Конспект занятия внеурочной деятельности Словесные забавы по теме Как рубашка в поле выросла (2 класс)
Как рубашка в поле выросла - Из чего сделана одежда
Здравствуйте дорогие ребята! Мы продолжаем наше путешествие по традициям и обычаям, истории русской культуры. И сегодня мы с вами поговорим о … растении, которое наши предки выращивали на протяжении всей своей истории, и растение это называется лён.
Это замечательное растение выращивают с незапамятных времен. Растить его долго и трудно, и порой, чтобы одеть новую рубаху или сарафан, потребовался бы целый год – от посева семян весной, до готового изделия поздней осенью или зимой.
Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло. Лён до сих пор считается целебным растением. Из льняного полотна шили постели, в льняное полотно пеленали младенцев, льняную одежду носили все от мала до велика, и даже раны и ссадины заживали быстрее, если их обвязать полоской льняного полотна. Кроме того встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.
Что такое лен, вы теперь знаете - растение, как и хлопок. Оно растет не на юге, а на севере, в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Ему не надо много солнца. И ему не нужен частый полив.
Ну а как же растили лен?
Сызмальства дети на Руси приучались к труду и помощи взрослым, и даже самые маленькие из них точно знали, как вырастить лен. Как, - удивитесь вы? А очень просто. Есть такие русские народные песни, под одну из которых водили хороводы, она называется «Лен, Ленок». Наводившись хороводы, детишки все запоминали. И так им было еще интереснее помогать своей семье и при выращивании льна.
Русская народная хороводная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»
Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
(..чеботами приколачивалиТы удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной …)А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали, и повтор. (…)Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали, и повтор. (…)А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали, и повтор. (…)А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали, и повтор. (…)Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали, и повтор. (…)А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали, и повтор. (…)А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали, и повтор. (…)А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали, и повтор. (…)А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали, и повтор. (…)А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали, и повтор. (…)А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.
Припев.
(Кратко) - Поле надо было освободить, осенью вырубали деревья, а весной жгли лес. Работали все вместе, пахали, бороновали и сеяли. Приходилось пропалывать в жаркую погоду. Чтобы получить ткани очень хорошего качества, белый и мягкий, лен собирали еще зеленым, ну а если в хозяйстве требовались мешки, веревки и другая грубая материя, оставляли лежать до осени. Затем стебли перебирали, молотили, трепали, причесывали, вымачивали, сушили и уже только тогда пряли на прялке нити. Далее на ткацком станке ткали полотно, после этого кроили, шили и вышивали.
А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля? Ей конопатят – затыкают щели. Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник». Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!
В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. Вы можете сами найти и посмотреть — телепередачу «Ремесло».
А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.
К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает «Что ты, тятя, делаешь» — «А вот сею ленок, дочка вырастет рубашка тебе и Васютке».
Задумалась Таня никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке «Славная у тебя рубашечка будет!»
Прошло ещё несколько недель травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,— подумала Таня,— но рубашечек таких я ни на ком не видала».
Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.
Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» — опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала «Где же тут рубашечка Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! — думает Таня.— А где же рубашечка»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.
Спросите детей, почему про лён так говорят:
Лён любит поклон.
Лён ручки любит.
Посеешь лён – пожнёшь золото.
Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
Много льна – денег закрома.
Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
Лён вымотает – лён и озолотит.
Мни лён доле, волокна буде боле.
Загадки про лён.
Почему так говорится о льне в загадке как он « в сыру землю ушел», какую «синюю шапку нашел»
Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.
Вся славянская одежда обязательно покрывалась магическим охранительным узором: и ворот, и рукава, и подол, и пояс. Причем даже ткань сама по себе была непроницаемой для злых сил, поскольку ее изготавливали с помощью предметов, тоже «украшенных» магическим орнаментом (например, прялка и ткацкий станок). Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома, бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода - самые сильные из оберегов, т.к. ближе всего находились к телу человека.
Вышивка - едва ли не самое развитое искусство среди многих видов народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме. Издавна женщины всех народов с большим увлечением и мастерством украшали одежду и быт различной вышивкой, создавая ценные образцы прикладного искусства, которые не только украшали, но и оберегали от злых духов. Обереги делились на Мужские, Детские и Женские.
Женские обереги – особо сильные, так как именно женщинам как продолжательницам рода требовалась самая мощная защита. Следом – дети, им одежду шили из одежды их родителей не только и столько потому, что не из чего, а потому что у взрослых родителей уже полностью сформировалась собственная энергетическая защита, и одевая родительскую одежду, дети находились полностью под защитой своего Рода. Затем Мужские обереги. Жены вышивали их одежду специальными орнаментами и нитями специальных цветов, и с любовью сделанная одежда хранила их лучше всякого щита в боях, от укусов зверей и насекомых на охоте в лесу, от ожогов и пр.
Солнце.Знак Солнца в оберегах приносил удачу своему хозяину, передавал ему часть солнечной энергии, отпугивал любое зло и неприятности. Птица.Фигурка птицы символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома. Оберегала семейство. По сей день это один из распространенных предметов народного творчества - деревянная птица с развернутыми крыльями.
Крест.Крест символизировал четыре стороны света. Появился задолго до христианства. Символизировал защиту со всех четырех сторон, иногда Божественную силу, стекающуюся к человеку. В сочетании с растительным орнаментом мог означать плодородие. Христианское мистическое восприятие креста лишь укрепило славянскую веру в его мистические свойства.