Методическая разработка занятия по обществознанию на тему: Духовный мир и деятельность человека
Тема: «Духовный мир человека и деятельность».
Цели:
Методическая цель: Применение информационных технологий обучения, способствующие целостному представлению связи духовного мира человека и его деятельности.
Образовательные: Обобщить знания студентов по теме: «Духовный мир человека и деятельность».
Развивающие:создание условий, мотивирующих студентов к познавательной деятельности, развивать умения высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, развивать навыки исследовательской работы.
Воспитательные: воспитание общей культуры, ответственности, внимательности, активности, способствовать выбору верных ориентиров в жизни; убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.
Тип занятия: повторительно-обобщающее занятие.
Методы применяемые на занятии:
1.Исследовательский; 2.Частично-поисковый; 3.Практический; 4.Проблемный , 5.Мозговой штурм
Комплексно-методическое обеспечение:
1.Компьютер, 2.Видеопроэктор,3.Видеоролики :«Услуги электрика». «Деятельность человека», видеореклама алкоголя - водки «Хортица», «Мир не без добрых людей», А.Шнитке «Объяснение в любви», Л.Бетховен фрагмент из Симфонии №5, П.И.Чайковский «Вальс цветов», «200 способов подвески люстр и светильников».
Видеоклипы: Нюша «Выше», С.Лазарев «Даже если ты уйдёшь», Герои «Пока мы молоды» А. Маршал «Чёрный ворон», Трио Маренич«Несе Галя воду»,С.Ротару «Иоане» .
Фрагменты из фильмов: «Матрица», «Солярис», «Мастер и Маргарита», «Идиот»,
«Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы или с лёгким паром»,«Свадьба в Малиновке», «Доброта», сказки «Василиса Прекрасная», «Снегурочка», Морозко».
Презентации: «Живопись», «Субкультуры».
Раздаточный материал - карточки задания №1,3,4.
Межпредметная связь:
История. История развития культуры России.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Приветствие преподавателем студентов. Проверка подготовленности студентов к занятию.
II.Объявление темы, целей и задач к занятию для обучаемых.Мотивация учебной деятельности для обучаемых.
Здравствуйте уважаемые студенты!
Вы будущие специалисты электрики, после окончания нашего учебного заведения вы пойдёте работать и применять полученные у нас знания. Но вы ведь не просто электрики, вы специалисты по технической эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования промышленных предприятий.
Как вы думаете, в чём состоит ваша профессия?
Конечно, ваша будущая профессия связана с материально-производственной деятельностью, с технической деятельностью. Но современный высококвалифицированный специалист, это не только человек в совершенстве владеющий профессиональными навыками, это не только электрик 6-го разряда с различными допусками.
Видеоролик «Услуги электрика».
Это, конечно же, человек обладающий высоким уровнем культуры, нравственности, честный, справедливый, порядочный. В целом это должна быть духовно богатая, самодостаточная личность. Ведь не зря великий русский писатель А.П. Чехов сказал, "В человеке всё должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли".
Тема нашего сегодняшнего занятия «Духовный мир человека и деятельность».
И мы сегодня с вами должны ответить на главный вопрос занятия – Какова связь духовного мира человека и его профессиональной деятельности?
Задачи занятия:
1.Сформулировать, что такое духовная деятельность.
2. Раскрыть суть моральной оценки личности.
3. Определить степень взаимосвязи духовного мира человека и его профессиональной деятельности.
Вы не раз показывали на занятиях обществознания умение логически мыслить, анализировать, делали логически правильные выводы. Надеюсь, что и сегодня вы меня не подведёте и покажете все накопленные знания и умения по данному разделу и порадуете и меня и преподавателей-гостей.
Но это будет необычное занятие - это занятие-ярмарка. Что же такое «ярмарка», а слово это означает большой торг, ну а товар - это ваши знания. У нас с вами будет большая древнерусская ярмарка, а система оплаты у нас будет производиться бартером.
Продав товар - знания мне, вы получаете, так как вы будущие специалисты электрики, необходимые вам в будущей профессии самые необходимые инструменты.
За каждый правильный ответ инструмент 1 балл. Собирать инструменты вы будете в чемоданчик, в не простой чемоданчик, а профессиональный чемоданчик начинающего электрика. Кто соберёт весь чемоданчик, получает «5». Кто два чемоданчика соберёт «две «5». А кто из студентов проявит себя лучше всех, тот заработает билет в кинотеатр для расширения своего духовного кругозора.
Экспертная комиссия, состоящая из студентов группы и одного преподавателя, будут мне помогать оценивать правильно ответы студентов, а так же поможет определить лучшего отвечающего студента.
Оценивать будут по следующим критериям: Приложение 1.
1. Правильность изложения материала-
2. Логика изложения материала, чёткость-
3. Культура изложения материала, речь-
4. Дополнения -
5. Уважение к отвечающим-
6. Поведение студента в ходе занятия -
III.Актуализация опорных знаний
План занятия:
1.Что такое духовная деятельность.
А. Мировоззрение
Б. СМИ
В. Виды культур
2. Моральная оценка личности. Доброта (8:59-16:10)
3.Духовный мир человека и его профессиональная деятельность
Ход занятия:
"В человеке всё должно быть прекрасно
- и лицо, и одежда, и душа, и мысли".
А.П.Чехов
1.Что такое духовная деятельность.
Вопрос1.
Что такое деятельность?
Прежде чем ответить на вопрос, давайте посмотрим маленький
видеоролик «Деятельность человека».
Итак, начинаем работать. Что же такое деятельность?
Обращаю ваше особое внимание, что все полученные вами задания выполняются на скорость, кто быстрее, правильнее, точнее ответит, тот быстрее продаёт свои знания - товар и зарабатывает бонусы - инструменты.
Задание 1.
Укажите различия между материальной и духовной деятельностью. Приложение 2.
Сопоставление
Материальная деятельность – это Духовная деятельность – это деятельность, направленная на деятельность человека связанная сизменение, преобразование природы изменение сознания людей.
и общества.
Экспертная комиссия соберите выполненные задания.
Ребята подпишите работы. Каждая работа выполняется 2-мя студентами. И подписать должны два студента.
Задание 2.
Из ниже перечисленных предметов выделите те, которые могут изменить сознание человека. Аргументируйте ответ.
Преподаватель достаёт по очереди 5 предметов из чёрного ящика – учебник «Русская литература», «Библия», бутылка из под водки, чистый лист, ложка.
Задание 3. Приложение 3.
Ниже названы продукты человеческой деятельности. Все из них, за исключением одного, созданы в результате духовного производства. Найдите и укажите продукт, «выпадающий» из этого ряда.
Научные открытия.
Моральные нормы.
Образовательные услуги.
Народные песни.
Свадебные обряды.
Образы, запечатленные в живописи художника.
Ответ: образовательные услуги.
Экспертная комиссия соберите выполненные задания. Ребята подпишите работы. Каждая работа выполняется 1 –м студентом. И подписать должен 1 студент.
Задание 4.Приложение 4.
Найдите и отметьте в приведённом списке учреждения, призванные сохранять и распространять духовные ценности.
1) завод электронного оборудования
2) государственная библиотека
3) общеобразовательная школа
4) музыкальный архив
5) исторический музей
6) гидроэлектростанция
Ответ: 2,3,4,5.
Экспертная комиссия соберите выполненные задания. Ребята подпишите работы. Каждая работа выполняется 1 –м студентом. И подписать должен 1 студент.
1.Что такое духовная деятельность.
а. Мировоззрение
Вопрос 2.
Определите что является главным продуктом духовной деятельности?
Главным продуктом духовной деятельности является мировоззрение?
Вопрос 3.
Что включает в себя мировоззрение человека?
Знания, Убеждения, Верования, Настроения (пессимист, оптимист),Идеалы и т.д.
Задание 5.
Преподаватель достаёт из чёрного ящика предметы, а студенты должны определить что это за элемент мировоззрения?
-Знания – учебник по истории;
-Убеждения – произведения В.И. Ленина
-Верования - Библия
-Настроения – стакан на половину наполненный водой,
-Идеалы - фото знаменитых людей
Вопрос 4
Какие вы знаете типы мировоззрения?
Обыденное, религиозное, научное.
Обыденное мировоззрение - возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в Библии, Коране, Талмуде и др.
Научное мировоззрение - является мировоззрением, которое опирается на достижения науки.
Вопрос 5
Какова роль мировоззрения в деятельности человека.
1.Что такое духовная деятельность.
б. СМИ
Вопрос 6
Что такое СМИ? Перечислите их виды.
Задание 6.
Какова роль средств массовой информации в жизни человека и общества.
Прежде чем ответить на данный вопрос посмотрим видео и в конце просмотра сформулируем ответы.
Фрагмент из фильма «Матрица»
Что вы можете сказать после просмотра данного видео? Что вы чувствовали во время его просмотра?
Видеореклама алкоголя водки «Хортица».
Что вы можете сказать после просмотра данного видео? Что вы чувствовали во время его просмотра?
Видео «Мир не без добрых людей»
Что вы можете сказать после просмотра данного видео? Что вы чувствовали во время его просмотра?
1.Что такое духовная деятельность.
в. Виды культур
Каждое средство массовой информации должно соблюдать нормы духовной культуры, ведь средства массовой информации имеют огромное влияние на сознание как отдельного человека так и общества в целом.
Вопрос 7
Что такое духовная культура
Духовная культура – это накопленные человечеством знания- в книгах, философских и религиозных учениях и др.
Перечислите виды культур.
Элитарная, массовая, народная, субкультуры.
Задание 7.
Сейчас вам продемонстрируют видеоматериал, а вы должны определить к какому виду культуры он относится:
Кинематограф
Фрагменты из фильмов:
Элитарная культура
«Солярис», «Мастер и Маргарита», «Идиот».
Массовая культура
«Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы или с лёгким паром», «Свадьба в Малиновке».
Народная культура
Сказки «Василиса Прекрасная», «Снегурочка», Морозко»
Музыка
Элитарная культура
А.Шнитке «Объяснение в любви», Л.Бетховен фрагмент из Симфонии №5, П.И.Чайковский «Вальс цветов».
Массовая культура
Нюша «Выше», С.Лазарев «Даже если ты уйдёшь», Герои «Пока мы молоды».
Народная культура
«Чёрный ворон», «Несе Галя воду», «Иоане».
Живопись
Элитарная культура
Казимир Малевич «Чёрный квадрат», Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»,
Леонардо да Винчи «Мона Лиза», «Джоконда».
Массовая культура
Алексей Савченко «Пейзаж», «Пейзаж 2», «Натюрморт».
Субкультуры
Призентация «Субкультуры»
«Хиппи» «Эмо», « Готы», «Ванильки», «Анимэ», « Панки»
2. Моральная оценка личности.
Вопрос 8
Можно ли сказать, что человеку достаточно разбираться в различных видах культур знать произведения живописи, кинематографа, музыки и этого достаточно для того чтобы считаться культурным? А духовно богатым?
Значит, всё-таки нужна мораль?
Вопрос 9
Итак, что такое мораль?
Мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности человека, в поведении и духовной жизни, взаимовосприятия и самовосприятия людей.
Мораль- это нормы сознания.
Вопрос 10
Раскройте суть моральной оценки личности.
Моральная оценка личности - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы социально-классовой общности людей, тех или иных личностей.
Задание 8
Давайте посмотрим с вами отрывок из советского фильма Доброта» и дадим моральную оценку поведения героев фильма.
Фрагмент из фильма «Доброта»(8:59-16:10).
Вопрос 11
Сейчас мы с вами дали моральную оценку поведения героев фильма.
А ведь не бывает такого человека, который всегда поступает правильно и то что он поступает неправильно он должен осознать прежде всего сам.
А в чём выражается самооценка человека поступившего неправильно.
Самооценка выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, раскаяние.
3.Духовный мир человека
и его профессиональная деятельность.
Как мы с вами убедились духовный мир человека очень разнообразен, и чем он разнообразнее тем духовно богаче человек. О таком человеке уже нельзя говорить как о просто человеке, о таком человеке говорят – личность. А ведь мы все с вами хотим быть и должны стремиться быть личностями с большой буквы.
Конечно же духовно богатый высоко-нравственный человек-Личность никогда не позволит выполнять работу спустя рукава.
Главное что вы должны запомнить ребята - Нравственность основа профессионализма.
Задание 9
Давайте посмотрим видеоролик «200 способов подвески люстр и светильников» и дадим оценку профессиональной деятельности данных «специалистов».
Вопрос 12
Итак, давайте подведём итоги и определим какова же роль духовного мира человека как в деятельности человека в целом, так и в профессиональной деятельности в частности специалиста по технической эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования промышленных предприятий.
Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Мне интересно ваше мнение по поводу занятия.
Что вынесли вы полезного для себя из этого занятия, скажите одним предложением:
«Я из этого занятия полезного взял для себя ……
IV. Выставление и комментарии оценок.
Итак «5» сегодня получают следующие студенты……
«4» следующие студенты……
«3» следующие студенты……
Лучшим студентом по оценкам экспертной комиссии является……
Напоминаю, что деятельность студентов в ходе занятия оценивалась по следующим критериям:
1. Правильность изложения материала-
2. Логика изложения материала, чёткость-
3. Культура изложения материала, речь-
4. Дополнения -
5. Уважение к отвечающим-
6. Поведение студента в ходе занятия -
Итак лучшим студентом стал….
V. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: «Моя
профессиональная деятельность в будущем?»