родился в семье помещика и получил домашнее образование.
С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения.
22 года прожил за границей, работал дипломатом.
Написал много стихотворений о русской природе. Самым известным его «весенним» произведением стало стихотворение «Весенние воды».
- Послушайте его и ответьте, какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали?
в) Выразительное чтение стихотворения учащимися и анализ стихотворения.
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать настроение автора и интонацией нарисовать красоту пробуждения природы.
- Какова тема стихотворения?
- Какое настроение царит в нем? (радостное, веселое)
- Какие образы рисует поэт? (снег на полях, весенние ручьи, теплые майские дни)
- Какой художественный прием, средство выразительности использует поэт, чтобы показать связь природы с жизнью человека? (олицетворение)
- Найдите примеры олицетворений в тексте? ( воды шумят, бегут и будят, гласят во все концы)
- А еще какие средства выразительности использует поэт? (эпитеты)
- Найдите эпитеты в тексте. (румяный светлый хоровод)
- Что подразумевает поэт под этим «румяным светлым хороводом»?
(хоровод тихих, теплых, майских дней)
- Слова какой части речи преобладают в стихотворении? Почему, как вы думаете? (глаголы, они передают движение – снег тает, ручьи бегут).
- Какие чувства переполняют поэта? (радость, веселье)
- Какие непонятные слова встретились? ( брег, гласят, гонцы)
Гонец – в старину человек, посланный куда – нибудь
со срочным известием.
Гласят – возвещают, кричат.
- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
- Кого еще можно назвать гонцами весны? (грачей, жаваронков)
г) Работа по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролѐтные стада
Кричат и весело, и важно.
- Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас. Эта картина говорит о весне не прямо, а намеком, чувством, что весна началась буквально в этот миг, когда мы взглянули на картину. Пейзаж написан с натуры в Костромской области, и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Грачи вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью, и, раз они прилетели, значит, весна точно наступила.
4. Физминутка.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки
Прямо к озеру бежим,
Станет озеро большим.
Посидим мы, отдохнем,
И опять урок начнем!
д) Чтение и анализ стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» (отрывок)
Алексей Николаевич Плещеев – русский поэт. Родился в Костроме в 1825 году в обедневшей дворянской семье. В роду Плещеевых было несколько литераторов. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием маленького Алёши занималась мама, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич знал три языка. Пожеланию матери поступил в военную школу. Но вскоре покинул школу и поступил в Петербургский университет. Когда Алексею Николаевичу исполнилось 21 год, вышел первый сборник стихов поэта. Алексей Николаевич написал много произведений не только для детей, но и для взрослых. Многие стихи Плещеева положены на музыку.
Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.
- О чём это стихотворение? (Пробуждение природы весной).
- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?
- Что описывает поэт?
2. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.
- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения
слово «лазурь» - (светло - синий цвет, синева)
Повеяло - дуть
Лазурь - светло-синий цвет, синева
Миновала - прошла
Буря-ненастье
3. Чтение стихотворения. Работа с текстом.
- Какие картины весны наблюдает поэт?
- С каким настроением говорит о них?
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
4. Работа над выразительностью чтения.
- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?
( лит. приём - олицетворение)
5 Выборочное чтение.
- Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?
- Что сказано о лесе и соловьях?
- Подберите слова близкие по значению к слову «засвищут» (закричат, запоют).
- А что общего у стихотворений Тютчева и Плещеева?
ж) Прослушивание фрагмента из альбома «Времена года»
П.И. Чайковского.
- Но не только поэтов и художников вдохновляла весна. Картины природы как – то особенно чувствуют и композиторы. Я предлагаю послушать фрагмент произведения П. И. Чайковского «Апрель» .-Послушайте и скажите, что хотел передать композитор этой мелодией? (красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)
- Как называется такое состояние природы? ( пробуждение)
- А почему композитор выбрал именно такое название? (Апрель - снегогон, именно в апреле происходит обильное таяние снега)
- Представьте, что вы художники. Какие картины пробуждения природы вы бы нарисовали?
- А вот как изображали весну русские художники.
4. Творческая работа
- Перед вами картина художника Левитана.
- Составьте и запишите синквейн по этой картине.
5. Подведение итогов урока, рефлексия.
- У нас есть деревце, но на нём нет листочков. Выберите тот листок, который соответствует вашему настроению. И я надеюсь, что наше деревце зазеленеет.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
6. Домашнее задание
- Выберите то задание, которое вам будет интересно.
1 Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
2 Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору)