«ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ РЮРИКА», конспект урока истории, для учащихся 7 класса
ДАТА:
КЛАСС: 7
ТЕМА:
«ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ РЮРИКА»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений у учащихся об объединении восточных славян под властью Рюрика
ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с причинами объединения восточных славян под началом Рюрика;
Коррекция и развитие зрительной памяти через специальные упражнения;
Вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
IX век – объединение восточных славян; Рюрик – первый русский князь.
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Послы, пленники, княжество
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII в.», иллюстрации по теме
ТИП УРОКА:
Сообщение новых знаний
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное жужжащее чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Откройте тетради и запишите дату и классная работа. Сейчас мы проведём диктант дат. (1 УЧАЩИЙСЯ У ДОСКИ)
1256 г.1721 г.1987 г.1900 г.
Учащиеся:
ПРОВЕРКА С ЗАПИСИ НА ДОСКЕ
Учитель:
Сейчас вам нужно определить по году – половину века и век. (1 УЧАЩИЙСЯ У ДОСКИ)
1256 г.- 2 половина XIIIвека1721 г.- 1 половина XVIII века
1987 г. – 2 половина XXвека1900 г. – 2 половина XIX века
Учащиеся:
ПРОВЕРКА С ЗАПИСИ НА ДОСКЕ
Учитель:
Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о славянских воинах и богатырях
Учитель:
Кто участвовал в войнах, приносили добычу у восточных славян?
Учащиеся:
У восточных славян участвовали в войнах и приносили добычу дружинники.
Учитель:
Что такое засека?
Учащиеся:
Засекой называли заграждение из поваленных деревьев.
Учитель:
Кого из воинов называли дозорными?
Учащиеся:
Дозорными называли воина, который постоянно находился на засеке.
Учитель:
Расскажите, как были вооружены восточные славяне?
Учащиеся:
Основным оружием у восточных славян был лук и стрелы. Лук носили на левом плече в кожаной сумке, на правом боку воин вешал сумку со стрелами – колчан. Еще восточные славяне были вооружены копьём. В бою славяне использовали меч, боевой топор в виде полумесяца – секиру и палицу. Защищались от ударов врага славяне мечом.
Учитель:
Кого называли богатырями?
Учащиеся:
Богатырями называли воинов, особо отличившихся в боях своей силой, смелостью, боевым умением.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Правления государством у славян, такого как у нас не было. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейшина. Славянские племена между собой ссорились. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тем, кто или что прекратило междоусобицы между славянами.
Откройте тетради и запишите тему урока.
Тема урока: «ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОД ВЛАСТЬЮ РЮРИКА»
Учащиеся: ( записывают тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Сегодня при изучении новой темы нам встретятся новые слова: послы, пленники, княжество.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ПОСЛЫ – ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОСЕДНИХ НАРОДОВ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
ПЛЕННИКИ – ЛЮДИ, КОТОРЫХ ВЗЯЛИ В ПЛЕН ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
КНЯЖЕСТВО – ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЁН ПОД ВЛАСТЬЮ КНЯЗЯ
Учитель:
Как мы с вами уже сказали - правления государством у славян, такого как у нас не было. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейшина. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали все дела сообща. Чужие воины приходили на землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Тогда один старый и умный начальник славян по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал им говорить: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также и о том, чтобы чужие народы не обижали вас!»
Послушались славяне умного совета. И послали они послов за моря в другую далёкую страну, где жил народ по имени варяги. Славянским племенам нравилась смелость и храбрость варягов. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным начальникам, которых варяги называли князьями, с такими словами: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами!». Варяжские князья согласились и пришли править к славянам. Править пришли три варяго – русских князя: Рюрик и два его брата Синеус и Трувор. Сам Рюрик поселился в Новгороде, самом древнем городов славянских, второй брат – Синеус обосновался на земле лежащей около Белого озера, а третий брат – Трувор – в славянском городе Изборске.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
РЮРИК – В НОВГОРОДЕ,
СИНЕУС – ОКОЛО БЕЛОГО ОЗЕРА
ТРУВОР – В ИЗБОРСКЕ
Так в 862 году родилось Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
862 ГОД – РОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Учитель:
Почему старейшина Гостомысл посоветовал старым людям поискать себе человека, который смог бы объединить славян?
Учащиеся:
Старейшина Гостомысл посоветовал старым людям поискать себе человека, который бы смог объединить славян потому, что славяне между собой ссорились и разбирать их ссоры, мирить их и заботиться о том, чтобы на них никто не нападал.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
ПРИЧИНЫ:
СЛАВЯНЕ ССОРИЛИСЬ МЕЖДУ СОБОЙ;
НЕ КОМУ РАЗБИРАТЬ ИХ ССОРЫ, МИРИТЬ ИХ;
НЕКОМУ ЗАЩИЩАТЬ ОТ НАПАДЕНИЯ ВРАГОВ.
Учитель:
Почему восточные славяне решили пригласить на княжение князей из варяжского племени?
Учащиеся:
Восточные славяне решили пригласить князей из варяжского племени потому, что славянским племенам нравилась смелость и храбрость варягов.
Учитель:
Кто из варяжских князей согласился управлять восточными славянами.
Учащиеся:
Управлять восточными славянами согласились варяжские князья Рюрик и два его брата.
Учитель:
Как звали братьев Рюрика?
Учащиеся:
Братьев Рюрика звали Синеус и Трувор.
Учитель:
Где начали княжить варяжские князья?
Учащиеся:
Варяжские князья начали княжить: Рюрик – в Новогороде, Синеус – на Белом озере, Трувор – в Изборске.
Учитель:
Когда родилось Русское государство? Определить век по ленте времени.
Учащиеся:
Русское государство родилось в 862 году, IX век.
Учитель:
Прошло два года и Рюрик из трёх братьев остался один, братья Рюрика умерли. Дружина Рюрика была сильная, в ней были объединены и варяги и славяне. Рюрик со своей дружиной навел порядок на славянских землях, и таким образом славянские земли постепенно объединились под властью Рюрика. После объединения славянских земель Рюрик начал воевать с соседними славянскими племенами и присоединять земли. На новых присоединённых землях Рюрик приказал строить новые города и крепости для защиты от нападения врагов. Дружинники Рюрика воевали с соседними племенами, завоёвывали их и заставляли платить дань. Во время войн дружинники брали много пленников, которых заставляли работать: пахать землю, выращивать урожай, учили их различными ремёслами. Земли, объединённые под властью Рюрика, становились богатыми, а сам Рюрик был самым богатым и знатным среди славянских князей. Чтобы защищать славянские земли от нападения врагов Рюрик отправлял дружинников служить в новые города, где в каждом городе назначались во главе дружины старшие дружинники.
Земли в которых княжил Рюрик, стали называться русской землёй, Русью. С тех пор за нашими предками и закрепилось название русские. Столицей, т.е. главным городом русских земель – стал город Новгород.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
НОВГОРОД - СТОЛИЦА РУСИ
Варяжский князь Рюрик стал основателем нового русского княжеского рода. Племена восточных славян объединились под его властью. Образовалось первое славянское княжество - Русь.
Учитель:
Что делал Рюрик для объединения восточных славян?
Учащиеся:
Для объединения восточных славян Рюрик начал воевать с соседними племенами и присоединять земли.
Учитель:
Что делал Рюрик для защиты городов от нападения врагов?
Учащиеся:
Чтобы защищать славянские земли от нападения врагов Рюрик отправлял дружинников служить в новые города и приказывал крепости для защиты от нападения врагов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке говорили об объединение восточных славян под властью Рюрика
Учитель:
Когда произошло объединение восточных славян под началом Рюрика?
Учащиеся:
Объединение восточных славян под властью Рюрика произошло в 862 году.
Учитель:
Из какого племени был Рюрик?
Учащиеся:
Рюрик был из племени варягов
Учитель:
Как звали его братьев?
Учащиеся:
Братьев Рюрика звали Трувор и Синеус.
Учитель:
Почему славянские старейшины обратились к этому племени?
Учащиеся:
Славянские старейшины обратились к варяжским князьям потому, что им нравилась храбрость, мужество и смелость варягов.
Учитель:
Что делал Рюрик для объединения восточных славян?
Учащиеся:
Для объединения восточных славян Рюрик начал воевать с соседними племенами и присоединять земли.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 99 - 102 , ЧИТАТЬ,
II ГРУППА – СТР. 99 - 102 , ЧИТАТЬ подготовиться к уроку повторения
прочитать темы: 4,5,6,10
III ГРУППА – СТР. 99 - 100 , ЧИТАТЬ