Открытое внеклассное мероприятие Создателям славянской письменности посвящается…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
а.Гатлукай г.Адыгейска









«Начало славянской письменности»












































Цели:
1. Познакомить учащихся с возникновением славянской письменности.
2. Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
3. Привить любовь к родному языку.
Задачи:
Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;
Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Оборудование: компьютер, на стендерисунки рукописных книг, высказывания о грамоте, азбуке. На доске размещена выставка буквиц.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, давайте с вами попробуем себе представить жизнь без письменности. Что было бы, если бы мы не умели писать?
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.
Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку и т.д.
Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наша сегодняшняя посвящена первой азбуке, длинной-длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности.
Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. С какого же года он стал отмечаться в нашей стране? Да, с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков. Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
Слово учащихся о Кирилле и Мефодии.
1-й ученик. Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин. Родились они в семье византийского военачальника из города Салуни (современный город Салоники второй по величине город Греции с населением, вместе с пригородными территориями, более 1 104 460 человек (2011 год). В Салониках расположен университет Аристотеля  крупнейший университет на Балканах.)
Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли склонить ко злу. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский.
Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.
2-й ученик: Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык многие богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.
Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.
1-й ученик. По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.
В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.
Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.
2-й ученик: В 1349 году в честь просветителей Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.
Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки».
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.
Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.
Теперь вам легко представить, как выглядели книги в древности.
Как вы думаете что значит выражение «Прочитал бы от доски до доски»?
( Работа по фразеологическому словарю: «От доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Их украшали позолотой, драгоценными камнями).
Если внимательно изучить азбуку, кто-то, может быть, даже смог бы написать книгуГлавное - начать с красной строки. Объясните, что это за строка.
(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).
К сожалению, до нашего времени не дошли книги, переведенные равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык. Именно от старославянского зародился церковнославянский язык, ставший самым близким к кириллице.

Учитель: Так выглядела славянская азбука. (Азбука на слайде № ________)
Ученица:
Так вот они - наши истоки,  Плывут, в полумраке светясь.  Торжественно строгие строки,  Литая славянская вязь.  Так вот где, так вот где впервые  Обрел у подножия гор.  Под огненным знаком Софии  Алмазную твердость глагол.  Великое таинство звука,  Презревшее тленье и смерть,  На синих Днепровских излуках  Качнуло недвижную твердь.  И Русь над водой многопенной,  Открытая вольным ветрам.  «Я есмь!» - заявила Вселенной,  «Я есмь!» - заявила векам. 
Сегодня мы ведем разговор о письменности, о книгах, о буквах. Сначала о некоторых буквах славянской азбуки расскажут нам учащиеся нашего класса.
1-й ученик.  Аз - первая буква алфавита, свет - основа мира. В древнерусской культуре буква Аз имела особое значение. От нее произошло само название - азбука. Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегречекого алфавита, эта буква символизировала собою начало всех начал. Аз   «Я».
2-й ученик.  Буки - вторая буква русского алфавита. Есть поговорка: "Не суйтесь, буки, поперек аза". Буки олицетворяет собой второе место в мире. Предлагаю всегда быть первыми, но не следует перебегать кому-то дорогу.
3-й ученик.  Буква Веди явно восходит в своей символике к слову "ведать". Она часто символизировала углубленность в себя, видение, глубокое знание. В глубине мира, в сплетении всего живого - лицо наподобие маски. Так часто изображалась в древнерусской миниатюре мудрость. На ней - царственный головной убор, она погружена в глубокие размышления. Маска - символ тайны, окружающей знание. 
4-й ученик.  Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Например, фраза «Да подаст нам глаголь и слово, и мысль, и деланье» обозначает, что «разумная речь дает нам и слова, и мысли, и поступки». Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3 – три. Тройка или триада, как её часто называли наши предки, считалась божественным числом. Она символизирует центральное местоположение человека в переплетении растительного и звериного орнамента, его особую, решающую роль в мире. 
5-й ученик.  Буква Добро - само название равнозначно слову "добро". Добро не терпит промедленья. Жизнь дана на добрые дела. Давайте дарить друг другу только добро.
6-й ученик.  Буква Есть очень ощутима символика поглощения, видимо, потому, что она ассоциируется с глаголом "есть". Но это не просто еда, это жажда мудрости, жадное поглощение ее. Это еда жизни, это жажда знания. 
7-й ученик.  Буква Земля самим своим названием восходит к образу земли. С этой буквой я вижу землю цветущую, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и человеческая жизнь, существует доброе человеческое сердце.
 8-й ученик.  Буква Мыслите своим названием возводит нас к слову "мысль". Мысли у нас должны быть только светлые, чистые. Давайте думать только о хорошем. И тогда случится только хорошее.
Учитель: Ребята, что вы пожелаете нашим гостям.
Учащиеся:
-Долго и счастливо жить на Земле!
- Быть всегда первым. Первым, а значит лучшим!
-Ведать всё прекрасное на Земле и передавать его другим!
-Быть источником добра!
- Прививать детям жажду знаний!
- Мыслить только о добром, хорошем, прекрасном!
-И конечно успехов, удачи!
Учитель: Я бы еще раз вернулась к букве Добро. Ребята, а трудно быть добрым?Как им стать, как им быть? Что нужно делать для этого?
Ответы учащихся Послушаем песню «Твори добро».
Учитель: И я предлагаю вам вспомнить народную мудрость о книгах, грамоте, учении, которая выражается, прежде всего, в пословицах, поговорках, крылатых фразах. Если вы затрудняетесь, то можете найти подсказки у себя на партах.
Пословицы
Век живи, век учись.
Учиться никогда не поздно.
Ученье-свет, а неученье - тьма.
Сперва аз, буки, потом и все науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто силен в науке, не знает скуки.
Смудрым знаться – ума набраться.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Азбука – к мудрости ступенька.
Учитель: А сейчас мы послушаем небольшое сочинение про книгу.
Ученик читает сочинение.
Учитель: Ребята, как вы думаете, была бы у нас на руках книга, если б не появилась славянская азбука. Кому мы должны быть благодарны за это?
Правильно, двум славянским братьям Кириллу и Мефодию.
А теперь несколько загадок:
1. Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавиц,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
(Буквы алфавита)
2. Белое поле,
Черное семя,
Кто поле сеет,
Тот и разумеет.
(Бумага, буквы, пишущий)
3.Что находится между горой и долиной?
(Буква И)
4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА).
(На партах у учеников представлена славянская азбука.)
– Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке, какие вообще исчезли?
(Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси).
Ученик: Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию. (Учитель может проиграть эту ситуацию с группой ребят.)


А – аз Б – буки (буквы) В – веди (знаю) Г – глаголь (говори) Д – добро Е – есть Ж – живот (жизнь)
З – земля Л – люди М – мысль Н – наш О – он П – покой













За каждую ошибку наказывали розгами.
Ученик читает стихотворение.
Как церковный грамотей в старину учил детей
В старину учились дети –  Их учил церковный дьяк, – Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз да Буки, В – как Веди, Г – Глаголь. И учитель для науки По субботам их порол. Вот какой чудной вначале Наша грамота была! Вот каким пером писали – Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины Называют «перочинным»: Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке Нараспев читал им книжку На славянском языке.
Вопросы к классу:
– Понравилось ли вам в школе Руси? Почему? – Кто, чему и как обучал детей? – Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»? – Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?
Учитель: А вот как вспоминает о постижении грамоты А.М. Горький. (Просмотр кадра из фильма по повести М.Горького «Детство».)
Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша. – Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что? – Буки. – Попал! Это? – Веди. – Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что? – Добро. – Попал. Это? – Глаголь. – Верно. А это? – Аз. Учитель: Интересно, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?
Ученик: В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас. В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?
Ученица:
В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:  Жила на свете Ижица,  А с нею буква Ять.  Но время быстро движется,  И жизнь уже не так.  Где нынче буква Ижица?  Где Ять? И где Фита?  Без них правописание  Сумело обойтись.  Новейшие издания  Без них вступают в жизнь.  Уж так на свете водится,  Как говорил мудрец:  Когда без нас обходятся,  То значит, нам конец. 
1-й ученик (демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково. До изгнания из азбуки букву «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
2-й ученик (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».
Работа по фразеологическому словарю: прописать ижицу.
3-й ученик (демонстрирует букву). Давно забытая буква «фита» () и хорошо знакомая нам буква ф – «ферт» – передавли один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместо со словами, в которых они встречались. Например, слово финик восходит к греч. , а имя Федор(еодоръ) содержит элемент  («бог»). Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом. Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие – все они могли писаться только через ферт. Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».
Работа с фразеологическим словарём: ходить фертом.
4-й ученик. Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце слов после твердых согласных. Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.
Инсценировка:
-Ер Твёрдович Приставкин. Вы, люди, называете меня  твёрдый знак, совсем забыв, что я  старейшая буква русского алфавита, и у меня тоже есть свой голос. Просто из-за своих твёрдых убеждений я со всеми спорил и окончательно потерял его, и теперь меня совсем не слышно. Но именно твёрдость характера  послужила причиной того, что меня избрали главным пограничником страны Словографии.
Ведущий:
- Очень рада с Вами познакомиться. Ваши сограждане сделали совершенно правильно, доверив вам службу на границе. Только вам , наверно, трудно передвигаться, Ваш почтительный возраст...
- Нет-нет, ничего. Что за жизнь без настоящего дела!? Я приспособился. Смотрите: вон стоят мои приставки, и меня всегда ставят после них.
            Всегда после приставки
            Меня вы твёрдо ставьте,
            А после меня Е,Я,Ю,Ё –
            Такое правило моё.
VI. Викторина «Кто внимательнее»
– Когда празднуется день Кирилла и Мефодия? – Почему кириллица не дошла до нас? – Кто внес изменения в русскую азбуку? – Какую букву называли «буквой-страшилкой»? За что? – Что значит ходить фертом? С какой буквой это связано? – Какая буква была настоящим бездельником и самой дорогой буквой в мире? Почему? – С какой буквой связано выражение прописать ижицу?
VII. Заключительное слово учителя  - Мы с вами узнали, какие изменения произошли в русской азбуке, в ее численном и буквенном составе, познакомились со святыми, в честь которых названа была первая азбука.
Ребята! Вот и закончился наш праздник во славу славянской письменности. Пусть он станет традицией для нашей школы, для всех нас. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у нас в душе. И пусть каждый год 24 мая вы будете ощущать себя частичкой всего славянского мира.




















На парты раздается кроссворд с вопросами по всему классному часу.
Кроссворд























 7п








 с8








о 
р 
а
в 
 и
 я

2 ф
и 
л 
о 
с 
о 
ф 






 о








 л









 с



 9м


 г10

 у









 3в
о 
е 
н 
а
ч 
А
л
ь 
 н
и 
к 







 е



 й


 а

 и









 т






 г











 и






 о











 т





 4а
 л
 ф
а 11
 в
 и
 т






 е






 и

з









 л


 с12



 ц










 5к
 и
 р
 и
 л
 л
 и
 Ц
 а














 а


















 в


















 я


















 н

















 6п
 с
 а
 л
 Т
 ы
 р
 ь









 к


















 и


















 й









































По горизонтали:
1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий.
2.Как современники называли Кирилла за его ученость?
3. Кем был отец славянских просветителей?
4. Совокупность букв или других знаков данной системы письма
5. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита.
6. Книга, которая была переведена с греческого языка святыми братьями Кириллом и Мефодием.
По вертикали:
7. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний?
8. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия?
9. Месяц года, в котором празднуется память святых братьев Кирилла и Мефодия.
10. Одна из двух древних славянских азбук.
11. Буква кириллического алфавита.
12. Как назывался язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги?




















Кроссворд























 7








 8







1
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 






 








 









 



 9


 10

 









 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 







 



 


 

 









 






 











 



·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·По горизонтали:
1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий.
2.Как современники называли Кирилла за его ученость?
3. Кем был отец славянских просветителей?
4. Совокупность букв или других знаков данной системы письма
5. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита.
6. Книга, которая была переведена с греческого языка святыми братьями Кириллом и Мефодием.
По вертикали:
7. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний?
8. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия?
9. Месяц года в котором празднуется память святых братьев Кирилла и Мефодия.
10. Одна из двух древних славянских азбук.
11. Буква кириллического алфавита.
12. Как назывался язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги?










1-й Ведущий
А что такое «письменность»?
Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?
«Трудно, но можно», - наверное, скажите вы. у ваших прабабушек и прадедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.
А можно ли представить себе жизнь без электричества?
«Очень трудно», - наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в начале ХХ века появились электрические лампочки.
А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности!
Не исключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же. Вот было бы здорово, если бы исчезла письменность; не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно!» Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.д.
Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без.
Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: «история ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума».  2-й Ведущий
А как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?
Дорога к письменности была длинной и трудной.
Сначала появилось рисуночное письмо, затем «священные знаки» - иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит , который дал начало и латинскому, и славянскому письму.
Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.
События первоначальной истории нашей Родины хранятся в сокровищнице народной памяти – «повесть временных лет». На пергаментные листы этого рукописного храма отечественной жизни вписывались лишь важнейшие дела, свершения общерусского значения. Раскроем эту книгу на событиях, отнесенных летописцем к 988 году.
Войдем в слой родной истории более чем тысячелетней глубины. Среди многообразных дел этого года: штурм и взятие князем Владимиром византийского города Корсуня, его женитьба на сестре константинопольского императора Анне, переход в православную веру самого князя, его дружины и части киевлян, свержение языческих кумиров.
И как самое ударное, завершающее год 9888-й, - открытие в стольном Киеве дворцовой школы «Ученья книжного».
Возник центр книжной культуры, той, которой соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией.
Так наряду с латинской, греческой и арабской школами на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Константином (Кириллом) Философом и его братом Мефодием. Более 1110 лет назад братья принесли на землю славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский: т.к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не предавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
1-й Ведущий
- Ну, а как же была придумана азбука для славян?
Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял.
Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их , сразу захотел овладеть письмом.
2-й Ведущий
В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.
Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство своё»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.
1-й Ведущий
Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуясь с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.
- Посмотрите инсценированный эпизод из повести М. Горького «Детство».
«Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда»
Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по ладони и бодро позвал меня:
- Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда!
Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру ? Это –аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
- Буки.  - Попал! Это?
Веди».  (До слов: «грамота давалась мне легко» )
Алфавит всегда сравнивают с таблицей умножения: и то, и то нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении истории нашего государства меняли свое начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений.
О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Феликс Кривин.
Песенка о буквах, вышедших из употребления
В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:  Жила на свете Ижица,  А с нею буква Ять.  Но время быстро движется,  И жизнь уже не так.  Где нынче буква Ижица?  Где Ять? И где Фита?  Без них правописание  Сумело обойтись.  Новейшие издания  Без них вступают в жизнь.  Уж так на свете водится,  Как говорил мудрец:  Когда без нас обходятся,  То значит, нам конец.  2-й Ведущий
Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром Первым в 1708 году. Его называют гражданской азбукой.
А сейчас посмотрим, как вы знаете родной язык. 
Вспомните пословицы со словами азбука и грамотность. 
Вспомните однокоренные слова со словом буква, объясните их значение. 
Назовите фразеологизмы со словом буква. Назовите фразеологизмы, в которые входят незнания букв. 
Кто знает наш алфавит? Все? Какие старые названия букв вы знаете? А может кто-нибудь назвать особые буквы алфавита церковнославянского языка? 
Название какой буквы было однокоренным со словом учение? 
Как перевести слово азбука на современный русский язык? 
Как называлась славянская азбука до 1708 года? Как стала называться после этого? Почему возникли оба названия? 
Чтец:
Отдавая дань памяти Кирилла и Мефодия, посвящаем им стихотворение В. Сидорова «Кириллица»
Так вот они - наши истоки,  Плывут, в полумраке светясь.  Торжественно строгие строки,  Литая славянская вязь.  Так вот где, так вот где впервые  Обрел у подножия гор.  Под огненным знаком Софии  Алмазную твердость глагол.  Великое таинство звука,  Презревшее тленье и смерть,  На синих Днепровских излуках  Качнуло недвижную твердь.  И Русь над водой многопенной,  Открытая вольным ветрам.  «Я есмь!» - заявила Вселенной,  «Я есмь!» - заявила векам.  Учитель  Ребята! Вот и закончился наш праздник во славу славянской письменности. Пусть он станет традицией для нашей школы, для всех нас. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у нас в душе. И пусть каждый год 24 мая вы будете ощущать себя частичкой всего славянского мира.






      Урок, посвящённый Дню славянской письменности и культуры.
 Цель:
Знакомство с  историей возникновения славянской письменности, с особенностями славянской азбуки.
Воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, плакаты, рисунки.
                                                    Ход урока.
1.Всупительное слово учителя.
            Сегодняшний урок посвящен великой дате в истории славянских народов - Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая. (Слайд №1) 
Великий русский писатель и историограф Н.М. Карамзин писал: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все другие были их следствием».
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, в течение  многих тысячелетий. Сегодня мы с вами совершим экскурс в историю нашего языка. (Обращение к эпиграфу; слайд № 2-  «Письменная история – это память человечества, его законное зерцало».)
2. «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры”.
(О Кирилле и Мефодии рассказывают ученики)
1)От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси “Повести временных лет” мы узнаем, что в славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». (Слайд 3).
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу.  (Слайд 4). 
  2)Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.  
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин и Мефодий. Братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Константин получил блестящее образование при  императорском  дворце  в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил  грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбии – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии.
Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.
(Слайд №5-  «Если спросят славянских книжников, кто вам принёс письменность и создал книги, то все знают и говорят: святой Константин-философ, прозванный Кириллом, и Мефодий , брат его».)
3.«Кириллическая азбука и русский алфавит».
 Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие - глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? То есть, каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времен?  (Слайд №6, 7)         Целый ряд фактов указывает на то, что более древней азбукой следует считать глаголицу. Древнейшие памятники  написаны именно на глаголице.  Начертания букв глаголицы так своеобразны, что наглядного сходства между ней и другими алфавитами нет. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.  ( Слайд №8).
 Позднее  появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. И именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово “азбука” произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки. (Слайд №9)      
   Изобретённая Кириллом и Мефодием азбука хорошо согласовывалась с фонетическими особенностями славянского языка. Мы пользуемся кириллицей и до наших дней, частично преобразовав её.   
4.Знакомство с первой азбукой.  
            (Слайд № 9)    Древнерусская азбука
Буква
                       Начертание-
      Числовое значение
Чтение
Название

А
 
1
[а]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Б
 
 
[б]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

В
 
2
[в]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Г
 
3
[г]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Д
 
4
[д]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Е, Є
 
5
[е]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ж
 
 
[ж']
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

µ
 
6
[дз']
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


·, З
 
7
[з]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

И
 
8
[и]
                          и
·же

І, Ї
 
10
[и]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

К
 
20
[к]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Л
 
30
[л]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

М
 
40
[м]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Н
 
50
[н]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

О
 
70
[о]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

П
 
80
[п]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Р
 
100
[р]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

С
 
200
[с]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Т
 
300
[т]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ОУ, ^
 
(400)
[у]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ф
 
500
[ф]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Х
 
600
[х]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
800
[о]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ц
 
900
[ц’]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ч
 
90
[ч’]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ш
 
 
[ш’]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Щ
 
 
[ш’т’] ([ш’ч’])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ъ
 
 
[ъ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ы
 
 
[ы]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ь
 
 
[ь]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
 
[ж], [ие]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ю
 
 
[йу]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


·
·
 
 
[йа]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
 
[йэ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
(900)
[эн]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
 
[он]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
 
[йэн]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
 
[йон]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
60
[кс]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


 
700
[пс]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

"
 
9
[
·], [ф]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

$
 
400
[и], [в]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

(Слайды №10-16). В кириллице насчитывалось 43 буквы (перечислить названия), в нашей современной азбуке – 33 буквы.  Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название “ гражданский ”.
  В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту. А мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам солунскими братьями святыми Кириллом и Мефодием просветителями славян.  
В древней азбуке буквы назывались по-другому, если сейчас А, Бэ, то тогда Аз и Буки. Многие слова из эти названий сейчас устарели, если и сейчас можете сказать что такое земля, добро, то что такое аз, буки, веди нужно объяснить.
 5. Рассказы учащихся о буквах древней азбуки.
1) (Слайд№17). Аз - первая буква алфавита, свет - основа мира. В древнерусской культуре буква Аз имела особое значение. От нее произошло само название - азбука. Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегречекого алфавита, эта буква символизировала собою начало всех начал. Аз   «Я».( Слайд №17)
2) (Слайд№18). Буки - вторая буква русского алфавита. Есть поговорка:"Не суйтесь, буки, поперек аза". Буки олицетворяет собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы сдерживает его движение. Если образ Аз символизирует начало начал, солнечный и извечный свет, то Буки сложным переплетение орнамента, напоминающего травы, деревья, животный орнамент с вплетенной внутрь него человеческой фигурой, символизмрует собой природу. Человек как бы вплетается в эту природную вязь трав, деревьев, птиц.  
3) (Слайд№19). Буква Веди в этом изображении явно восходит в своей символике к слову "ведать". Она часто символизировала углубленность в себя, видение, глубокое знание. В глубине мира, в сплетении всего живого - лицо наподобие маски. Так часто изображалась в древнерусской миниатюре мудрость. На ней - царственный головной убор, она погружена в глубокие размышления. Маска - символ тайны, окружающей знание. 
4) (Слайд №20). Буква Глаголь. На данном изображении она символизирует центральное местоположение человека в переплетении растительного и звериного орнамента, его особую, решающую роль в мире. 
5) (Слайд №21).Буква Добро - само название равнозначно слову "добро". На данном изображении буква ассоциируется у художника с образом царя Давида - псалмопевца, поэта. Этот образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях, пользовался большой популярностью в Древней Руси. в нем русский человек видел торжество духа над повседневностью, высокое призвание поэта-пророка. 
6) (Слайд № 22).В стилизации буквы Есть очень ощутима символика поглощения, видимо, потому, что она ассоциируется у художника с глаголом "есть". Но это не просто еда, это жажда мудрости, жадное поглощение ее. Это еда жизни, это жажда знания. 
8) (Слайд №23). Буква Земля самим своим названием восходит к образу земли. Здесь земля цветущая, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и человеческая жизнь. В центре переплетения цветного орнамента - человеческое сердце. В глубине сердца - древний символ мудрости и просвещения - цветок трилистника. Буква как бы вбирает в себя цветение мира, в то же[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] источает цветение творческой мысли. Трилистник премудрости в глубине сердца, в то же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]он произрастает из него. Слева от сердца произрастает другой цветок, обычно символизирующий чистоту помыслов. 
9) (Слайд №24). Буква Мыслите своим названием возводит нас к слову "мысль". Мы видим двух рыбаков, несущих богатый улов. Но это не простые рыбаки, это рыбаки, улавливающие мысль, - очень распространенный образ средневековой культуры. Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сети. Между рыбаками-мыслителями ощутим элемент спора: один тянет сеть к себе, другой придерживает ее. Вероятнее всего это символ философского диспута, но сеть посередине уравновешена - символ истины, которая уравновешена спором двух мудрецов, охотников за мыслью. 
6. «История алфавита в русских пословицах и поговорках». 
( Слайд №25)
Учитель:
Современные названия русских букв – “а”, “бэ”, “вэ” – стали употребляться сравнительно недавно, чуть более века назад. И хотя старые названия букв теперь не употребляются, но они не исчезли бесследно. Некоторые из них продолжают жить в русском языке, используются в поговорках, пословицах и просто устойчивых выражениях.
Ученики:
От аза  до ижицы – значит “с начала до конца”.
“Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет”- (человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного (конечного).
Изучать азы, сидеть на азах, твердить азы.
Сначала аз да буки, а потом и науки.
 Азбуку учат - на всю избу кричат.
Азы да буки избавляют от муки.
Аз, буки, веди страшат, что медведи
Прописать ижицу – « сделать строгое внушение, высечь». ( Выражение появилось в школьной среде в XVIII веке. Эту букву писать было трудно, писалась она редко, и слова, в которых она употреблялась, нужно было заучивать наизусть. За невыполнение “прописывалась ижица”, т.е. порка.) 
Ни аза в глаза не знать –  «ничего не знать и не понимать».
От аза до ижицы – «с начала до конца».
И другие буквы азбуки нашли отражение в разных выражениях:
Стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока.( Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание «стоять фертом”). 
“Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней  в выражении “покоем ставить что-либо, располагать” то есть так, чтобы они образовали букву П.
“Знать на ять”-  знать очень крепко, назубок. (До изгнания из азбуки  буквы “ять”  ошибки “на ять”считались самыми страшными.)   
7.Учитель:
Итак, мы познакомились с создателями первой славянской азбуки Кириллом и Мефодием, с самой кириллицей. А сейчас подробнее познакомимся с буквами Ъ(ер) и Ь (ерь).
Рассказы учащихся: (Слайд №26)
1)Жизнь «Ъ»-/ера/ началась с возникновения славянского кириллического алфавита в Х1 веке. Первоначально она обозначала особый гласный звук, произносившийся, к примеру, в таких словах как (слова  появляются на экране) мъного- много, сънъ – сон.  Наряду со звуком / ер/ в славянском языке имелся /ерь/-  «Ь», составляющий с ним пару. Он произносился , например, в таких словах , как (слова появляются на экране) дьнь – день,
льнь – лень. Эти буквы указывали на качество предшествующего согласного: в слове (слова появляются на экране) дъно Ъ (ер) показывала твердость предшествующего согласного и этим отличалось от буквы Ь (ерь), которая указывала на мягкость предшествующего согласного: например,  дьнь.
2)В древнерусском языке второй половины 12 века звуки, выраженные буквами Ъ и Ь начали исчезать, в некоторых [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] они пропали совсем, а в других совпали со звуками /о/ и /э/. Как результат исчезновения этих букв мы имеем в русском языке беглые гласные, например (слова появляются на экране): сънъ – съна  - сон-сна; пьнь-пьня – пень-пня и изменение правописания многих слов.
3)Утратив свою главную функцию – обозначать особый гласный звук, буква Ъ сохранила за собой две обязанности:
1)указывать на твердость  предшествующих согласных, например, сонъ;
2)показывать, как следует читать буквы е,ё,ю,я после приставок на согласную - объявлять.
Во втором значении она употребляется и в настоящее время. Твердость предшествующего согласного  Ъ перестал обозначать  с 1918 года, когда произошла реформа орфографии русского языка.
8.Сценка  «Ер Твёрдович Приставкин, собачка Ерька и внучки-буквята».
Ведущий: Не далеко, не близко,
                  Не высоко, не низко,
                  За бумажными горами
                  И дремучими лесами
                  Жили – были приставки (выходят приставки)
                  Без, Раз. Из, Под, С, Об
                   И буквы Е,  Ю,  Я,  Ё,  Й  (выходят буквы)
 Затем выходит Ъ и представляется:
-Ер Твёрдович Приставкин. Вы, люди, называете меня  твёрдый знак, совсем забыв, что я  старейшая буква русского алфавита, и у меня тоже есть свой голос. Просто из-за своих твёрдых убеждений я со всеми спорил и окончательно потерял его, и теперь меня совсем не слышно. Но именно твёрдость характера  послужила причиной того, что меня избрали главным пограничником страны Словографии.
Ведущий:
- Очень рад с Вами познакомиться. Ваши сограждане сделали совершенно правильно, доверив вам службу на границе. Только вам , наверно, трудно передвигаться, Ваш почтительный возраст...
- Нет-нет, ничего. Что за жизнь без настоящего дела!? Я приспособился. Смотрите: вон стоят мои приставки, и меня всегда ставят после них.
            Всегда после приставки
            Меня вы твёрдо ставьте,
            А после меня Е,Я,Ю,Ё –
            Такое правило моё. ( В это время падает буква Й)
Осторожно! Не наступите на Йотика.Уф! Меня пишут после приставок. Из-за этого меня и прозвали -  Приставкин. А знаете, сколько мне лет? Более тысячи. А мои внучки всё время бегают, могут споткнуться и упасть. Вот как сейчас Йотик. А если Йотика потерять, то ребята не напишут правильно слова, и вместо  съел напишут сел. (Вбегает собачка Ерька)
-Гав! И я тоже защищаю Йотика. И меня тоже не все слышат. Гав! Гав!
-Это Ерька! Мой верный друг и помощник. Его тоже называют знаком, только мягким. Он тоже защищает Йотика, только к своим приставкам я его не подпускаю.
-Но в отличие от тебя, старый упрямец, я ни с кем не спорю и не ссорюсь. Наоборот, если я рядом, значит, кому-то становится мягко. Если бы не я, сколько бы лишних букв пришлось придумывать, а  поставьте меня после согласной буквы – и сразу звук становится мягким. Например, в слове «цел»  - «л» твердый, как камень, а в слове «цель» - мягкий, как наш  Йотик. И всё благодаря мне.
-А ещё, кроме тебя, мягкость согласного звука обозначают мои внучки, йотированные  буквята Е, Ё, Ю, Я. (Буквы произносят: мел, нёс, любовь. няня).
-Но я не только обозначаю мягкость, ещё показывыаю морфологические признаки частей речи. Например:  3 склонение у существительного ночь. А если меня нет, то это существительное не может относится к 3 склонению.
-Конечно, ты тоже хороший помощник Ерька, но  только поменьше хвастай. Ведь самое главное не в том,  кто и какую роль играет в нашей жизни, а в том, что мы дружно живём и трудимся и бесконечно любим нашу страну Словографию. Её чернильные реки, бумажные горы, наши великие справедливые правила написания.
Й:    Девчонки и мальчишки,
        Вы правила учите,
Е:     Если на «отлично»
        Учиться вы хотите.
Ю:   Запомните, ребята,
        Что только перед нами
Ё:     После приставки твёрдый знак
        Вы пишите в словах.
Я:    Дружить мы будем с теми,
        Кто будет делать так!
И:    Нельзя уродовать слова!
        Пишите правильно всегда!
9.Кроссворд, посвященный славянской письменности и культуре.
Вопросы по горизонтали.
1. Славянское государство, в которое прибыли с просветительной миссией Кирилл и Мефодий (Моравия)
2. Как современники называли Кирилла за его ученость? (Философ)
3. Кем был отец славянских просветителей? (Военачальник)
4. Как называют умение читать и писать? (Грамота)
5. Совокупность букв и других знаков данной системы письма. (Алфавит)
6. Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита. (Кириллица)
7. Титул, присвоенный Мефодию римским папой. (Архиепископ)
8. Один из иностранных языков, который Кирилл изучил самостоятельно. (Латинский)
Вопросы по вертикали.
9. Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки? (Просветители)
10. Город в Византийской империи, Родина Кирилла и Мефодия (Солунь)
11. Одна из двух древних славянских азбук. (Глаголица)
12. Как назывался язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги? (Славянский)
13. Буква кириллического алфавита. (Глаголь)
14. Один из развитых языков мира, использующий кириллицу. (Русский)
 
 
 
 
9
 
 
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 

 
1
 
 
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
11
 
 
 
 

 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

4
 
 
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
12
 
 
 

 
6
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
13
 
 
 
14
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
8
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 10. Рефлексия. 




Магамет: Ер Твёрдович Приставкин. Вы, люди, называете меня  твёрдый знак, совсем забыв, что я  старейшая буква русского алфавита, и у меня тоже есть свой голос. Просто из-за своих твёрдых убеждений я со всеми спорил и окончательно потерял его, и теперь меня совсем не слышно. Но именно твёрдость характера  послужила причиной того, что меня избрали главным пограничником страны Словографии.


Данэф: Очень рады с Вами познакомиться. Ваши сограждане сделали совершенно правильно, доверив вам службу на границе. Только вам , наверно, трудно передвигаться, Ваш почтительный возраст.


Магамет: Нет-нет, ничего. Что за жизнь без настоящего дела!? Я приспособился. Смотрите: вон стоят мои приставки, и меня всегда ставят после них.
            Всегда после приставки
            Меня вы твёрдо ставьте,
            А после меня Е,Я,Ю,Ё –
Такое моё правило.



































1)  Аз - первая буква алфавита, свет - основа мира. В древнерусской культуре буква Аз имела особое значение. От нее произошло само название - азбука. Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегречекого алфавита, эта буква символизировала собою начало всех начал. Аз   «Я».


2)  Буки - вторая буква русского алфавита. Есть поговорка: "Не суйтесь, буки, поперек аза". Буки олицетворяет собой второе место в мире. Предлагаю всегда быть первыми, но не следует перебегать кому-то дорогу.


3) Буква Веди явно восходит в своей символике к слову "ведать". Она часто символизировала углубленность в себя, видение, глубокое знание. В глубине мира, в сплетении всего живого - лицо наподобие маски. Так часто изображалась в древнерусской миниатюре мудрость. На ней - царственный головной убор, она погружена в глубокие размышления. Маска - символ тайны, окружающей знание. 


4)  Буква Глаголь. Она символизирует центральное местоположение человека в переплетении растительного и звериного орнамента, его особую, решающую роль в мире. 


5) Буква Добро - само название равнозначно слову "добро". Добро не терпит промедленья. Жизнь дана на добрые дела. Давайте дарить друг другу только добро.



6) Буква Есть очень ощутима символика поглощения, видимо, потому, что она ассоциируется у художника с глаголом "есть". Но это не просто еда, это жажда мудрости, жадное поглощение ее. Это еда жизни, это жажда знания. 


8)  Буква Земля самим своим названием восходит к образу земли. С этой буквой я вижу землю цветущую, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и человеческая жизнь, существует доброе человеческое сердце.


9)  Буква Мыслите своим названием возводит нас к слову "мысль". Мысли у нас должны быть только светлые, чистые. Давайте думать только о хорошем. И тогда случится только хорошее.














Век живи, век учись.


Учиться никогда не поздно.


Ученье-свет, а неученье - тьма.


Сперва аз, буки, потом и все науки.


Азбука – к мудрости ступенька.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто силен в науке, не знает скуки.

Смудрым знаться – ума набраться.

Красна пава перьем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.










В любой старинной книжице Ты сможешь прочитать:  Жила на свете Ижица,  А с нею буква Ять.  Но время быстро движется,  И жизнь уже не так.  Где нынче буква Ижица?  Где Ять? И где Фита?  Без них правописание  Сумело обойтись.  Новейшие издания  Без них вступают в жизнь.  Уж так на свете водится,  Как говорил мудрец:  Когда без нас обходятся,  То значит, нам конец. 






































































4-й ученик.  Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Например, фраза «Да подаст нам глаголь и слово, и мысль, и деланье» обозначает, что «разумная речь дает нам и слова, и мысли, и поступки». Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3 – три. Тройка или триада, как её часто называли наши предки, считалась божественным числом. Она символизирует центральное местоположение человека в переплетении растительного и звериного орнамента, его особую, решающую роль в мире. 


В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас. В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?
Рисунок 6Рисунок 7