Сборник тестовых заданий по русскому языку
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ КОРПОРАЦИИ «КАЗАХМЫС»
СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
ПО ПРЕДМЕТУ: «РУССКИЙ ЯЗЫК»
для специальностей:
0707000 «Техническое обслуживание и ремонт
горного электромеханического оборудования»
0711000 «Маркшейдерское дело»
Сатпаев 2014
Адамчук С.А.-преподаватель русского языка и литературы
Сборник тестовых заданий по предмету «Русский язык», для учащихся первых и вторых курсов
Рассмотрено и одобрено
На заседании ПЦК ГиСД
Протокол №___ от «___»20___г.
Председатель ПЦК ГСД
«___»_______ Л.С. Жүсіп
Данный сборник тестов предназначен для учащихся первых и вторых курсов Технологического колледжа корпорации «Казахмыс», с целью проверки знаний по русскому языку.
Рецензент: начальник отдела мониторинга и анализа ФАО «НЦПК Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, кандидат
филолологических наук Жетписбаева Мейрамгуль Асылбековна.
© Технологический колледж корпорации «Казахмыс», 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………
Инструкция по выполнению тестов для учащихся……………
Тест №1 «Фонетика, графика, орфография»……………………
Вариант 1…………………………………………………………….
Вариант 2…………………………………………………………….
Teст №2 «Словообразование»……..………………………………
Вариант 1…………………………………………………………….
Вариант 2…………………………………………………………….
Teст № 3 « Лексика и фразеология»…..………………………….
Вариант 1…………………………………………………………….
Вариант 2…………………………………………………………….
Teст № 4 Морфология»……………………………………………
Вариант 1…………………………………………………………….
Вариант 2…………………………………………………………….
Вариант 3…………………………………………………………….
Вариант 4…………………………………………………………….
Teст № 5 «Синтаксис и пунктуация»……………………………
Вариант 1…………………………………………………………….
Вариант 2…………………………………………………………….
Вариант 3…………………………………………………………….
Вариант 4…………………………………………………………….
Вариант 5…………………………………………………………….
Вариант 6…………………………………………………………….
4
5
6
7
10
12
14
16
18
20
22
24
26
28
30
33
36
39
Пояснительная записка.
Настоящие тесты предназначены для учащихся первых и вторых курсов Технологического колледжа корпорации «Казахмыс» и могут быть использованы для повторения и систематизации разделов русского языка, а также позволяют выявить степень усвоенности полученных знаний Каждый тест состоит из заданий разного уровня сложности. Лёгкие задания требуют фактических знаний одного понятия и выполнение задания на репродуктивном уровне. При выполнении заданий средней сложности необходимо учитывать разные аспекты одной темы. Задания повышенной сложности требуют знания разных тем или особых трудных случаев одной темы.
Содержание предлагаемых тестовых заданий охватывает следующие разделы русского языка: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», проверяет навыки правописания, основы стилистики и пунктуацию.
Тестовые задания закрытой формы с выбором одного правильного ответа нацелены на выявление умения находить один правильный ответ из нескольких предложенных.
Инструкция по выполнению тестов для учащихся
1. Внимательно ознакомьтесь с заданием, прежде чем приступать к его выполнению.
2. Обведите кружочком правильный ответ, с разрешения преподавателя. Если нельзя отметить правильный вариант в брошюре, то выпишите букву правильного ответа.
3. Выполняйте задания последовательно, иначе в спешке Вы можете забыть, что пропустили какое-то задание, а это означает, что Вы не справились с заданием.
4. На выполнение каждого теста отводится 10 минут.
Желаю удачи!
Тест № 1
Фонетика, графика, орфография
Вариант – 1
1. Укажите слова, в которых буква я обозначает два звука:
А) яркий, мягкий
В) паяльник, стоять
С) подъярус, племя
D) ясли, прядь
Е) проявка, имя
2. Слово с непроизносимой согласной
А) вкус…ный
В) опас…ный
С) прекрас…ный
D) грус…ный
Е) чудес…ный
3.Наука, изучающая ударение и произношение слов
А) фонетика
В) морфология
С) орфоэпия
D) орфография
Е) синтаксис
4.В разделе «Фонетика» изучается
А) словосочетание и предложение
В) звуки речи
С) правила определяющие написание слов
D) словарный состав языка
E) состав слова
5. Согласный, не имеющий твёрдой пары
А) [т]
В) [в]
С) [ч]
D) [с]
E) [ф]
6. Сколько согласных звуков в слове чувствовал?
А) 6
В) 7
С) 5
D) 8
E) 4
7.Слово с ударением на втором слоге
A) падают
В) ребята
С) поле
D) яблоки
Е) результат
8. В каком слове произносится гласный [а]?
А) впечатлениеВ) обычай
С) выяснить
D) приятельЕ) тысячелетие
9. В каком ряду буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
А) ярмарка, блюдо, беда
В) приезд, съёмка, союз
С) вьюга, мятный, приют
D) тюль, слюда, яд
Е) ключи, ребята, семья
10. Какая наука изучает правильное написание слов?
А) морфология
В) орфография
С) орфоэпия
D) синтаксис
Е) фонетика
Тест № 1
Фонетика, графика, орфография
Вариант – 2
1.Звук речи- это…
А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова
В) специальный вид речи
С) выделение одного из слогов в слове
D) графический знак
Е) перечень букв в определенном порядке, имеющих печатный и рукописный, прописной и строчный варианты.
2.Сколько звуков в русском языке?
А) 33
В) 42
С) 39
D) 41
E) 46
3.В слове больше букв, чем звуков:
А) сосна В) бобр
С) липа
D) дождь
Е) смородина
4. В разделе «Фонетика» изучается …
А) словосочетание и предложение
В) звуки речи
С) правила определяющие написание слов
D) словарный состав языка
E) состав слова
5. Гласных букв в русском языке
А) 10
В) 12
С) 8
D) 11
Е) 9
7. Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
А)ест
В) жест
С) ключ
D) брод
Е) клюв
8. Слово с ударением на втором слоге:
А) принял
В) портфель
С) случай
D) создал
Е) поня
9. Слово, в котором буква не обозначает звук:
А) печка.
В) дача
С) стол
D) ночь
Е) стена
10. Слово, в котором ударение падает на гласную первого слога:
А) асимметрия
В) атом
С) апостроф
D) аргумент
Е) апартаменты
Тест № 2
Словообразование
Вариант – 1
1. Укажите слово с приставкой пре-.
А) пр…дательство
В) пр…сутствовать
С) пр…задуматься
D) пр…станище
Е) пр…творяться
2. Укажите слово с суффиксом –чик-:
А) лучик
В) мячик
С) летчик
D) ключик
Е) калачик
3.Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
А) подберезовик.
В) перелесок.
С) березка.
D) посадка.
Е) лесопосадка.
4. Каким способом образовано слово «заморозки»?
А) приставочный
В) приставочно-суффиксальный
С) суффиксальный
D) сложение основ
E) усечение основы
5.Укажите слово с нулевым окончанием
А) школа
В) школьный
С) пришкольный
D) школьник
E) школьники
6. Найдите пару слов, которые не являются однокоренными.
А) радость - радостный
В) вода - водитель
С) гора - горец
D) нос - носовой
E) носить - носильщик
7. Каким способом образовано слово беспощадный?
А) приставочный
В) суффиксальный
С) сложение
D) приставочно - суффиксальный
E) бессуфиксный
8.От чего зависит окончание слова?
А) от количества букв и звуков
В) от количества слогов
С) от числа, рода, падежа
D) от корня слова
E) от приставки
9. Как называется раздел языкознания, который изучает строение и состав слова?
А) орфография
В) графика
С) словообразование
D) морфология
Е) синтаксис
10. Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс.
А) президент
B) прекрасный
С) предсказать
D) предвестник
Е) прекрасная
Тест № 2
Словообразование
Вариант – 2
1. Укажите слово, образованное по модели: корень-суффикс-окончание.
А) написать
B) пригород
С) подснежник
D) пришкольный
Е) танкист
2. Формы слова различаются
А) приставкой
B) основой
С) суффиксом
D) корнем
Е) окончанием
3. Выберите правильный вариант схемы выделенного слова: он с детства отличался замечательною красотой.
А) корень-суффикс-суффикс-суффикс-окончание.
B) приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание.
С) приставка-корень-суффикс-суффикс-суфикс- окончание.
D) корень-суффикс-суффикс-окончание.
Е) приставка-корень-суффикс.
4. Укажите слово с приставкой пре-.
А) пр…творяться
Б) пр…дательство
С) пр…сутствовать
Д) пр…станище
Е) пр…задуматься
5. Укажите словосочетание, в котором сложное слово пишется слитно:
А) объехать (пол) Европы
Б) отрезать (пол) лимона
С) исходить (пол) России
Д) сделать (полу) оборот
Е) изъездить (пол) Алматы
6. Укажите слово, образованное по модели: приставка-корень-суффикс-окончание:
А) улыбнуться
Б) подумаю
С) приятель
Д) образованный
Е) великан
7. Окончания у существительных указывают на:
А) род, число, падеж
В) род, число
С) падеж, род
D) число, лицо, род
E) лицо, число
8. Выбери слово, в котором нет суффикса.
А)котёнок В)самолёт С)забойщик D)казахский Е) медный
9. Соединительная гласная – о –
А) человек…любие
В) земл…трясение
С) кра…ведение
D) тысяч…летие
E) нефт…провод
10.Главная морфема слова
А) её нет, так как все морфемы важны
В) суффикс
С) приставка
D) корень
Е) окончание.
Тест № 3
Лексика и фразеология
Вариант – 1
1. Укажите многозначное слово
А) гравий
В) пурга
С) флейта
D) цикада
Е) колокольчик
2. Синоним к слову идентичный:
А) привилегированный
В) рентабельный
С) ординарный
D) ориентировочный
Е) тождественный
3. Укажите выражение, которое не является фразеологизмом.
А) человек с головой
В) голова варит
С) попасть под тяжелую руку
D) голова садовая
Е) подписано - так с плеч долой
4. Укажите ряд омонимов:
А) красивый наряд, наряд милиции
В) соломенная шляпка, шляпка гвоздя
С) хвост самолета, хвост птицы
D) малярная кисть, кисть винограда
Е) стальное полотно, льняное полотно
5. Укажите предложение с иноязычным словом.
А) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу.
В) Яхту покачивало то влево, то вправо.
С) Свет от свечи падал слева.
D) Жить без родины невозможно.
Е) Неприветливо синела ночь.
6. Укажите выражение, которое не является фразеологизмом.
А) человек с головой
В) голова варит
С) попасть под тяжелую руку
D) голова садовая
Е) подписано - так с плеч долой
7. Синоним к слову редкий:
А) сверхъестественный.
В) изящный.
С) безупречный.
D) безукоризненный.
Е) диковинный.
8. Укажите ряд фразеологизмов-синонимов.
А) ждать у моря погоды - падать духом
В) заговаривать зубы - иметь зуб против кого-то
С) не находить себе места - толочь воду в ступе
D) плыть по течению - носиться в воздухе
Е) один на один - с глазу на глаз
9. Укажите ряд иноязычных слов:
А) гражданин, государство, человек
В) деревня, ветер, холод
С) бедствие, могущество, возвращение
D) шофер, трамвай, бухта
Е) сторож, невежда, кровать
10. Укажите ряд омонимов:
А) рубка леса, рубка радиста
В) чуткая собака, чуткая к прекрасному девушка
С) незыблемый утес, незыблемая вера
D) челнок станка, плывущий по реке челнок
Е) окончание войны, окончание книги
Тест № 3
Лексика и фразеология
Вариант – 2
1. Укажите ряд антонимов:
А) жестокость, бессердечие
В) передвижение, перемещение
С) грусть, печаль
D) скука, тоска
Е) истина, ложь
2. Подобрать фразеологизм - синоним к понятию умышленно врать.
А) втирать очки
В) втаптывать в грязь
С) кричать во всю ивановскую
D) бежать сломя голову
Е) сойти со сцены
3. Укажите синоним к прилагательному коммуникабельный
А) общительный
В) весёлый
С) умный
D) решительный
E) талантливый
4.Фразеологизмы – это ….
А) словосочетание и предложение
В) правила, определяющие написание слов
С) состав слова
D) устойчивые сочетания слов
Е) звуки речи
5. Выделенные слова - это
И ненавидим мы и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
А) многозначные слова
В) синонимы
С) фразеологизмы
D) антонимы
E) омонимы
6. Как называется раздел языкознания, который изучает слова и их значения?
А) фонетика
В) морфология
С) лексикология
D) синтаксис
Е) пунктуация
7. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении?
А) Глухой старик, жаркий день, пикантная внешность, железная воля
B) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога
С) Глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога
D) Глухая улица, жаркий бой, пикантная внешность, железная воля
Е) Глухая деревня, жаркие дебаты, пикантная ситуация, железная логика
8. В каком ряду все слова – синонимы?
А) лингвист, историк, литературовед
B) изучать, упрямиться, штудировать
С) фрукты, овощи, вишня
D) исполнитель, конкурент, дебютант
Е) время, период, эпоха, эра
9. Укажите фразеологизм, имеющий значение далеко:
А) подготовить почву
B) за тридевять земель
С) закинуть удочку
D) тянуть резину
Е) положить в долгий ящик
10.Укажите неологизм
А) премьера
B) рисунок
С) боксёр
D) маклер
Е) барабан
Тест № 4
Морфология
Вариант – 1
1. Найдите существительное среднего рода
А) кофе
В) синтез
С) кипячение
D) предмет
Е) процесс
2. Числительное, указывающее на приблизительное количество предметов в словосочетании
А) около двух дней
В) в трех метрах
С) пять минут ходьбы
D) в ста десяти шагах
Е) трое суток
3. Укажите глагол с Ъ после приставки
А) раз..езжали
В) рас…крывались
С) об…жечься
D) раз…жечь
Е) ис…чез
4. Укажите правильный вариант написания местоимений в предложении
Пока бежал до станции н…чего не слышал, н…кого не видел, н… о чём не думал.
А) и-е-е
В) е-и-и
С) и-и-и
D) и-е-и
Е) и-и-е
5.Признак является общим для деепричастия и наречий
А) в предложении могут быть определением
В) не изменяются
С) обозначают добавочное при основном действии
D) образуются только от глаголов
Е) обозначают признак предмета
6.Безличные глаголы в предложении всегда бывают
А) подлежащими
В) сказуемыми
С) дополнениями
D) обстоятельствами
Е) определениями
7. Укажите действительное причастие прошедшего времени
А) читавший
В) вычитанный
С) читаемый
D) прочитанный
Е) читающий
8. Словосочетание с относительным прилагательным
А) волчьи следы
В) необыкновенная красота
С) мелкие плоды
D) приморская тайга
E) чудесные растения
9. Наречие
А) обозначает признак предмета
В) обозначает признак действия или признак другого признака
С) обозначает предмет
D) обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете
E) обозначает действие предмета
10.Несклоняемое существительное
А) грипп
В) добро
С) щавель
D) метро
E) заря
Тест № 4
Морфология
Вариант – 2
1.Предлог – это:
А) служебные слова, которые выражают зависимость знаменательных слов от других слов в предложении
В) служебные слова, с помощью которых передаются различные оттенки слов, словосочетаний и предложений
С) служебная часть речи, служащая для соединения однородных членов предложения
D) служебные слова для выражения чувств, эмоций
E) неизменяемые слова, которые выражают чувства, переживания, но не называют их
2.Найдите относительное прилагательное
А) березовый лес
В) лисья нора
С) высокий домD) тёмный цвет
E) папин костюм
3.Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении: Эпохой, изменившей стиль степного орнамента, была эпоха ранних кочевников.
А) действительное причастие прошедшего времени
В) краткое страдательное причастие
С) страдательное причастие настоящего времени
D) страдательное причастие прошедшего времени
E) действительное причастие настоящего времени
4. Укажите глагол ІІ спряжения.
А) бросать
В) обижать
С) слушать
D) слышать
Е) шить
5. Укажите страдательное причастие настоящего времени:
А) читающий
B) читавший
С) читаемый
D) прочитанный
Е) прочитавший
6. Укажите правильный вариант написания частицы вместо многоточия в предложении: Как …старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.
А) не (раздельно)
B) не (слитно)
С) ни (раздельно)
D) ни (слитно)
Е) не (через дефис)
7. Назовите притяжательные местоимения:
А) любой, каждый, другой
В) кое-кто, кто-то, кто-нибудь
С) никто, ничто, никакой
D) некто, нечто, некоторые
Е) наш, ваш, свой
8. Укажите существительное с буквой –и- в суффиксе.
А) гварде…ц
B) ружь…цо
С) красав…ц
D) красав…ца
Е) пальт…цо
9. Когда в существительных пишется суффикс –ек-?
А) только после шипящих и гласных
B) если гласный при склонении не выпадает
С) если гласный при склонении выпадает
D) только в безударной позиции
Е) только после твердых согласных
10. Укажите правильный вариант написания наречий.
А) по русски, налева, досыто
В) по – русски, налева, досыта
С) по русски, налево, досыта
D) по – русски, налево, справо
Е) по – русски, налево, досыта
Тест № 4
Морфология
Вариант – 3
1. Укажите возвратный глагол.
А) учащийся
В) улыбающийся
С) посещать
D) улыбаясь
Е) учиться
2. Укажите числительное.
А) двое
В) двойня
С) двойка
D) двойной
E) двойник
3.Укажите правильный вариант написания глаголов в предложении.
В море вздымают..ся волны, несут…ся со скоростью реактивного самолёта и обрушивают..ся на берег.
А) ть-т-ть
В) т-т-ть
С) т-т-т
D) ть-ть-ть
Е) т- ть-ть
4. Укажите неизменяемые существительные.
А) окно, мыло
В) радио, шоссе
С) поле, сердце
D) горе, слово
Е) море, воля
5. Найдите глагол повелительного наклонения.
А) вы думаете
В) они находят
С) журналисты пишут
D) найдите выход
Е) вы найдёте выход
6. Могут ли имена существительные изменяться по родам?
А) да
В) не все
С) иногда
D) нет
Е) это зависит от корня.
7. Укажите строку с несклоняемыми существительными.
А) трава, город, книга
В) пианино, метро, кино
С) окно, поле, молоко
D) вода, стол, друг
Е) яблоко, солдат, страна
8. Найдите существительное мужского рода.
А) сердце
В) соревнование
С) совесть
D) кофе
Е) государство
9. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, - это
А) имя существительное
В) имя числительное
С) имя прилагательное
D) глагол
Е) местоимение
10. Что такое причастие и деепричастие?
А) части речи.
В) особые формы глагола.
С) члены предложения.
D) антонимы.
Е) морфемы слова.
Тест № 4
Морфология
Вариант – 4
1. Морфология изучает
А) звуки речи
В) знаки препинания
С) правильное написание слов
D) части речи
Е) ударение и произношение слов
2. Укажите существительное, которое не имеет множественного числа.
А) котёнок
В) молоко
С) мотоцикл
D) море
Е) горняк
3. В каком наречии Ь( мягкий знак) не пишется?
А) настеж...
В) проч...
С) замуж....
D) вскач..
Е) наотмаш...
4. В какой строке все союзы подчинительные?
А) и, чтобы, тоже, да
В) чтобы, так как, если, будто
С) чтобы, также, а, пока
D) если, чтобы, но, или
E) однако,то-то, если, потому что
5. Имя числительное количественное есть в словосочетании:
А) три товарища
В) утроить усилия
С) тройной одеколон
D) тройка за ответ
Е) трехместный номер
6. Определите действительные причастия прошедшего времени:
А) хранивший тайну, увядший цветок
В) значащийся по списку, спеющие яблоки
С) запряженная лошадь, возмущенный отец
D) оконченный роман, освещенная улица
Е) дышащий бегун, терпящий бедствие7. В данных словосочетаниях укажите наречие времени.
А) иногда вспоминать
В) дважды потерять
С) слишком разочароваться
D) слегка исправить
Е) очень переживать
8. Как склоняется местоимение себя?
А) не имеет именительного падежа
В) одинаковые окончания во всех падежах
С) как существительное 1 склонения
D) одинаковые окончания в родительном и дательном падежах
Е) во всех падежах
9. Выберите строку с глаголами, которые в неопределенной форме содержат суффиксы -ова-, -ева-.
А) разворачиваю, рассказываю, кочую
В) устраиваю, одолею, расхаживаю
С) заночую, участвую, воспользуюсь
D) перелицую, укладываю, участвую
Е) дочитываю, распутываю, воюю
10. Укажите верное утверждение:
А) Частица - самостоятельная часть речи.
В) Частица является второстепенным членом предложения.
С) Частица ли употребляется только в сложных предложениях.
D) Частицы служат для выражения различных смысловых оттенков предложений и слов.
Е) Все частицы употребляются для образования грамматических форм и новых слов.
Тест № 5
Синтаксис и пунктуация
Вариант – 1
1. Найдите словосочетание, связанное по способу управления.
A) медведь морской
B) белый медведь
C) хорошо видит
D) называют медведя
E) глубоко ныряет
2. Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы
А) Кого? чего?
В) Какой? какая? какое?
С) Кто? что?
D) Когда? где? как?
E) Что делает? что сделает?
3. Выберите правильный вариант вида связи в словосочетаниях: холодная зима, первая четверть, шестой дом
А) согласование
В) примыкание
С) дополнение
D) определение
E) управление
4. Раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание.
A) лексика
B) фонетика
C) синтаксис
D) морфология
E) словообразование
5. Укажите слова, которые никогда не будут вводными
А) как будто, к сожалению, как говорится
В) к счастью, вот, очевидно
С) впоследствии, около, благодаря$
D) очевидно, даже, по словам
E) например, как раз, может быть
6. Укажите словосочетание
A) сильный ветер
B) поезд и пароход
C) под ветром
D) ветер и дождь
E) дует ветер
7. Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы
А) Кого? чего?
В) Какой? какая? какое?
С) Кто? что?
D) Когда? где? как?
E) Что делает? что сделает?
8. Укажите двусоставное предложение
A) Сладкий аромат трав разливается в прозрачном горном воздухе.
В) Радостно и шумно становится в лесу.
С) Тишина и покой ранним утром.
D) На дворе чуть забрезжило.
Е) Любишь кататься – люби и саночки возить.
9. Укажите словосочетание, в котором есть слово с переносным значением
А) сердечное спасибо
В) сердечное лекарство
С) сердечная мышца
D) сердечный приступ
Е) сердечный стук
10. Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы
A) Кого?чего?
B) Какой?какая?какое?
C) Кто?что?
D) Когда?где?как?
E) Кому?чему?
Тест № 5
Синтаксис и пунктуация
Вариант – 2
1. Грамматическую основу предложения составляет
A) подлежащее и сказуемое
B) подлежащее и определение
C) сказуемое и дополнение
D) сказуемое и обстоятельство
E) подлежащее и дополнение
2. На какие две группы делятся части речи в русском языке?
А) синонимы и антонимы
В) неологизмы и архаизмы
С) намостоятельные и служебные
D) омонимы и фразеологизмы
Е) профессионализмы и однокоренные
3. В каком падеже всегда стоит подлежащее?
А) может стоять в любом из шести падежей.
В) в именительном
С) в предложном
D) в винительном
Е) в творительном
4. По цели высказывания предложения бывают
А) любопытные
В) учебные
С) повествовательные
D) научные.
E) восклицательные
5. Главные члены предложения - это
А) определение и дополнение
В) обстоятельство и определение
C) дополнение и обстоятельство
D) слова с предлогами
Е) подлежащее и сказуемое
6. Если в предложении одна грамматическая основа, то оно
А) сложносочинённое
В) бессоюзное сложное
С) сложноподчинённое
D) простое
Е) побудительное
7. Какое предложение называется простым?
А) в котором есть 2 или несколько грамматических основ
B) в котором есть второстепенные члены предложения
C) в котором есть только подлежащее
D) в котором есть только сказуемое
E) в котором есть одна грамматическая основа
8. Укажите побудительное предложение
А) Знаете ли вы украинскую ночь
В) Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызовом миру поведай
С) Бесконечная дорога убегает лентой вдаль
D) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь
Е) Отчего ты печально, вечернее небо
9. Знак препинания следует поставить в конце предложения: Обычно народные праздники проводят на площади города
А) вопросительный знак
В) вопросительный и восклицательный знаки
С) восклицательный знак
D) точка
Е) многоточие
10.Укажите двусоставное предложение
А) В колледже готовятся к празднику.
В) Скоро Наурыз.
С) В колледже все готовились к празднику.
D) С нетерпением ждем праздника.
Е) Всем хотелось хорошо подготовиться к празднику.
Тест № 5
Синтаксис и пунктуация
Вариант – 3
1. Пословица ‘Искру туши до пожара - беду отводи до удара ‘ является сложным бессоюзным предложением , между частями которого выражены отношения
A) причины
B) следствия
C) противопоставления
D) времени
E) сопоставления
2.Тире между подлежащим и сказуемым ставится
A) Глаза что васильки.
B) Пруд как блестящая сталь.
C) Мужество первое богатство человека.
D) Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
E) Дома города точно груды грязного снега.
3.Определите роль тире в предложении. За рекою - луг.
A) стоит после обобщающего слова
B) разделяет подлежащее и сказуемое
C) обозначает пропуск сказуемого
D) разделяет части бессоюзного предложения
E) отделяет приложение
4. Найдите бессоюзное сложное предложение:
А) А это хозяйка кривая и строгая которая доит корову безрогую,
В) За перегородкой появится босой трёхлетний ребёнок молча пристально поглядит на всех и робко спрячется опять.
С) Ночь уже ложилась на горы и начинало темнеть.
D) Вечерело в лесу становилось всё темнее и тише.
Е) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
5. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставятся тире:
А) Надо взять зонт дождь начинается.
В) Не успело солнце пригреть землю загудело все небо.
С) Печален я со мною друга нет.
D) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.
Е) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало
6. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой:
А) Погода была ужасная выл ветер мокрый снег падал хлопьями.
В) Сквозь обнаженные бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо сереют набегающие облака.
С) Тёмный лес хорош в яркий солнечный день тут и прохлада и чудеса световые.
D) Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их.
Е) Лето выдалось серое и холодное деревья были мокрые.
7.Какие отношения выражены между частями сложного бессоюзного предложения: Я доверяю любящим: они великодушны.
А) времени
В) причины
С) дополнения
D) следствия
Е) пояснения
8.Укажите сложное бессоюзное предложение
А) Если дождик, мы не тужим,-
Бойко шлёпаем по лужам.
В) Будет хорошая погода-
Пойдем в горы.
С) Сам слушай всё, но каждый раз
Скупись, брат, на слова.
D) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Е) Пока верчусь, я не тужу.
9. Выберите предложение со знаком двоеточие.
А) Выбрав в лесу хорошую ореховую палку мы обделываем её на свой манер счищаем от кожуры обжигаем на костре.
В) Твоя сестра по моему мнению сокровище.
С) Борис как и все мы твой друг.
D) Победа слава подвиг бледные слова затерянные ныне.
Е) Он известный человек.
10. Сложное предложение с разными типами связи
A) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
B) Ему было некогда, жизнь заранее была рассчитана так, чтобы успеть написать не меньше пятидесяти романов.$
C) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях.
D) Литература делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни.
E) Пьеса, которая идет в нашем театре, пользуется успехом у зрителей.
Тест № 5
Синтаксис и пунктуация
Вариант – 4
1. Укажите вид связи в сложном предложении:
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
А) Сочинение и подчинение
В) Сочинение и бессоюзная связь
С) Сочинение
D) Подчинение
Е) Подчинение и бессоюзная связь
2. Сложное предложение с разными типами синтаксической связи
A) Если правильно выберешь профессию, работаешь с удовольствием.
B) Когда шел этот разговор, мы не подозревали, что эта ночь самая проклятая извсех ночей.
C) Я не знаю, что со мной делается, а они поднимают на смех.
D) Только тот может стать настоящим человеком, кто смотрит вперед.
E) Может быть, от того эти люди красивые, что люблю я их крепко, всемсердцем люблю.
3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Подлинное ощущение Родины осознание ее как самого дорогого сокровища человека его святыни пришло ко мне в годы Великой Отечественной войны когда я в соединениях прославленных партизанских командиров Примака и Тканко воевал на Днепре и в Закарпатье.
А) три
B) четыре
С) пять
D) шесть
Е) семь
4. Предложение с разными типами связи
А) Ученье - основа знания, знание-основа счастья.
В) Чем больше знает человек, тем лучше: он видит поэзию там, где её не найдёт человек с малым знанием.
С) День становился всё более ясным, облака уходили, гонимые ветром.
D) Михаил Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.
Е) Книги - единственные друзья, которых не уносит время.
5. Если в предложении два или более придаточных одного типа присоединяется к одному главному, то это
А) Бессоюзное предложение.
В) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
С) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
D) Предложения с разными типами связи.
E) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением.
6. Укажите количество запятых в предложении.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом что когда после ужина Борис заглянул к нему он притворился спящим а на другой день рано утром стараясь не видеть его ушел из палатки.
А) 6
В) 4
С) 7
D) 8
Е) 3
7. Какие знаки препинания следует употребить в предложении с прямой речью?
А) Какая прекрасная вещь! Прелесть! Сказала Вера и поцеловала сестру. Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?
В) «Какая прекрасная вещь! Прелесть! - сказала Вера и поцеловала сестру.- Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?»
С) Какая прекрасная вещь! Прелесть! Сказала Вера и поцеловала сестру: Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?
D) Какая прекрасная вещь! Прелесть! Сказала Вера и поцеловала сестру. -Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?
E) Какая прекрасная вещь! Прелесть!- сказала Вера и поцеловала сестру - Благодарю тебя. Где ты достала такое сокровище?
8. Схема, соответствующая предложению
Прощай Дерсу подумал я Ты спас мне жизнь
A) «П,-а,-л»
B) «П?!-а,-П!»
С) «П,-а.-П.»
D) «П...-а.-П»
E) «П?-а.-П»
9. Косвенная речь - это ...
А) речь через посредника
В) речь нескольких людей
С) чужая речь, переданная в форме придаточного предложения в сложноподчиненном
D) речь автора, переданная в форме бессоюзного сложного предложения
Е) авторская речь без изменений
10. Схема, соответствующая предложению
Теперь не пропаду подумал я тропинка куда-нибудь приведет.
A) «П?»-а.
B) «П!-а.-П».
C) «П,-а,-п».
D) «П.-а-П».
E) «П?-а-П».
Тест № 5
Синтаксис и пунктуация
Вариант – 5
1. Укажите количество пропущенных знаков препинания:
Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд.
А) тире и 3 запятые
В) тире и 2 запятые
С) тире и 4 запятые
D) 4 запятые
Е) 3 запятые
2. Укажите количество знаков в предложении:
Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колес по кремнистой дороге а бедный старик еще стоял на том месте в глубокой задумчивости.
А) два.
В) нет знаков
С) четыре
D) один
E) три
3. Сложноподчиненное предложение с придаточным условным.
А) В трактире знали Герасима и понимали его знаки.
В) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко
С) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
D) Чем тропинка труднее, уже, тем задорней идешь вперед.
Е) Он был сильно не в духе, так как был очень недоволен последними экзаменами.
4. Ни знатный род, ни сила, ни богатство, - ничто не может
миновать беды. Укажите знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом:
А) 3 запятых и тире перед словом ничто
В) 2 запятых и двоеточие после слова ничто
С) 1 запятая и тире после слова ничто
D) 3 запятых и двоеточие после слова богатство
Е) 4 запятых и тире после слова беды
5. Найдите бессоюзное сложное предложение:
А) А это хозяйка кривая и строгая которая доит корову безрогую.
В) За перегородкой появится босой трёхлетний ребёнок молча пристально поглядит на всех и робко спрячется опять.
С) Ночь уже ложилась на горы и начинало темнеть.
D) Вечерело в лесу становилось всё темнее и тише.
Е) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
6. Укажите количество запятых в предложении.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим, а на другой день, рано утром, стараясь не видеть его, ушел из палатки.
А) 6
В) 4
С) 7
D) 8
Е)3
6. Вводные слова —
А) это слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные
В) это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает
С) это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения
D) это слова, обозначающие признак действия или другого признака, поясняют сказуемое или другой член предложения
Е) это слова, которые обозначают предмет и зависят от сказуемого или другого члена предложения
7. Определите, чем осложнено предложение: Не умея ненавидеть, невозможно любить.
А) однородными членами предложения
В) обособленным обстоятельством
С) обособленным определением
D) обособленным дополнением
Е) вводным предложением
8. Можно брать города и выигрывать сражения, но нельзя покорить целый народ. Значение сложносочиненного предложения
А) последовательное.
В) равнозначность суждений.
С) причинно-следственное.
D) одно суждение противопоставляется другому.
Е) условие для другого суждения.
9. Определите место придаточного предложения по отношению к главному предложению: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
А) [...],(...),(...).
В) (...),[....].
С) [...,(...),...].
D) (...),[...].(...).
Е) [...], (...).
10. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставятся тире:
А) Надо взять зонт дождь начинается.
В) Не успело солнце пригреть землю загудело все небо.
С) Печален я со мною друга нет.
D) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.
Е) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало
Тест № 5
Синтаксис и пунктуация
Вариант – 6
1. Укажите количество запятых в предложении: Тучи похожи на волны ринувшиеся на землю вниз кудрявыми седыми хребтами и на пропасти из которых вырваны эти волны ветром и на зарождавшиеся валы еще не покрытые зеленоватой пеной.
А) 4
В) 6
С) 8
D) 9
Е) 5
2. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Молчаливо наблюдая друг за другом, каждый пытался угадать о предстоящем расположении к ним начальства.
В) Оспан не был волостным, но как хозяин Большого дома Кунанбая он тоже выставил на съезд пять больших юрт.
С) Ты теперь человек должностной и принимаешь ходатаев, приезжее начальство, жалобщиков и друзей.
D) В большой юрте сидели волостной Жумакан, сын влиятельного старейшины Сыбана, керей, волостной Тойсары, тобыктинец Молдабай и Такежан.
Е) Вы знаете, сколько народу сюда понаехало, все втихую друг друга подсиживают.
3. Определите вид придаточного предложения: Зимой мы часто встречались в чайной и кидали медяки в пузо горластых органов, чтобы музыка заглушала разговоры.
А) места
В) уступительное
С) следствия
D) цели
Е) причины
4. Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом, среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной.
А) пять
В) шесть
С) семь
D) три
Е) четыре
5. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой:
А) Погода была ужасная выл ветер мокрый снег падал хлопьями.
В) Сквозь обнаженные бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо сереют набегающие облака.
С) Тёмный лес хорош в яркий солнечный день тут и прохлада и чудеса световые.
D) Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их.
Е) Лето выдалось серое и холодное деревья были мокрые.
6. Значение сложносочиненного предложения
Прозвучал звонок, и пассажиры стали занимать свои места.
A) последовательность событий
B) одновременность событий
C) причинно-следственное
D) чередование явлений
E) одно событие противопоставляется другому
7. Укажите побудительное предложение.
A) Знаете ли вы украинскую ночь
B) Отчего ты печально, вечернее небо
C) Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызовом миру поведай
D) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь
E) Бесконечная дорога убегает лентой вдаль
8. Схема, соответствующая предложению
Теперь не пропаду подумал я тропинка куда-нибудь приведет
A) «П?»-а.
B) «П!-а.-П»
C) «П,-а,-п»
D) «П.-а-П»
E) «П?-а-П»
9. Укажите грамматическую основу предложения
Древние греки сделали Азию персонажем своей мифологии.
А) сделали Азию
В) сделали персонажем
С) греки сделали
D) древние греки
E) персонажем мифологии
10. Найдите простое предложение:
А). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
В).Стаял рыхлый снег в апреле, и в лазури птицы пели. .
С). Сколько сел и деревень ни проезжали, Чапаева знали всюду.D). Пурга прекратилась, что нас всех обрадовало. .
Е). Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь