Урок геометрии в 7-8 классе. Тема урока «Осевая симметрия» 
 
Методическая разработка урока 
геометрии в 7-8  классе
«Осевая симметрия» 
 
Урок геометрии в 7-8 классе 
Тема урока «Осевая симметрия» 
Цели урока:
образовательные:
- создать организационные и содержательные условия для развития умений строить симметричные фигуры, находить оси симметрии в различных геометрических фигурах и предметах окружающей действительности;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и эстетическую значимость материала;
коррекционно-развивающие:
- развитие мышления, внимания и математической речи учащихся;
- создание условий для творческой самореализации личности, развития познавательной активности учащихся на примерах сравнения симметрии в природе и в повседневном окружении;
воспитательные:
- воспитывать аккуратность, ответственность, настойчивость;
- способствовать формированию атмосферы сотрудничества в классе.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный с элементами проблемного обучения.
 Оборудование: компьютер, экран, презентация, рисунки, магниты. Цветной мел, чертежные инструменты, конверты с набором геометрических фигур.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
                                          СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Актуализация.
Мы живем в стремительном 21 веке не задумываясь, почему некоторые окружающие нас предметы пробуждают чувство прекрасного, а другие оставляют равнодушными.
   Летом – божья коровка, осенью – желтые кленовые листья, зимой – снежинки. Мы идем по улице и вдруг замедляем шаг. Увидев красивое и пропорциональное здание.
   Эту цепочку можно продолжить. Но мы сегодня будем говорить конкретно – о красоте и гармонии живой и неживой природы, прикоснувшись к прекрасному математическому явлению – осевой симметрии. (Слайд № 3).
Постановка задач.
Запись даты и темы урока (на доске и в тетрадях)
                                  «Осевая симметрия»
2.2. Сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы:
- Что такое симметрия?
- Научимся определять симметричные фигуры;
- Научимся строить точки и фигуры симметричные относительно прямой;
- Какую роль играет симметрия в жизни человека?
III.   Повторение ранее изученного.
3.1. Итак, что мы понимаем под словом – симметрия? (Слайды № 4)
3.2. Какие фигуры называются симметричными? (Слайды № 5)
3.3. Работа с геометрическими фигурами (раздать конверты с материалом – круг, квадрат, прямоугольник). Сколько осей симметрии у каждой фигуры?  Почему у квадрата 4 оси, а у прямоугольника 2?
3.4. Демонстрация симметричных и несимметричных фигур (Слайд № 6, № 7). Сколько осей симметрии у них?
IV.   Осевая симметрия. (Слайд № 8).
4.1. Построение точки симметричной данной. Какие нужны инструменты?  (работа на доске и в тетрадях). (Слайд № 9).
4.2. Построение отрезка, симметричного данному (работа на доске и в тетрадях, индивидуальная помощь). (Слайд №10).
V.   Групповая работа (класс делится на две группы, придумать названия)
   Нарисовать от руки фигуру, симметричную данной относительно оси симметрии.
VI.   Самостоятельная работа (дифференциация задания). (Слайды № 10. № 11).
Построить треугольник (отрезок) симметричный данному относительно оси симметрии.
   Работа сложная и будет оцениваться по качеству выполненной работы. Если работа выполнена четко, то мы увидим воочию, что точки действительно построены симметрично.
VII.   Симметрия в природе.
Бабочка – домашнее задание. (Слайд № 12).
   Внимательное наблюдение показывает. Что основу красоты многих форм, созданных природой, составляет симметрия. (Слайд № 13).
   Ярко выраженной симметрией обладают листья, цветы, плоды. Экологи провели исследования и определили, что если листья у березы не симметричны, то экологическая обстановка в этом районе неблагополучная, есть химические загрязнения или радиация. (Слайд № 14).
   Предлагаю провести исследования с нашим местным материалом (листья березы).
   Идеальным примером симметрии являются снежинки и представители животного мира. (Слайды № 15, № 16).
   Красоту человеческого тела тоже объясняет симметрия. Однако человеческая фигура может быть несимметричной. Это  сколиоз – искривление позвоночника, приобретенное неправильной осанкой. Основная причина сколиоза – неправильная поза во время уроков. (Слайд № 17). 
   Нагляднее всего симметрия видна в архитектуре, в этих сооружениях мы наблюдаем соразмерность, пропорции, а значит и красоту. (Слайд № 18, № 19).
VIII. Определите симметричные и несимметричные предметы, проанализируйте почему.  (Слайд № 20).
IX.  Работа с фотографией школьного объекта. (Слайд №21).
   Что вы можете сказать об этом фото? Наблюдаете ли вы симметрию? Какое несоответствие симметрии наблюдаете?
   Это здание реконструировали, его восстановили буквально из руин. Оно построено в 19 веке, в 1896 году. Вычислите сколько же лет зданию? 2015-1896=119 (лет).
   А какие симметричные объекты школы вы можете назвать? (Беседка, крыльцо, горка).
X.   Работа по парам. (Конверты с фигурами)
   Разложите фигуры на две части – симметричные и несимметричные.
XI.   Обобщение. (Слайд №22).
 Итак, что же скрывается под красивым словом симметрия?
Какие фигуры называем симметричными?
Какую роль играет симметрия в жизни человека?