Методическая разработка открытого урока на тему «Благословляю каждый миг Былого счастья и страданья». По рассказу И.А. Бунина «Холодная осень»
НОУ Владимирская православная гимназия
им. Святителя Афанасия епископа Ковровского
Методическая разработка открытого урока в 11-ом классе
на тему
«Благославляю каждый миг
Былого счастья и страданья».
По рассказу И.А. Бунина «Холодная осень»
(из опыта лингвистического анализа текста).
Составила:
Н.А. Завьялова
г. Владимир
2014 год
Цели: 1 Обучающая:
- рассмотреть идейно-тематическое содержание рассказа и его проблемы в ходе
изучения мастерства писателя;
- научить учащихся через авторские приемы понимать авторское своеобразие;
-учить понимать, чувствовать многогранность русского языка.
2.Развивающая.
-расширить лексику учащихся;
-приобретать умения и навыки работы с художественным текстом
(лингвистический , литературный , стилистический анализ ).
3.Воспитательная:
-воспитывать гуманное отношение к людям , душевную щедрость ,мудрое
отношение к жизни (помочь проникнуть в глубину психологического состояния человека на примере рассказа )
-учить умению общаться в ходе диалога;
-воспитывать любовь к родному языку, приобщать к национальной культуре.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Метод проведения: проблемно-поисковый, беседа с элементами репродукции.
Уровень усвоения знаний:2
Эпиграф: За счастье минут таких,
За светлые воспоминания
Благословляю каждый миг
Былого счастья и страданья.
И.А.Бунин.
Ход урока.
План. Направляющая деятельность учителя
Материал для беседы. Поисковая работа учителя учащихся
Работа учащихся.
Запись выводов.
Своеобразие прозы И.Бунина
I Вступительное слово учителя.
II Установка на исследовательскую работу:
1.О чем этот рассказ?
2. В чем состоит притягательная сила рассказа?
3. Какова манера повествования?
4. Обратили л ивы внимание на то, что у героев нет имен. Как вы думаете, почему?
5. Многие писатели создают образ
Трагической любви, видя в этом условие катарсиса – очищения страданием для читателя? Что нового сказал Бунин
6. Как вы понимаете название рассказа?
7. Какой смысл вкладывает автор в слово дом, окна?
8. Какова композиция рассказа?
9. Где завязка, экспозиция?
10. Завязка рассказа – объявление войны. Почему так обыденно прозвучали эти слова в сообщении отца?
11. Как автор создает атмосферу надвигающейся катастрофы, трагедии? Найдите словосочетание, характеризующие действия героев в прощальный вечер.
12. Обратите внимание на описание вечера? Природа тоже скорбит: но звездное небо равнодушное, ледяное?
13. Для чего этот прием? Раскрыть сложность, порой противоречивость душевного состояния героев.
14. Найдите в тексте подобные приемы (сравнить с романом «Война и мир»)
15. Почему стихотворение А.Фета оказалось как нельзя к месту, созвучно состоянию героя? Найдите ключевые словосочетания
16. В стихотворении автор использует слово из устаревшей лексики – капот?
17. Опишите состояние героев? Нет, ни криком, ни отчаяния, но нам страшно, мы чувствуем трагедию
18. И вновь мы ощущаем дыхание холодной осени. Как природа ассоциируется с переживаниями человека7
19. Мы подошли к кульминации. Где она?
20. Кто из поэтов 19 в. уже говорил о таком высоком понимании любви?
21. Как автор говорит о беспомощности героев перед силой рока?
22 Как автор показывает силу характера героини?
23 Традиции русских людей в рассказе.
Почему он назван роковым мешочком? Д/з
24. Но так ли гармонична природа с человеком в этой сцене?
25. Как идет повествование в дальнейшем? Чем отличается от предыдущего?
26. Как героиня прожила 30 лет после гибели любимого?
27. Как автор раскрывает трагедию дворянской России?
28. Что сохранила в годы эмиграции?
29. А теперь хотелось бы спросить: в чем же смысл этого рассказа? Почему он не может оставить читателей равнодушными? Д/З
Инструктаж преподавателя.
Наша цель – не только поговорить о превратностях любви на примере рассказа «Холодная осень», но и научиться читать текст, видеть авторские подсказки, постигая мастерство художника, его умение владеть языком.
Этот рассказ о любви, о силе этого чувства, способного преодолеть годы, расстояния, даже смерть.
В самой манере повествования. В поэтическом обращении рассказа, сюжет которого сродни стихам.
Спокойно, лаконично, так как это воспоминания пожилой женщины. Форма ретроспективы. Нет эмоциональных всплесков, надрывов, хотя речь идет о горестных, трагических воспоминаниях. Это оттого, что героиня уже не раз переживала свое горе, оно утратило былую остроту. Она мудрее стала.
Потому что главное в рассказе – он, она и любовь. Они – фон, который должен оттенить чувства героев.
Для Бунина любовь и разлука, любовь и смерть – это не только испытание на прочность, проверка силы чувств. Это единственная возможность самовыражения, самого понимания любви. Любовь героев пережила войны, революции, смерть. Любовь сильнее смерти – главная мысль рассказа.
«Холодная осень» - это словосочетание повторяется неоднократно: и в названии, и в строчках стихотворения А.Фета. И герой, прощаясь, говорит о холодной осени. В самом повторении – ощущение холода не в природе, а в прощании, в ощущении, что навсегда расстаются, что «холодные» наступают времена, не будет гореть так «по-осеннему», по-особому окна дома.
Это символ семьи, мира, света, единения, что разрушит война.
Кольцевая. Что это значит? Героиня возвращается в конце своего повествования к словам жениха: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне» Видимо, в этих словах заключен главный смысл.
Экспозиция не затянута, сразу завязка погружает читателя в атмосферу начала 20 века. Сравните построения фраз Л.Толстого и Бунина. Толстой нанизывает одну мысль на другую, строя, таким образом, логическую цепочку. Бунин считает, что чувства не поддаются логическому объяснению. Любовь – это миг. Уловить – не пройти мимо, а монологи – это попытка объяснить разумно, чего в любви не может быть.
Давайте и мы погрузимся в сюжет рассказа через авторские подсказки, заложенные в ключевых словах, языковые средства, построение фраз, попробуем понять, что автор хотел сказать нам нового, главного раскрыть во взаимоотношениях людей. Может, еще не осознали всей будущей трагедии, жизнь по-прежнему течет своим ходом. Вот свадьба – это главное событие. Но мы-то знаем, что война не обойдет стороной никого, холод поселится в сердцах тех, кто не дождется любимых. Об этом 19 июля узнают и герои рассказа. Мы догадываемся, что ее избранник – офицер, мобилизован одним из первых.
«Мы в тот вечер»
- сидели тихо
- тайные мысли и чувства
- с притворной простотой
- на черном небе
- ледяные звезды
- рассеяно глядел
- старательно зашивала
- трогательно грустно
- грустно и хорошо
- тяжело и безразлично
- порывисто и отчаянно
У Долохова «прекрасные наглые глаза».
«Холодная осень», «Чернеющие сосны», «Пожар восстает». Пожар – война, она сожжет и дом – семью и счастье, и жизни заберет.
Герой повторяет выражение – «надень свою шаль и капот» не случайно: «времена бабушек и дедушек» прошли. Жених мечтает, чтобы все было по-прежнему, спокойно, определенно, как раньше, но он не может позволить себе ныть, проявить слабость. «но капота нет» - на героине – «швейцарская накидка»: прошлое не вернешь, прошли беззаботные светлые дни.
Грустно и хорошо, тяжело и «безразлично» - как бы отстранилась уже от него, готовая к вечной разлуке. «Боже мой!»
Во время прощания природа – в гармонии с людьми.
- минерально блестящие звезды
- «светлеющее небо».
Они вместе, держась за руки, сильны вдвоем, все преодолеют, многое могут увидеть впереди. «Глаза у героини тоже блестят», как отсвет того высокого, космического, неподвластного человеку состоянию великой тайны любви.
Мы уже можем немало сказать о героях.
Она горячо и преданно любит; он – великодушен, честен, порядочный, сильный человек. И лучшим подтверждением этому будут его прощальные слова – напутствие, благословение: «ты поживи на свете, порадуйся» Нет суеты в прощании. Тишина, звенящая в ушах, а как шлубоко мы чувствуем горе любящих при прощании. Он желает ей счастья без него.
Конечно, А.С.Пушкин «Как дай Вам Бог любимой быть другим».
Героиня «стоит в отупении», перекрестили с порывистым отчаянием. Обратите внимание на роль дома, окон – «как-то особо, по-осеннему» светят окна. Особо – для него? Да, это прощание «по-осеннему» - там тепло, а здесь и в будущем холодно. В этих окнах – свет, семья, мир, тепло. Это и будет помнить. Воспоминания согревали на фронте. А ведь девушка достойна своего гордого возлюбленного. Абзац «Утром он уехал»
Она пытается подавить отчаяние: «зарыдать мне или запеть». Быть слабой – заплакать или выполнить наказ любимого и остаться сильной.
Сегодня мы немало уже знаем о той страшной войне 1914 г. Но ведь и наши дедушки и бабушки пережили войну 1941 – 45 г. и провожая «по-русски три раза меня обняла ( как сказал поэт К.Симонов). Так и здесь автор говорит о силе традиций, о необходимости сохранить память потомков, не уронивших честь защитников Отечества
- роковой мешочек» в нем был золотой образок», который носили на войне отец и дед Хранить он должен и в эту войну. Несколько строк – а какая сила в сцене прощания.
И вновь природа вступает в действие рассказа. Но она удивительно несовместима между героями и окружающим миром, «радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве». Нет в мире гармонии, когда идет война.
Обрывается медленное, подробное описание сцены прощания чудовищно простым, лаконичным .. «убили его». Дальше не будет ни диалогов, ни описаний природы, ни состояния чувств героев. Потому что все остальные 30 лет были как «ненужный сон». Героиня спокойно констатирует факты жизни, так как ничего и не было больше важного в ее жизни, кроме того «осеннего вечера», и слово «убили» она произносила так часто, что стерлось его значение, много раз пережила его смысл, уже ничего не вернешь, боль утихла.
С достоинством. Потому что любовь согревала, хранила, благословляла «миг любви – и очищение на всю жизнь». Время лечит саамы страшные раны, беспощадно стирает из памяти любые подробности, а оставляет в сердце лишь самое важное.
Судьба России предстает из рассказа героини о собственных мытарствах до 20 – х годов. Тысячи элегантных дам, превратившихся в баб в лаптях, люди «редкой прекрасной души», одевших «истертые казачьи зипуны», «отпустивших черные бороды». Так постепенно «за колечком, крестиком, меховым воротником» люди распродавали страну, свое прошлое за право выжить.
Человеческое достоинство, хотя жила в Ницце «чем Бог пошлет»: гуманное отношение к людям, умение прощать и быть бескорыстной. Как она поднимала на ноги чужого ребенка, зарабатывая тяжелым трудом, а девушка ее бросила. Но о ней сказано лишь «миленькая», нет упреков.
Учащиеся должны суметь собрать воедино выводы, сделанные на полях, и обобщить сказанное.
Сделать филологический анализ рассказа письменно. (на предыдущих уроках уже теоретически разбирали принципы филологического анализа)
Тема рассказа
Сюжет
Ретроспектива
Идея
Ключевое слово, символ.
Таким образом:
-объем рассказа невелик
- лаконично изложен материал
-нет внутренних монологов
Анализ:
-лингвистический
-стилистический
-литературный
Война – свадьба
Горе – счастье
-мастер художественной детали;
- оксюморон (сочетание несочетаемых слов)
- оттенки чувств
Капот – женская одежда свободного покроя, род халата.
Лаконично и емко выражен смысл
Природа:
- пейзаж, фон
- помогает понять душевное состояние (жить в гармонии с природой)
- лирическое отступление автора
- помогает понять идейно-тематическое содержание
- параллелизм (глаза – звезды)
- любовь – всегда испытание;
- рок преследует влюбленных;
- нет счастливых концов у любовных историй;
- от этого сильнее восприятие рассказов.