Конспект урока Соседи восточных славян (6 класс)

Конспект урока по истории России в 6 классе

Тема урока: Соседи восточных славян
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:
познакомить учащихся с историей и особенностями жизни народов , которые были соседями восточных славян в древности
отработка понятий, предыдущего урока
развитие умений подготовить индивидуальные сообщения по определенной тематике, умение работать с материалами учебника самостоятельно , выполняя определенное задание
Задачи
образовательные:
сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен;
воспитательные:
воспитывать нравственные качества уважения к другим народам;
развивающие:
развивать у учащихся познавательный интерес к истории;

Оборудование: учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.Москва, Просвещение, 2007,меловая наглядность, карта Восточные славяне и их соседи;

План. 1.Жители лесной полосы Восточной Европы: а) финно-угорские племена б) прибалтийские племена в) ираноязычные скифо-сарматские племена 2. Тюркский и Аварский каганат. Хазарское царство. 3. Волжская Булгария. Византийская империя
Ход урока

Структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. (2 минута)
Приветствуют учителя.

2. Проверка ранее изученного материала
беседа по вопросам:
А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена , говорившие на одном языке. ( индоевропейцы) Б) Через четыре тысячи лет тому произошло выделение племен (балтославянские) В) К   V веку племена разделились ( балтов и славян) Г)  В V веке славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. ( три ветви – западную, восточную, южную)

(4 минуты)


отвечают 4 ученика.













6 человек работают по карточкам Приложение 1

2. Изучение нового материала







































Определение темы, целей и плана урока.

Для изучения вопроса о соседях славянских племен нам необходимо начертить схематическое месторасположение географических объектов.
Идет рассказ учителя, какие народы где располагались.
Учитель:
1.Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация. 2. На северо-западе возле Балтийского моря - балты. 3. На северо-востоке лесные жители- финноугорские племена.
Все эти племена находились со славянами приблизительно на равном уровне развития хозяйства и общества.
Кроме этих народов, славяне, продвигаясь на восток, столкнулись с представителями иных племен, которые находились на более высокой стадии развития – они уже имели государство и религию единобожия.
4. На юге – в бассейне реки Южный Буг и Днепр жили потомки скифо-сорматских племен (ираноязычных). 5. В VI  на Балканах появляются авары 6. В  VII  от Кубани до Днепра часть булгар на Волгу и Каму, часть  в Европу. 7. В  VII  в Нижнем Поволжье – хазары.

Учитель:
Практическая работа
Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске.
На схематическую карту нанести:
– название государства, города-столицы соседних племен – подписать религию, которую исповедовали соседние племена – написать занятия соседей

Записывают тему урока в тетрадь.













ученики на листе А-4 чертят карту схему месторасположения народов соседей-славян

Приложение 2

















Самостоятельно используюя информацию учебника заполняют карту-схему. Приложение 2

3. Закрепление
Подводит итог изучения темы урока.
Итог:  восточнославянские племена жили в окружении многих народов. народы  оказывали разное влияние на славян.
Какое значение имел тот факт, что соседями славян были как народы, жившие на стадии родоплеменных отношений, так и народы, имевшие государства?
Подводит итог работы учащихся на уроке. Выставляет оценки. (2 минуты)







ответы учеников:




4. Домашнее задание
Прочитать §2, Задание: Какое влияние оказывали на славян племена? (4 минуты)

Записывают задание в дневник.

Записывают задание в тетрадь.


Приложение 2

Восточные славяне. Проверочная работа

Вариант1.
Подобрать к определениям слова
Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали
Орудие труда, с помощью которого славяне убирали хлеб
Восточные славяне поклонялись многим богам.
Название общины в Древней Руси
Народное собрание.
Вариант2.
Подобрать к определениям слова
1. Все мужское население общины, которое во время нападения
2. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия.
3.деревянные сооружения, в центре которых располагались изображения божества, перед которым жгли жертвенные костры.
4. Собирание дикого меда
5. Орудие труда для выравнивания почвы.


Вервь, подсечно-огневая система, вече, язычество, серп
Переложная система, борона, бортничество, капище, народное ополчение

Вариант3.
Подобрать к определениям слова
Хлеб был главной пищей славян, поэтому зерно так называли
Так называли людей, которые могли общаться с богами.
Название общины в Древней Руси
Каменные статуи языческих богов
Славяне верили в загробную жизнь и почитали предка, тень которого оставалась в доме, а называли его

Вариант4.
Подобрать к определениям слова
При помощи этого орудия труда обрабатывали землю, орудие было в виде крепкой доски с раздвоенными снизу концами.
В конце лета наступала пора сбора урожая, это время называлось страда или
Народное собрание.
Все мужское население общины, которое во время нападения врагов сражалось с ними.
Славяне верили во множество богов.

Волхвы, вервь, домовой, идолы, жито
Жатва, язычество, вече, народное ополчение, соха

Вариант5.
Подобрать к определениям слова
Так называли людей, которые могли общаться с богами.
Собирание меда диких пчел.
Деревянные или каменные статуи языческих богов.
Все мужское население общины, которое во время нападения врагов сражалось с ними.
Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени много собственных богов.

Вариант6.
Подобрать к определениям слова
1.Пахотная система, при которой земля используется до полного истощения
2. Хлеб был основной пищей славян, поэтому назывался
3. Низший дух, который находился в доме и охранял его от беды.
4. Народное собрание на Руси
5. Повседневная жизнь людей.



Бортничество, язычество, идолы, народное ополчение, волхвы
Переложная, быт, щур-домовой, вече, жито





Ответы к проверочной работе.


Вариант1.
подсечно-огневая система
серп
язычество
вервь
вече
Вариант2.
народное ополчение
переложная система
капище
бортничество
борона

Вариант3.
жито
волхвы
вервь
идолы
домовой
Вариант4.
соха
жатва
вече
народное ополчение
язычество

Вариант5.
волхвы
бортничество
идолы
народное ополчение
язычество
Вариант6.
переложная система
жито
щур-домовой
вече
быт



Приложение 2.

Рабочая схема на доске, заполненная учителем во время объяснения нового материала.

С.

Финноугорские племена

Балтийское
(Варяжское )
море











ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА
Восточные славяне
12-15 племен
З. Колонизация- Булгары В
мирное освоение территории.







Хазары.

Авары








Византия





Ю


Карта схема, заполненная учениками, после работы с учебником.

С.
Финноугорские племена
Язычники,
растворились среди славян.

Балтийское
(Варяжское )
Море
Балты, Бог Перкуль
Язычники
Земледелие,скотоводство,
охота,рыболовство,
собирательство,
домашнее ремесло.







З


ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА
Восточные славяне
12-15 племен
Колонизация-
мирное освоение территории.
Хазары брали дань.






Булгары
Волжская Булгария
Крепость Казань,В
ислам,
земледелие и
скотоводство


Авары
Аварский каганат
Кочевое скотоводство, набеги























Византия
Византийская империя, Константинополь –Царьград
Христианство, торговля, ремесло,
Культурное и экономически развитое государство
Хазары.
Хазарский каганат
Итиль
Ислам
Скотоводство,
торговля и набеги

Ю
Заголовок 115