Тетюев В.В. Язычество и христианство: история и современность. Доклад-статья на педагогические чтения по теме Князь Владимир: цивилизационный выбор Руси. 17 февраля 2015 год. ИПКПР.
«Язычество и христианство: история и современность».
Автор: Тетюев Вячеслав Владимирович,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №11» г. Биробиджан
В конце X века языческая Русь стала христианской; христианство было признано государственной религией.
Крещению Руси предшествовали годы осмотрительного изучения всего того, что тогдашний мир предлагал с точки зрения религиозного выбора. И из всего многообразия этих предложений князь Владимир делает судьбоносный выбор, принимает веру православную. А поскольку крещение князя не было только его личным делом,- ведь крестился глава народа,- то его выбор стал выбором всего народа.
Конечно, сознательно христианизировалась небольшая, лучшая часть русского общества. Народная масса долго оставалась при своем прежнем языческом миросозерцании, которое постепенно забывалось и видоизменялось под влиянием нового христианского вероучения.
Миросозерцание наших предков в историческую эпоху, начиная с X века, слагалось из двух главных элементов: остатков древнерусского язычества и христианства. Церковь с самых ранних времен ведет борьбу с остатками язычества, против языческих верований, обычаев, суеверий. Иногда против всего этого боролись и церковь и государство. Основными методами церкви были богослужение, таинства, убеждение, канонические постановления. Помимо этого, стремясь к скорейшему и наиболее глубокому усвоению русским народом христианства, наши князья официально предоставляли церкви право суда даже над некоторыми видами преступлений. Митрополиты и епископы судили не только церковные преступления, но и гражданские и уголовные.
Вот примеры таких преступлений: роспуст (развод), заставанье (прелюбодеянье), пошибанье промежду мужем и женою об имуществе, ведовство, зубоежа (укушение в драке), брань скверными словами и т.д. [1].
Христианство внесло в русское общество высокие нравственные принципы, вследствие чего многие поступки, законные или безразличные с языческой точки зрения, теперь становились греховными, следовательно, недозволенными.
Но несмотря на все действия церкви и государства по борьбе с остатками язычества, многие из христиан того времени практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов.
В Киевской Руси прочное место в сознании людей заняло двоеверие. И здесь православная церковь продолжает свою непрестанную работу по воспитанию народа в христианском духе. Даже языческие праздники церковь смогла подбирать и переосмыслять, а языческие храмы переосвящать.
Смысл педагогики церкви понятен: надо ослабить бытовое общение новообращенного христианина с его еще языческими соплеменниками и соседями. Желательно через разрыв праздничного общения.
«Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих потом становилось психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира повелено было усекнуть главу большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено». [2] . Речь в отрывке идет о празднике усекновения главы Иоанна Предтечи, который у язычников совпадал с празднованием нового года.Вот что об этом говорит Святитель Григорий Великий.
«Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу. Когда эти люди увидят что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему.» [3].
Так было в древние времена.
Прошло уже более тысячи лет с тех пор, как отцы церкви писали трактаты про язычников. Сейчас эти трактаты стали вновь актуальны. Приведу пример «Слова о лжепророках» Святителя Иоанна Златоустого (4 век). «Выслушайте внимательно мои слова. Я хочу вам показать и доказать на основе Священного Писания, что не все, именующиеся христианами, христиане на самом деле…. По названию христиан много, а на деле-очень немного. Иные по виду как будто христиане и ученики Христа, а по характеру - предатели; по названию христиане, а по убеждению язычники. Сколько христиан занимается родословиями, гаданиями, звездочетством, волшебством и талисманами, сколько христиан наблюдает несчастные дни и годы, приметы и сновидения и крики птиц?» [1].
Что мы видим в XXI столетии? Все перевернулось с ног на голову. Люди, называющие себя христианами, возрождают магические обряды, суеверия, и считают это нормальным, совместимым с их верою. Многие называют себя верующими людьми, но это не останавливает их ответить «К черту!» на пожелание: «Ни пуха ни пера!». А на вопрос: «Как дела?» они переплюнут три раза через левое плечо, три раза постучат по дереву, чтобы не сглазить, и скажут: «Да ничего, слава Богу!».
Вот краткий список тех примет и языческих поверий, которые прижились в нашем быту и приводят ко многим проблемам в жизни христиан.
Обращение внимания на числа-магические, счастливые, несчастливые-6,7,13 и т.д. Тяжелые дни-понедельник, тяжелое время-май (маяться будешь). Обращение внимания на крики птиц: совы, кукушки, вороны. «Счастливые приметы»: человек с полными ведрами на дороге; подкова в доме; бьется посуда; встретить на дороге первым мужчину; как встретишь новый год, так его и проведешь; сходство дочери с отцом, а сына с матерью. «Несчастливые приметы»: выносить мусор вечером, кот перебежал дорогу, вернуться за забытой вещью, встретить человека с пустыми ведрами, брать что-то через порог, шить на себе, надеть одежду наизнанку, смотреть в окно на похороны, показывать больное место на себе, подметать за отъезжающим, не доесть хлеб, рассыпать соль, свистеть в доме. Суеверное отношение к физиологическим проявлениям: три раза чихнуть, звон в ушах, чешутся руки, нос, «горят» уши, щеки и т.д. Суеверные методы защиты от сглаза или заговора: стучать по дереву, плевать через плечо, булавка от «сглаза», фига в кармане. [4]. Так древние языческие представления со своими обрядами, поверьями и приметами незаметным образом стали неотъемлемой частью т.н. христианства у нас в стране. Христианин уподобился вчерашнему язычнику, сам того не осознавая.
Еще одной проблемой для современного российского общества стало проникновение западных либеральных ценностей и псевдопраздников. Так, получили широкое распространение и повсеместно празднуются чуждые христианскому сознанию псевдопраздники Хэллоуин и день Святого Валентина. Многие празднуют эти праздники, не задумываясь об их смысле и содержании, воспринимают их как веселое мероприятие для детей. Но игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психологического состояния, ни для личностного развития. [7]. Опасность Хэллоуина для детей прекрасно передана песней В. Высоцкого «О масках»: «Я в хоровод вступаю хохоча, и все-таки мне не спокойно с ними: а вдруг кому-то маска палача понравится - и он ее не снимет». [5].
Языческий по своей сути день «Святого Валентина» благодаря настойчивой рекламе и западным сериалам становится праздником и в России, праздником, увы, пошлым. Вломился он и в школы. Светские СМИ пытаются подготовить сознание подростков к восприятию вседозволенности как нормы. Снижение нормы до скотства. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях… нам нет извинения, если дети у нас развратны». [6].
Хэллоуин и подобные ему западные праздники, имея явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, подрывают наши духовные устои, способствуют распространению маловерия и атеизма.
И православная церковь вновь и вновь, борясь за чистоту человеческих душ, предлагает свои целебные средства. Если уж мы нуждаемся в праздниках, олицетворяющих любовь, преданность, счастье семейной жизни, то почему бы не праздновать день святых супругов благоверных Петра и Февронии Муромских (8 июля), или святых супругов-мучеников Адриана и Наталии (8 сентября). [6].
Христианство, в отличие от языческого образа жизни, будь то в глубокой древности или в нынешнее время,- требует от человека работы над собой, борьбы со своими страстями, постоянного воспитания духа и воли, восхождения ввысь. А идти вверх гораздо тяжелее, чем спускаться вниз. Человек, не устремляющийся к небу, обречен на то, чтобы пресмыкаться на земле. [2] .
Какой путь изберёт человек в этой жизни, зависит от каждого из нас.
Так кем же мы будем сегодня: истинными христианами, не имеющими ничего общего с язычеством, или же мы будем верить в то, во что верили с испокон веков наши предки, так и не отказавшись от язычества?
Источники.
1 . Н.М. Гальковский. Борьба христианства с остатками язычества. : Епархиальная типография, М.-1916.
2 .Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 28 июля 2012 года в день памяти Святого Благоверного Великого князя Владимира. [Электронный ресурс].URL http://patriarhia.ru.
3. А. Кураев. Церковь в мире людей. [Электронный ресурс].URL http://predaniye.ru.
4. А.Суворов. Осторожно, язычество! [Электронный ресурс].URL http://azbyka.ru.
5. В. Высоцкий. «Песня о масках». [Электронный ресурс].URL http://bards.ru.
6. День «Святого Валентина». [Электронный ресурс].URL http://eparh.ru.
7. Суть Хэллоуина. [Электронный ресурс].URL http://hram-troicy.prihod.ru.