Конспект урока по истории Соседи восточных славян (6 класс) 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коркинская средняя общеобразовательная школа
План - конспект  урока  
Тема: «Соседи восточных славян»
Составитель:
Булатова Марина Викторовна
   учитель истории и обществознания
с. Коркинское , 2016
Тема: «Соседи восточных славян» 
Цель: сформировать  представления о соседях  восточных славянах.
Задачи: 
Развивающие: 
Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника) и картой. 
Развивать умение анализировать источники, работать по алгоритму, а так же делать выводы;
Образовательные: дать учащимся представление о прародине древних славян, о нравах, обычаях и традициях.
Воспитательные: 
Способствовать формированию взаимоуважения, стремление к сотрудничеству для достижения общего 
положительного результата.
Развивать толерантности, культуры общения в совместной работе.
Тип урока: изучение  нового материал
Оборудование: 
Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.; 
Атлас «История России для шестого класса»; 
Карта «Славяне и их соседи V-X в.; 
Исторические источники. 
Иллюстрации  
Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.                                                                                                                 Оформление доски. Приложение №1.
План урока:
Жители  лесной  полосы  Восточной  Европы .
Тюркский и Аварский каганаты. 
Хазарский каганат
Волжская Болгария и Византия
Этапы  урока.
Этапы урока Деятельность  учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный  момент 
(1-2 мин)
-Приветствие. Здравствуйте, присаживайтесь,  проверьте, пожалуйста,    все  ли нужные  принадлежности у вас  на  партах. Так  же давайте  проверим   отсутствующих в  классе. -Учащиеся  приветствуют учителя,  а так же  готовят рабочие места к  работе.  
II. Актуализация знаний по предыдущей  теме урока.  
(10 мин.) -Напомните мне  тему  прошлого урока. 
Да  совершенно верно,  мы  с вами изучали на  прошлом уроке  «происхождение  восточных  племен».
-Давайте  немного  освежим  ваши  знания  и поиграем  в  игру  «Вопрос – ответ». Для  этого  мы  разделимся  на  три группы,  суть  игры заключается  в том, что я   одной  из групп задаю вопрос, а  она в свою очередь дает ответ. Если группа  не справляться с ответом, то право  голоса  передается  другим  группам (приложение 1,2) -Внимательно  слушают   учителя.  Знакомятся с правилами игры.
III. Переход к изучению нового материала.
( 15 мин.) -Все  молодцы,  успешно справились с  заданиями игры.
Теперь открываем тетради, записываем тему  и число урока.
-Исходя  из названия  темы, как вы думаете, что мы  будем изучать на уроке.
-Учитель выслушивает   учащихся,  тем  самым подводя  их  к выведению цели урока. Для  выведения  цели необходимо опросить учащихся.
-После выведения  цели, переходим к  изучению первого пункта плана, а  для  этого чертим схему. 
 
292481016383000          Чудь               Мере                         Весь            
1964690165100012007851651000
                Финно-угорские племена
29248104445002048510444500115379510033000
                         Мурова         Черемисы                Мордва
-Как вы  думаете, какой  вид деятельности  был главным  у жителей  лесной  полосы?
-Да вы совершенно правы,  одним из  главных видов  деятельности было:
1.Земледелие  
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
-Как вы думаете,  почему  столько видов  деятельности существовало у  жителей  лесной  полосы?
-Одной  из главных причин,  является суровый  климат, который  оказывал влияние  на  количество урожая.
-Так  же  лесные  жители активно развивали ремесло. Что такое  ремесленное  производство?
-Ремесленная  деятельность  у  лесных  жителей  была  разделена между  мужчинами и  женщинами
-Как вы думаете,  чем  занимались мужчины,  а чем  женщины?
Давайте запишем:
Мужчины
1.Утварь из  дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
-Основным  местом проживания  лесных  жителей  были  полуземлянки. Около    них  находились городища. Что  такое городища?
-Так же  у  финноугров  были свои  религиозные верования.Прежде всего они верили в силы лесов рек, в существование водяных и русалок. Главным  божеством был  бог  Перун.
-Продвижения  славян по  данной  территории  получило название  колонизации. В  процессе  колонизации  славян  заимствовали у  населения  много  названий  рек и  озер.
 Помимо   финно-угорских племен  так  же  существовало ираноязыческое население.
- Они так  же оказали влияния  на развитие русского  языка, что выражается  в  заимствование  таких слов  как:
1.Бог
2.Топро
3.Хата
4.Собака.
-Помимо  этого иранские имена носили  боги Хорос  и Стрибог.
-На  этом изучение жителей  лесной  полосы  мы заканчиваем  и  переходим  к  изучению  еще нескольких племен. А  для  более  удобного  изучения  давайте разобьемся  на три  группы: каждая  группа  заполнит по  одной  колонке из   таблицу. После чего мы   проверим правильность выполнения  работы (приложение 2) 
-Все молодцы, с  заданием справились.  Последнее   государство, которое мы  рассмотрим -  это Византия.
-Как вы  думаете,  оказала  ли влияние  на развитие  славян Византия? 
-Вы правы. Многие достижения  культуры  славяне заимствовали именно у  Византии,  т.к. именно  Византия считалась одним из развитых государств. О чем свидетельствуют раскопки древней столицы  Константинополь (Стамбул),  который среди славян  получил за свою красоту  название -  Царьград, но  даже несмотря  на свое развитие  и могущество в 860 году  город будет разрушен воинами с северных  берегов моря, которые называли себя  Рост и Русь. -Учащиеся  записывают тему « Соседи  восточных славян», а так же  число 4.02.16
-Учащиеся  выдвигают  предположения  на поставленный  вопрос,  а так же выводят цель урока.
-После формирования цели урока ,учащиеся  совместно  с  учителем записывают схему
                                                                                  Чудь                      Мере                     Весь    
21443954191000140589012065002260604191000
         Финно-угорские племена
2216150444500140589044450037147510033000
  Мурова        Черемисы                      Мордва
-Учащиеся  выдвигают свои мнения. 
-А  так  же слушают учителя  и записывают основную информацию в  тетрадь.
Виды  деятельности :
1.Земледелие  
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
Занятие :
Мужчины
1.утварь из  дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
-Городище –это постройка окружена земляными  волами.
IV. Работа учащихся в группах.
( 10 мин.) -Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости 
Работа учащихся в группах по алгоритму:
1. Выбор лидера группы.
2. Выбор хранителя времени.
3. Работа с тестом параграфа (чтение, выбор главного)
4. Работа с вопросами.
5. Совместное обсуждение.
6. Выполнение задания.
7. Выбор выступающего.
V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала (5 мин.) -По окончании  выполнения  групповой работы. Учитель  выслушивает ответы  учащихся. -Учащиеся  выступают   с ответами на вопросы.
VI . Подведение итогов.(5 мин.) Рефлексия
1. Какую тему мы сегодня с вами изучали?
2. Как вы думаете, почему нам с вами удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов, связанных с нашей темой?
- как мы это делали?- зачем мы это делали?- достигли ли мы тех целей, которые перед собой ставили?
Так  же  проведение  самооценивание  учащихся. -Ответы  на поставленные  вопросы  учителя выражение  мнения  по поводу  оценок  за урок. Заполняют  оценочный лист
VII. Домашнее задание.(2 мин.) -Выучить определения, подготовить сообщение по группам о древнеславянских языческих божествах.
Запись домашнего задания в дневник.
Приложение №1.
Оформление  записей на доске Оформление  записей  в тетради
Число.04.02.16
Тема: «Соседи восточных славян»
Цель: сформировать  представления о соседях  восточных славянах.
Записи по первому  плана.
Схема. Финно-угорская  языковая семья.
         Чудь               Мере                  Весь            
2048510317500264985560960001019810381000
               Финно-угорские племена
925830482600027419304445002048510444500
          Мурова                 Черемисы             Мордва
Виды  деятельности :
1.Земледелие  
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
Основные виды  деятельности:
Мужчины
1.Утварь из  дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
Заимствование слов:
          1.Бог
2.Топро
3.Хата
4.Собака. Число.04.02.16
Тема: «Соседи восточных славян»
Цель: сформировать  представления о соседях  восточных славянах.
Записи по первому  плана.
Схема. Финно-угорская  языковая семья.
101981018097500     Чудь                   Мере                  Весь            
2048510622300027628853175000
                Финно-угорские племена
925830482600029248104445002048510444500
          Мурова                 Черемисы           Мордва
Виды  деятельности :
1.Земледелие  
2.Скотоводство
3.Собирательство
3.Рыбная ловля
Основные виды  деятельности:
Мужчины
1.Утварь и  дерева и бересты.
Женщины:
1.Шили одежду
2.Ткали
3.Вышивали
Заимствование слов:
          1.Бог
2.Топро
3.Хата
4.Собака.
Приложение №2.
Название племен Век существования Место расположения Основные понятия и  годы
Тюркский  и Аварский  каганат  6-8 Предгорья  Алтая Каган, хан-глава государства. Авары - кочевенные племена. Дулебы-племена  славян
Хазарский каганат 7 Нижнее  Поволжье Итиль - столица. Иудаизм - религия. Дань - выплата  денежных  средств.
Волжская  Болгария   8 Территория  от Кубани  до Днепра Казань - столица. 922-принятия ислама.