Технологическая карта по теме Осевая симметрия 6 класс


учитель: Прокопьева Светлана Анатольевна
город: Зеленодольск, РТ
МБОУ: Гимназия № 10
Тема урока: Осевая симметрия
Цели урока:
- обучающие: повторить понятие центрально-симметричных фигур, ввести понятие осевой симметрии, научить строить точки и отрезки, симметричные относительно прямой, знать термины «симметрия», «ось», «симметричная фигура»
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать навыки решения задач на построение
- воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, способствовать пониманию необходимости совмещения интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Тип урока: изучение нового материала
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
Математика 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович;
Математика 6 класс: самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений под редакцией И.И. Зубаревой,
рабочие тетради, салфетки, ножницы, чернила.
Технологическая карта урока математики в 6 классе
по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
А какую тему мы разбирали в начале учебного года?
Вспомните, какие фигуры мы называли центрально-симметричными. Включаются в деловой ритм урока.
Рассматривали нахождение расстояния между точками, применяли в задачах формулу ρ(х;y)=|x-y|
Поворот и центральная симметрия
Это фигуры, которые можно получить при помощи поворота на 180° Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Актуализация и фиксирование индивид. затруднения в пробном учебном действии. Актуализация опорных знаний и способов действий. 1. Рассмотрим по учебнику № 306 на стр.66.
Подумайте, по какому признаку собраны фигуры на рисунке в этом номере?
2. Распределите по этим группам фигуры, изображенные на следующем рисунке
3. Приведите свои примеры таких фигур, которые можно присоединить к третьей группе
В 1группе-фигуры центрально-симметричные,
во 2группе-фигуры нестандартные,
в 3группе-фигуры, которые состоят как бы из двух одинаковых половинок
Мозаика-в 1гр., бабочка- в 3гр., птичка и вензель- во 2 гр.
Дети приводят примеры фигур, симметричных относительно прямойКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.Познавательные и логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Практическая работа: вырезать снежинку
Проблема: разверните снежинку и проведите на ней карандашом линии, по которым вы ее сгибали.
Согните снежинку по одной из этих линий. Что вы заметили?
Цель урока: научиться находить фигуры, которые можно перегнуть так, чтобы обе половинки совпали Учащиеся вырезают снежинки
Дети замечают, что все вырезанные рисунки совпали
По сборнику задач С-10.1 вариант 1и2, задание 1-находят такие фигуры Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов, выполнение практического заданияПознавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной целиЛогические: формулирование проблемы
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы Вспомните первые уроки и попробуйте назвать те фигуры, которые мы рассматриваем.
Эти фигуры являются симметричными относительно оси. А где еще вы встречали понятие «ось»?
Записываем в тетрадь тему урока: «Осевая симметрия»
Практическая работа: на лист бумаги капните осторожно немного чернил, согните лист пополам. Что вы увидели?
А теперь попробуем построить такой же рисунок в тетради. Рассмотрим № 309, рис.31
Сопоставьте рис.31 и свой рисунок с кляксой. Чего не хватает на вашем рисунке?
Как должна проходить эта линия? Что означает квадратик возле точки О на рис.31?
Проблема: как построить прямой угол от точки до прямой?
Прочитайте решение № 309 по учебнику, еще раз внимательно рассмотрите рисунок 31 и обсудите в паре построение
Симметричные

Дети вспоминают ( например, земная ось, колесная ось и др.)
Клякса отпечаталась на другой половине листа
Не хватает линии между кляксами
Квадратик означает прямой угол, значит линия должна проходить перпендикулярно
С помощью угольника
Учащиеся работают с учебником Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной целиЛогические: формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
5.Первичное закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Разберем № 310(а)
Необходимо сделать в тетради такой же рисунок и построить отрезок А1В1 симметричный отрезку АВ относительно прямой L, для этого нужно
построить из точки А перпендикуляр на прямую L,
построить из точки В перпендикуляр на прямую L,
измерить расстояние от точки А до прямой L и отложить его с противоположной стороны от прямой L, поставить точку А1
измерить расстояние от точки В до прямой L и отложить его с противоположной стороны от прямой L, поставить точку В1
соединить точки А1 и В1
получили отрезок А1В1 с противоположной стороны от прямой L
Вы получили подробный алгоритм построения отрезка, симметричного данному, относительно прямой. Теперь попробуйте самостоятельно выполнить построение в № 310(б).
Проблема: отрезок АВ уже расположен перпендикулярно прямой L. Учащиеся выполняют построения, следуя инструкциям учителя
Учащиеся задают вопросы по ходу построения, если они возникают
Учащиеся задают вопросы по ходу построения, если они возникают Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Самостоятельная работа.
Вариант I Сборник задач С-10.1(№2)
С-10.2(№1а)
Вариант II Сборник задач С-10.1(№2)
С-10.2(№1а)
Взаимопроверка Самостоятельное решение задач на построение в тетради.
Взаимопроверка. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Какие фигуры называются симметричными относительно прямой - оси симметрии?
Как построить точку, симметричную данной точке относительно оси симметрии?
Расскажите о построении отрезка, симметричного данному относительно прямой L.
Оценить отдельных учащихся Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и задают свои, если они возникают
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. № 310(вг)
№ 312, 313, 315-устно Учащиеся записывают домашнее задание 9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте улыбающийся смайлик.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нарисуйте спокойный смайлик.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то нарисуйте грустный смайлик. Учащиеся рисуют смайликиКоммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия